Содержание
-
Управление затратами
к.э.н. доц. Истомина Евгения Алексеевна
-
1. Содержание управления затратами на предприятии
-
Затраты –
объем ресурсов на определенный период, использованных на производство и сбыт продукции, которые трансформируются в себестоимость продукции, работ и услуг.
-
Структура затрат
-
Расходы
Отражают уменьшение платежных средств или иного имущества и отражаются в учете на момент платежа
-
Издержки
Реальные или предположительные затраты финансовых ресурсов предприятия
-
Функции управления затратами
Прогнозирование и планирование затрат Организация Координация и регулирования Активизация и стимулирование Учет Анализ Контроль
-
Задачи управления затратами
Определение затрат по функциональным подразделениям и операционным сегментам Расчет затрат на единицу продукции Выявление способов и средств измерения затрат Поиск резервов снижения затрат Выбор способ нормирования затрат Выбор системы управления затратами
-
Принципы управления затратами
Системности Единства Учета жизненного цикла Учет качества производимой продукции Минимизации затрат Информационной обеспеченности
-
2. Классификация затрат
-
2.1. По экономическим элементам
-
2.2. По статья калькуляции
-
Виды себестоимости
-
2.3. В зависимости о объемов производства
-
2.4. По способу включения в себестоимость
-
2.5. По экономическому составу
-
2.6. По отношению к процессу производства
-
2.7. В зависимости от участия в процессе производства
-
2.8. По периодичности
-
2.9. По степени готовности продукции
-
2.10. По отношению к периоду
-
3. Калькулирование себестоимости
-
Калькулирование
определение затрат в стоимостной (денежной) форме на производство единицы или группы единиц изделий, или на отдельные виды производств.
-
Виды калькуляции
-
Способы калькулирования
-
Методы калькулирвоания
-
Описание методов
-
Позаказный метод: распределение косвенных затрат
затраты на оплату труда административно-управленческого персонала -пропорционально заработной плате основных производственных рабочих; затраты на содержание и ремонт зданий общепроизводственного назначения – пропорционально площади, занимаемой производственным подразделением; расходы на содержание и эксплуатацию оборудования – пропорционально стоимости и времени эксплуатации оборудования; затраты на хранение – пропорционально расходам на материалы; коммерческие расходы – пропорционально выручке от реализации.
-
Пример
Величина общепроизводственных затрат предприятия, которые должны быть распределены на несколько заказов, выполненных за месяц, составляет 120 000 руб. В общей сумме общепроизводственных затрат: • расходы на оплату труда административно-управленческого персонала – 50 000 руб.; • оплата коммунальных услуг и арендная плата за производственные помещения – 55 000 руб.; • коммерческие расходы – 15 000 руб. При выполнении данного заказа учтенные прямые затраты составили: основные сырье и материалы – 10 000 руб.; расходы на оплату труда основных производственных рабочих – 20 000 руб. Площадь производственных помещений, занимаемых подразделением, выполнявшим рассматриваемый заказ, составляет 40% от всех производственных площадей. Доля выручки от данного заказа составляет 35% от суммы выручки всего предприятия за рассматриваемый период. Доля расходов на оплату труда по данному заказу составляет 25% от общей суммы расходов на оплату труда производственных рабочих предприятия. Рассчитать себестоимость заказа при указанных условиях.
-
Решение
Сумма распределенных расходов на оплату труда административно-управленческого персонала: 50 000 ? 25% = 12 500 руб. Сумма распределенных расходов на коммунальные услуги и арендную плату: 55 000 ? 40% = 22 000 руб. Сумма распределенных коммерческих расходов: 15 000 ? 35% = 5250 руб. Производственная себестоимость выполнения заказа (сумма прямых и общепроизводственных затрат) составит: 10 000 + 20 000 + 12 500 + 22 000 + 5250 = 69 750 руб.
-
Попередельныйметод: пример
Производственный процесс состоит из двух этапов (переделов), на каждом из которых осуществляются затраты на обработку (Зоб) , состоящие из расходов на оплату труда производственного персонала: Зоб.1 = 20 000 руб.; Зоб.2 = 15 000 руб. Основные материалы (Зм1) включаются в производство в начале процесса, дополнительные материалы (Зм2) также используются на втором производственном этапе: Зм1 = 80 000 руб.; Зм2 = 30 000 руб. После первого этапа образуется 200 кг продукта, из которого в рассматриваемом периоде в дальнейшую переработку идет 150 кг (оставшиеся 50 кг будут использованы в следующем отчетном периоде). После второго этапа образуется 100 кг продукта. Необходимо определить себестоимость продуктов после каждого этапа производственного процесса, а также себестоимость единицы продукта после второго этапа переработки.
