Презентация на тему "Управление знаниями в организации"

Презентация: Управление знаниями в организации
Включить эффекты
1 из 62
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация powerpoint на тему "Управление знаниями в организации". Содержит 62 слайдов. Скачать файл 1.72 Мб. Самая большая база качественных презентаций. Смотрите онлайн с анимацией или скачивайте на компьютер.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    62
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Управление знаниями в организации
    Слайд 1

    Управление знаниями в организации

  • Слайд 2

    Тема 1. Управление знаниями как научная и учебная дисциплина. Экономика знаний

  • Слайд 3

    Управление знаниями (УЗ) – новая научная дисциплина (направление менеджмента), сформировавшаяся в последние десятилетия. Категория «знания» - предельно общее понятие. Массовый переход стран к инновационной экономике. Главную роль в производстве товаров и услуг играют интеллектуальные ресурсы. Организация и управление такими ресурсами является одной из наиболее сложных задач менеджмента и требует разработки и использования новых методов и средств в управлении. Знания являются главным источником конкурентных преимуществ организации, а процесс создания знаний – является основой механизма их обеспечения. Основным направлением конкуренции стало соперничество на основе инноваций. Способность управлять изменениями. Современные конкурентные преимущества: умение извлекать выгоду из ИКТ, интернета, интеллектуальные работники, обучающиеся организации, умение управлять объектами интеллектуальной собственности, умение использовать возможности технологических и организационных инноваций и т.д. Будущее теперь принадлежит наиболее новаторским организациям, а не наиболее эффективным.

  • Слайд 4

    Можно выделить несколько важных аспектов, вытекающих из теории познания и характерных для любых эпох деятельности человечества: Знание лежит в основе практически любой области деятельности человека. Категория «знание» как понятие является предельно общим. Любая дефиниция понятия «знания» является фрагментом знания. Каждая эпоха, имея инновационный дух, дает (давала) свое определение понятию «знания». Знание уточняется, трансформируется, противопоставляется на основании мировоззренческих предпосылок, социальных, культурных и исторических факторов, которые в свою очередь, обретают внутри-научный характер и входят в содержание знания как регулирующие принципы, идеалы и нормы.

  • Слайд 5

    Современная эпоха характеризуется отношением к знанию как к экономической категории, экономическому ресурсу. Знания – это труд, деньги, зарплата. Знания, информация - это ключевой фактор производства. Знаний (информации) много; знания все интенсивнее растут и устаревают. Информацией (знаниями) надо уметь управлять и т.д. и т.п. Сегодня в развитых странах непосредственное воздействие на материальный предмет труда осуществляет менее 1/3 работников. 9/10 было в индустриальную эпоху (эконом науки, 68 ,2010). При помощи информации и знаний производится ¾ добавленной стоимости, создаваемой в промышленности.

  • Слайд 6

    Впервые о феномене превращения знания в главную производительную силу заговорили в 60-70 года (работы Друкера П., Д. Белла и др.), как аспекте становления постиндустриального общества. Сейчас знания (информация) рассматривается как ключевой фактор производства. Впервые термин «УЗ» произнес проф. Карл Вииг, известный специалист по искусственному интеллекту, в 1986 г. на межд. конф. в Швейцарии. 80-е – начало девяностых – зарождение науки и обретение широкой известности. Классические работы К. Виига, П. Друкера, У. Зандера, Б. Когута, И. Нонаки, П. Сенге, Х. Такеучи, Д. Тиса и др. 90-е – 2000 годы: активная институционализация теории и практики УЗ ( журналы, терминология). Должности. Развитие теорий УЗ. Сперва областью УЗ была сфера УЗ, то потом пришло понимание, что нет отраслей экономики, где бы интеллектуальные ресурсы не играли бы решающей роли. Бум тематической литературы: М. Зак, Г. Руус, Н. Фосс, Г. Чезборо и др. УЗ и стратегическое управление. Информационно-технологическое, организационно-управленческое, организационно-экономическое направления.

  • Слайд 7

    Осознание того факта, что знание является новым ресурсом конкуренции поразило Запад подобно вспышке молнии (ИкуджироНонака и ХиротакаТакеучи 1995 г.)

