Содержание
-
«УЧЕБНИК ИСТОРИИ»
Работу выполнили: студентки группы 04-2-106 Гладкова Е.А Штабнова А.Н. Яковлева Н.В
-
Понятие учебника
Учебник — книга, содержащая систематическое изложение знаний в определённой области и используемая как в системе образования, на различных её уровнях, так и для самостоятельного обучения.
-
Роль учебника на уроках
В современном мире, все чаще встает вопрос о необходимости приобретения учеником самостоятельных знаний. И не для кого не секрет, что без книг, самообразование невозможно. Для учеников важнейшим источником самообразования, является конечно же учебник.
-
Дидактико-педагогические требования предъявляемые к разработке учебников
-
ФОРЗАЦ
Форзац — промежуточное звено между переплетом и титульным листом. Он не имеет такого важного значения, как эти два элемента книги. Поэтому было бы необоснованным превращать его в графически самый сильный элемент внешнего оформления. Форзац используется и как элемент художественного оформления. На нем могут быть помещены рисунок, орнамент, узор, текст, связанные с содержанием книги. Даже самый цвет форзаца может быть использован для того, чтобы связать оформление переплета и титульного листа. Своеобразной разновидностью узорного форзаца является форзац из тисненой бумаги. Долгое время на изобразительный форзац смотрели как на только декоративный элемент. В соответствии с таким взглядом его помещали главным образом в наиболее нарядных' изданиях, например, в книгах подарочного типа, юбилейных изданиях и т. п. Однако изображение на форзаце может иметь не только декоративное, но вместе с тем и познавательное значение. Именно такого типа изобразительный форзац все шире применяется в школьных учебниках, справочниках, научно-популярных и научно-технических изданиях. При этом иной раз на форзацы выносятся такие рисунки, которые и по тематике, и по размеру мало отличаются от иллюстраций в тексте; такое решение дает какую-то экономию бумаги, но не учитывает специфики форзаца. Довольно часто на нем помещаются крупные рисунки, карты или таблицы, занимающие целый разворот; такое решение является более обоснованным. Но самый лучший вариант — это когда на форзаце помещен специально подготовленный (предназначенный именно для него) изобразительный материал. При декоративном решении обычно одно и то же изображение повторяется на обоих форзацах. Если же на них дается познавательный материал, то целесообразно помещать на передних и задних страницах различные изображения.
-
Методический аппарат учебника истории
-
Функции учебника истории
Информационная (раскрывает содержание образования, дает объем материала на каждый урок с учетом возраста учащихся); Систематизирующая (обеспечивает последовательность изложения содержания, систематизирует его); Обучающая (облегчает усвоение и закрепление знаний); Воспитательная (способствует реализации воспитательных целей обучения истории).
-
Этапы работы с учебником
-
Основные навыки учащихся при работе с учебником на уроках истории
-
О работе с документами из учебника на уроках истории
К историческому документу, используемому на уроке, предъявляются определённые требования соответствие целям и задачам урока; отражение основных фактов и событий изучаемой эпохи; доступность по содержанию, восприятию учащимся данного возраста; информативность — для совершенствования учебных навыков учащегося; изучение документа должно сопровождаться системой разработанных вопросов и заданий к нему. Уже в 5-м классе на уроке истории учитель вполне может привлекать исторические документы (отрывки, цитаты) повествовательного характера при объяснении нового материала, а также предлагать учащимся небольшие задания по разбору отрывка из документа (например, подтвердить свой ответ строчкой из документа). В 7–8-х классах задача может быть усложнена самостоятельным разбором и ответами на вопросы к документу. В 9–11-х классах предлагаются задания на сопоставление и критическую оценку документа (тип С в ЕГЭ). В старших классах организуется работа с источниками, к которым методист М.Т.Студеникин относит научные труды историков, политологов, экономистов, мемуары военачальников и т.д. Работа с такими произведениями строится на комментированном чтении, ответах на вопросы, выполнении заданий к источнику.
-
Работа с историческими документами включает следующие этапы: Атрибуция документа — кто автор?Когда документ был написан, создан? Где произошли события, о которых идёт речь? Объяснение новых понятий/названий/ персоналий — работа со словарём, биографическим справочником, энциклопедией и т. д. Анализ документа — какие интересующие нас факты приведены в документе? Какие выводы можно сделать на их основе? Какова позиция автора документа? Сравнение группы документов. Какие противоречия встретились в предлагаемых документах? Как их можно объяснить? Что изучаемые документы помогли узнать об историческом событии? Соотнесение документа с текстом учебника. Формирование собственного отношения к документу.
-
Персональная правка Выдержки из документов
-
Иллюстрации учебника истории
Иллюстрации в учебнике по истории играют немаловажную роль, они являются художественным сопровождением к учебнику, без которых невозможно будет понять некоторые темы и разделы. Они являются примером отображения исторической эпохи. Иллюстрации позволяют использовать задания, направленные на развитие творческого мышления и чувства прекрасного.
-
Методики работы с учебником истории
Интересны методы работы с заголовками параграфов. Первый и самый простой – это, когда заголовок параграфа ученики формулируют сами, анализируя текст учебника и пытаясь выделить, по их мнению, наиболее важные составляющие текста. Часто на своих уроках я пользуюсь следующим методом работы с заголовками. Например, на доске написано название темы урока: “Первые земледельцы и скотоводы”. Проанализировав название, ученики отмечают, на какие вопросы надо получить ответы, таким образом, формулируют цель и задачи урока по содержанию темы. Вопросы могут быть такими: что такое земледелие? Что такое скотоводство? Когда появляются эти занятия? Каковы причины их возникновения? Где сложились первые районы земледелия и скотоводства? Что изменилось в жизни людей с появлением земледелия и скотоводства? Учебник помогает развивать внимание учащихся. Вот один из приемов. После объяснения нового материала учитель предлагает ученикам прочитать параграф в учебнике и ответить, о чем он не рассказал и какие привел дополнительные сведения по сравнению с учебником.
-
К учебнику учитель прибегает и тогда, когда учит школьников делать выводы. Первоначально сообщается, что под выводами понимается самое главное, сходное, общее или различное, содержащееся в изучаемых фактах. Под руководством учителя ученики выводят новое суждение на базе одного или нескольких прежних. Затем свои выводы они сравнивают с выводами учебника. В дальнейшем они делают выводы по одному-двум параграфам, по теме в целом. Ученики также могут подбирать по учебнику доказательства к сформулированному учителем выводу или какому-либо утверждению. Например, нужно доказать, что Московский Кремль был мощной средневековой крепостью. В старших классах прием доказательства используется, когда по содержанию текста учебника анализируются существующие в науке версии и гипотезы, альтернативные точки зрения на важнейшие исторические проблемы. Отдельно стоит рассмотреть методы работы с документами и источниками, приводимыми в учебниках, так как анализ документов является важной составляющей. Учитель формирует умение давать критическую оценку документа. Ученики должны уметь определить главные идеи документа, выявлять проблемы, поставленные автором, а также должны находить доказательства тому или иному положению. Ученики в процессе работы с документом учебника проводят его разбор, воспроизводят отдельные положения текста, определяют логически завершенные части, выделяют главные идеи каждой части, проводят сравнительный анализ документов. По ходу разбора документа проводится словарная работа.
-
-
Выводы по теме:
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.