-
Решение
После первого этапа затраты на 200 кг продукта составят: 80 000 ? 20 000 = 100 000 руб. Себестоимость 1 кг продукта на 1 этапе: 100 000 ? 200 = 500 руб. На 150 кг, которые идут в дальнейшую переработку, приходится: 500 ? 150 = 75 000 руб. После второго этапа затраты на 100 кг продукта составят: Зм +Зоб + Зпервого этапа 30 000 + 15 000 + 75 000 = 120 000 руб. Себестоимость 1 кг на 2 этапе: 120 000 ? 100 = 1200 руб.
-
4. Учет и контроль затрат
-
Виды учета
-
Характеристика способов учета
-
СИСТЕМА «СТАНДАРТ-КОСТС»
метод нормативного учета и регулирования затрат. Норматив устанавливают исходя из заранее определяемых затрат материалов, рабочего и машинного времени, накладных и других расходов на производство.
-
Алгоритм нормативного учета
-
Задачи
• создание системы действующих прогрессивных норм и нормативов и определение рационального нормативного уровня затрат на производство продукции; • получение информации о затратах; • регистрация и учет в оперативном порядке изменений норм и нормативов; • контроль и обобщение данных о фактических потерях и непроизводительных расходах; • исчисление фактической себестоимости продукции (работ, услуг) на основе предварительно рассчитанных нормативных затрат (калькуляции); • сбор данных о производственных затратах для формирования рациональной технико-экономической политики на предприятиях; • создание отчетной базы для нормирования и планирования затрат; • постоянное повышение достоверности, точности и оперативности учета затрат; • оценка результатов работы производственных подразделений и предприятия в целом.
-
Причины изменения норм и нормативов
1 Повышение технического уровня производства: • внедрение новой прогрессивной технологии, автоматизация производственных процессов; • совершенствование применяемой техники и технологии производства; • улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов; • изменение конструкции и технических характеристик изделий; • прочие факторы, повышающие технический уровень производства. 2Изменение объема и структуры производства: • снижение затрат в результате роста объема производства; • повышение качества продукции. 3Развитие производства: • ввод и освоение производства; • подготовка и освоение производства на действующих предприятиях.
-
4 Улучшение организации производства и труда: • развитие специализации производства; • улучшение организации и обслуживания производства; • совершенствование управления производством; • улучшение организации труда; • улучшение использования основных фондов; • улучшение материально-технического снабжения и использования материальных ресурсов; • прочие факторы, повышающие уровень организации производства.
-
Учет отклонений от норм
Отклонения - перерасход или экономия, выявляемые сравнением фактических затрат с нормативными, всякого рода доплаты, вызванные организационно-техническими неполадками, а также отступления от смет расходов на обслуживание производства и управления.
-
1. Учет и анализ отклонений материальных затрат
1) замена сырья и материалов (по габаритам, качеству, наименованиям); 2) замена полуфабрикатов собственного производства покупными и наоборот; 3) несоответствие сырья и материалов стандартам или техническим условиям; 4) изменение качества исходного сырья и материалов; 5) отклонения при раскрое; 6) изменение технологии и технических параметров; 7) неисправность оборудования и инструментов; 8) использование отходов вместо полноценных материалов и наоборот; 9) недостатки в конструкции продукции; 10) отклонение плановых сумм транспортно-заготовительных расходов от фактических; 11) прочие причины.
-
Этапы учета и контроля за расходованием сырья и материалов
-
2. Учет и анализ отклонений трудовых затрат.
1) ошибки в чертежах и технологической документации; 2) несоответствие разряда работ разряду рабочего; 3) выполнение дополнительных операций, не предусмотренных технологическими процессами; 4) выполнение работ на менее производительном оборудовании, не предусмотренном технологическим процессом; 5) неудовлетворительная наладка оборудования; 6) выполнение дополнительных операций, вызванных несоответствием материалов установленным стандартам и техническим условиям; 7) замена одного вида сырья или материала другим; 8) применение инструментов и приспособлений, не соответствующих технологическому процессу; 9) замена полуфабрикатов и деталей собственного производства покупными и наоборот; 10) прочие отступления от нормальных условий работы(сверхурочные работы, работы в выходные и праздничные дни); 11) несоответствие фактически начисленной заработной платы рабочих-повременщиков за отработанное время нормативной заработной плате; 12) прочие причины.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.