  • Слайд 8

    УЗ как наука Макроуровень. Цель: развитие экономики, основанной на знаниях. Микроуровень Цель: обеспечение конкурентоспособности организаций, компаний в экономике знаний на основе научно-обоснованного подхода к управлению процессами создания, передачи, сохранения, использования, актуализации знания и информации. ИЛИ обеспечение эффективного развития организаций в условиях современного информационного общества на основе научно-обоснованного подхода к процессам управления знаниями и информации. Задачи: Разработка теорий УЗ в организации. Разработка технологий, методов, механизмов, стратегий УЗ, обеспечивающих конкурентоспособность организаций. Объектом исследования являются знания и информация в организации. Предметом дисциплины - технологии, методы, механизмы, стратегии направленные на совершенствование (создание) информационно-знаниевых потоков.

  • Слайд 9

    Люди Технологии Процессы Дисциплина имеет выраженный междисциплинарный характер УЗ – это междисциплинарный подход к достижению организационных целей через наиболее эффективное управление знаниями УЗ – новый взгляд на привычные вещи в организации.

  • Слайд 10

    Междисциплинарный подход. Связь УЗ с другими дисциплинами

  • Слайд 11

    УЗ – это реализация потребности в своем развитии. Многогранный феномен категории «знания» привел к тому, что УЗ занимаются специалисты разных областей наук, которые пытаются говорить каждый на своем языке. Поэтому появилось несколько направлений научной деятельности, которые относятся к УЗ. Инженерия знаний и др. Стратегическое управление. Управление инновациями, изменениями. Управление ОИС. Организационные и «человеческие» аспекты УЗ (работа психологов, социологов, специалистов по управлению персонала).

  • Слайд 12
  • Слайд 13

    Управление знаниями – процессы и принципы, связанные с созданием, приобретением, завладением, обменом и использования знаний и опыта. Это процесс приобретения коллективного опыта с целью его всестороннего использования организацией там, где он может быть полезным для получения наивысшей отдачи. Основу управления знаниями составляет использование людей, процессов и технологий, позволяющее организации оптимизировать обмен знаниями и их сохранение (Мильнер Б.З.). Управление знаниями (англ. knowledgemanagement) — это методология, направленная на повышение уровня конкурентоспособности и защищенности компании за счет использования полного набора инструментов защиты, управления и экономики нематериальных активов компании (Wikipedia.org). Управление знаниями - это дисциплина, которая обеспечивает интегрированный подход к созданию, сбору, организации и использованию информационных ресурсов предприятия и доступу к ним. Эти ресурсы включают структурированные БД, текстовую информацию, такую, как документы, описывающие правила и процедуры, и, что наиболее важно, неявные знания и экспертизу, находящиеся в головах сотрудников" (TheKnowledgeManagementScenario: TrendsandDirectionsfor 1998-2003, GartnerGroup, 1999).

  • Слайд 14

    Цель УЗ как учебной дисциплины Целью изучения дисциплины является формирование у студентов углублённого понимания сущности процессов УЗ в организации как необходимого аспекта эффективного ее управления в условиях современной инновационной экономики. Задача УЗ как дисциплины: Формирование у студентов представления об основных аспектах формирования современной экономики знаний. Изучение теоритических основ УЗ в организации; Формирование у студентов необходимых профессиональных знаний и компетенций в сфере управления знаниями в организации. Овладение принципами, механизмами и методами управления знаниями в организации; В результате изучения дисциплины студенты должны: знать: процессы и принципы, связанные с созданием, приобретением, завладением, обменом и использованием знаний и опыта в организации. уметь: использовать людей, ресурсы, механизмы и технологии, позволяющие организации целенаправленно. с целью повышения эффектности ее функционирования, создавать, сохранять, осуществлять обмен знаниями.

  • Слайд 15

    Темы дисциплины: Введение в дисциплину Экономика знаний Теоритические основы Уз в организации Методы и способы УЗ в организации. Роль ИТ в УЗ в организации Создание СУЗ в организации.

  • Слайд 16

    Экономика знаний

  • Слайд 17
  • Слайд 18

    Историческая фаза развития нынешней цивилизации Постиндустриальное общество — это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Важным производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника. Под этот критерий попадают, в частности, США (на сферу услуг приходится 80 % ВВП США, 2002 год), страны Евросоюза (сфера услуг — 69,4 % ВВП, 2004 год), Австралия (69 % ВВП, 2003 год), Япония (67,7 % ВВП, 2001 год), Канада (70 % ВВП, 2004 год). Доля сферы услуг в ВВП Беларуси в первом полугодии 2009 года составил 43,2%. На долю сферы услуг приходится 74% ВВП Великобритании (2007).

  • Слайд 19

    Научно-техническая революция (НТР) в узком смысле — коренная перестройка технических основ материального производства, начавшееся в середине XX в., на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное (wik).

  • Слайд 20

    Концепция информационного общества

    Информационное общество — теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного развития цивилизации, в которой главными ресурсами и продуктами производства становятся информация и знания. Информационное общество – современный этап развития цивилизации с доминирующей ролью знаний и информации, воздействием информационно-коммуникационных технологий на все сферы человеческой деятельности и общество в целом. Ноосферное общество, smart-общество.

  • Слайд 21
  • Слайд 22
  • Слайд 23
  • Слайд 24

    Отличительные черты информационного общества: увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества; возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте; нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ; создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

  • Слайд 25

    В 2010 году Совет министров Республики Беларусь утвердил «Стратегию развития информационного общества в Беларуси до 2015 года и план первоочередных мер по ее реализации на 2010 год» (развитие информационного общества - один из национальных приоритетов, является общенациональной задачей. Формирование основ информационного общества завершено, правовая основа информатизации заложена).

  • Слайд 26

    Основой нового исторического этапа развития стала экономика, основанная на знаниях

    Подразумевая экономику знаний, в основном, используют следующие термины: экономика знаний, инновационная экономика, постиндустриальная экономика, информационная экономика, когнитивная экономика( в работах Ф. Махлупа). Экономика, основанная на знаниях, или экономика знаний (ЭЗ) — это экономика, которая создает, распространяет и использует знания для обеспечения своего роста и конкурентоспособности (Всемирный банк). Экономика знаний - высший этап развития постиндустриальной экономики и инновационной экономики (Wikipedia.org). Экономика знаний - экономика, где основными факторами развития являются знания и человеческий капитал. Процесс развития такой экономики заключен в повышении качества человеческого капитала, в повышении качества жизни, в производстве знаний высоких технологий, инноваций и высококачественных услуг(Wikipedia.org).

  • Слайд 27

    Экономика знаний – новый этап развития экономики, в которой знаний играют главную роль, а их производство является источником роста. Становление и развитие экономики знаний тесно связано с 5-ым технологическим укладом, который может быть определен как уклад информационных и коммуникационных технологий, а его ключевыми факторами являются микроэлектроника, компьютерная техника и программное обеспечение. Экономика знаний - экономика, где основными факторами развития являются знания и человеческий капитал. Процесс развития такой экономики заключен в повышении качества человеческого капитала, в повышении качества жизни, в производстве знаний высоких технологий, инноваций и высококачественных услуг.

  • Слайд 28

    Инновационные процессы – необходимое условие развития ЭЗ. Инновация (англ. «innovation») — это внедренное новшество, обеспечивающие качественный рост эффективности процессов или продукции. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации (wikipedia.org). Исходным компонентом инновации являются новые знания о целях, средствах и результатах деятельности. Инновационная экономика (экономика знаний, интеллектуальная экономика) — тип экономики, основанной на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью и самих технологий. Ведущая роль в ЭЗ принадлежит образованию, науке, исследованиям и практическому внедрению их результатов.

  • Слайд 29

    ЭЗ в цифрах

    Из всего объема знаний более 90% человечество приобрело за последние 30 лет. 90% всех ученых и инженеров – наши современники. В развитых странах 80-90% прироста ВВП – это знания, воплощенные в технологиях, оборудовании, организации производства. В 2010 году внешний рынок наукоемкой продукции составил около 3,5 трлн. долларов, из которых 1,2 триллиона пришлось на информационные технологии. Объем мировой торговли лицензиями составляет более 500 млрд.дол. И ежегодно увеличивается на 12%. В настоящем у нас 5-й технологический уклад. К 30 годам ожидается наступление 6-го технологического уклада (биотехнологии+компьютерные технологии). Доминирующее положение на мировом рынке наукоемкой продукции занимают страны "Большой семерки", которые контролируют примерно 2/3 производства и торговли наукоемкой продукции, из них США — свыше 20%, Япония — порядка 12-14%, Германия — более 10%. На долю России приходится менее 1% в торговом обороте наукоемкой продукцией.

  • Слайд 30

    В последние десятилетия в мире проводятся большие работы по исследованию современной экономики. ЭЗ представляет собой «зонтичную» концепцию. Основные концепции ЭЗ: Концепция знания как ресурса. Знания становятся ключевым фактором роста наряду с капиталом и трудом. Концепция знания как продукта. Производство знаний является наиболее важным и определяющим фактором ЭЗ. Концепция кодиффицированного знания. Кодифицированное знание – важнейший аспект современных экономических отношений. Концепция ЭЗ как следствие развития ИКТ. ЭЗ перестает быть только экономическим явлением. Возрастающее ко-во публикаций ученых, работающих в междисцинарном пространстве (гуманитарные. Информационные науки).

  • Слайд 31

    Предпосылки развития и становления экономики знаний

    Технический прогресс и информатизация общества. Глобализация экономики. Демографическая ситуация (в некоторой мере). Вклад ИТ в экономику знаний: Рост объема информации, передаваемой с помощью телекоммуникационных технологий. Увеличение числа людей, использующих ИТ для получения нового знания. Увеличение доли затрат на информацию и знания в полезной стоимости продукции и услуг, т.е. во всем том, что производит экономика в целом. Рост производительности в результате использования ИТ. Вложение в ИТ являются мощным стимулятором для повышения инновационного потенциала организации.

  • Слайд 32

    Ключевыми моментами и характерными чертами экономики, основанной на знаниях являются: ЭЗ – экономика избытка. Знания и информация, как ресурс, не истощается, а напротив. Эффекты изолированности, локализации, территориальной ограниченности ликвидируются или кардинально снижаются (виртуальные рыночные площадки, предприятия и др.). Наукоемкие товары и услуги становятся основными поставщиками сверхприбыли. Применение законов, протекционистских мер становится национальных границах все менее эффективными, знания «перетекают» туда где их можно более эффективно использовать с экономической точки зрения. Кодифицированное знание массово приобретает рыночную привлекательность. Бурное развитие знаний, которые все более проявляют себя в виде непосредственной производительной силы; постоянно возрастающая роль наукоемкого сектора; ускоряющиеся процессы компьютеризации информационного пространства экономики и всей общественной жизни и др.

  • Слайд 33

    Ключевыми моментами и характерными чертами экономики, основанной на знаниях являются: Рост капитализации рыночной стоимости компаний, осуществляющих прорывные исследования и разработки в новейших областях науки и техники. Капитализация затрат в человека как одно из направлений системы государственных приоритетов в развитии науки и техники. Высокие темпы обновления основного капитала в секторах материального производства и обслуживающей инфраструктуры. Глобализация инновационных процессов. По оценкам, опубликованным в Докладе мирового развития, за 1993-2002 гг., расходы зарубежных филиалов ТНК на исследования и разработки во всем мире увеличились с 30 млрд. долл. до Таким образом, по мере возрастания глобальной конкуренции ТНК напрямую интернационализируют наиболее наукоемкую функцию корпоративной деятельности – исследования и разработки. исследованиях и разработках).

  • Слайд 34

    Развитие сетевых структур и коммуникаций. В развитых странах экономика становится все более организованной по сетевому принципу. Доступ и приобщение к знаниям, интенсивное обучение во многом обеспечиваются принадлежностью к сетевым структурам, как отдельного человека, так и целой организации. Образуемые в экономике знаний сети уже не ограничены какими бы то ни было пространственными границами, в том числе национальными. С помощью глобальных электронных сетей и средств коммуникации участники одной и той же группы могут беспрепятственно работать над решением производственной, научной или гуманитарной задачи, находясь на разных континентах. Их контакты также не ограничены и временными рамками, общение между ними возможно круглосуточно.

  • Слайд 35

    Измерения экономики знаний

    Программа Всемирного банка «Знания для развития» (Knowledge for Development). С помощью Методологии оценки знаний (KnowledgeAssessment Methodology – KAM) программы «Знания для развития» осуществляется оценка экономики данной страны на предмет ее соответствия требованиям, предъявляемым к экономике знаний. При этом используются 109 структурных и количественных параметров, рассчитанных для 146 государств. Сравнение можно проводить также по четырнадцати показателям, характеризующим четыре базовых принципа экономики знаний на основании которых рассчитывается Индекс экономики знаний (ИЭЗ).

  • Слайд 36
  • Слайд 37
  • Слайд 38
  • Слайд 39

    Как видно из этого рисунка, душевой ВВП той или иной страны тем выше, чем больше ИЭЗ, или, иными словами, чем ближе экономика страны к модели экономики знаний.

  • Слайд 40

    Уровень институционального режима показывает насколько эффективно в государстве функционируют каналы распространения знаний и финансов (в ЭЗ), прежде всего с целью реализации инноваций, прежде всего технологических. В категории «Институциональный режим» включены: Тарифные и нетарифные барьеры. Интенсивность внутринациональной конкуренции. Дней до начала бизнеса. Качество регулирования Качество законодательной системы Эффективность правительства Политическая стабильность Контроль коррупции.

  • Слайд 41

    Национальная инновационная система (НИС)

    НИС – это совокупность взаимосвязанных организаций и структур, занятых производством и распространением и коммерческим внедрением знаний и технологий (различные компании, университеты, институты, инкубаторы и т.д.), а также комплекс структур правового, финансового и социального характера, обеспечивающих выход инноваций на рынок и имеющих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные с особенности.

  • Слайд 42
  • Слайд 43

    Схема инновационного процесса

  • Слайд 44

    Структура НИС Финляндии

  • Слайд 45

    Основы развития экономики Финляндии Экономика Финляндии на протяжении последних 10 лет в среднем росла быстрее, чем в странах Европейского союза. Рост экономики Финляндии сильно зависит от экспорта; более 80% от общего объема производства идет на экспорт, а доля экспорта в ВВП составляет 40-45%. Основными продуктами экспорта являются машинное оборудование, древесина и бумага, судостроение, электроника и товары химической промышленности. Локомотивом экономического роста Финляндии была интернационализация предприятий, а также быстрое развитие экспорта сектора информационных и коммуникационных технологий.

  • Слайд 46
  • Слайд 47
  • Слайд 48
  • Слайд 49
  • Слайд 50

    Особенности экономики основанной на знаниях. Образование

    Главным вызовом, идущим от общества основанного на знаниях мировой системе образования становится развитие постиндустриальных форм экономических отношений, которые характеризуются непрерывной сменой технологий и знаний, которые эти технологии обеспечивают.

  • Слайд 51

    Глобальная экономика, основанная на знаниях, предъявляет новые требования к рынку труда во всем мире. Граждане всех стран мира сталкиваются с необходимостью овладевания новыми знаниями и навыками. Современная образовательная концепция – «образование в течение все жизни» (lifelong learning).

  • Слайд 52

    Материальная, экономическая и интеллектуальная пирамиды использования природных и интеллектуальных ресурсов $ 40 млрд. Продажа сырья специалисты с ВО – 20% рабочие, техники – 70 % специалисты с ВО – 40% рабочие, техники – 50 % специалисты с ВО – 80% рабочие, техники – 10 % специалисты с ВО – исследователи – 100% Продажа сырья с первичной обработкой Продажа изделий для потребления Экономика, основанная на знаниях $ 433 млрд. $ 4570 млрд. Х 10 Повышение квалификации – 1 раз в 5 лет Повышение квалификации – 1 раз в год Повышение квалификации – 1 раз в месяц Повышение квалификации – ежедневно

  • Слайд 53

    Компетентсное обучение: - Технические компетенции: общий уровень знаний, способность к решению проблемных задач, аналитические навыки. Общие интеллектуальные навыки. Межличностные навыки: способность к эффективному взаимодействию с другими людьми, работа в команде и т.д. Методологические компетенции: способность учиться самостоятельно и справляться с изменениями и рисками. Базовые компетенции: компьютер, иностранный язык.

  • Слайд 54

    Сейчас в ежегодную переподготовку взрослого населения вовлечены: В США – 50% В ЕС - ~ 30% В РФ – 2,5% (Отчет мирового банка, 2006 г.)

  • Слайд 55

    Массовое создание и использование технологий e-learning вполне можно считать как ответ на вопрос «Как обществу и университетам справиться с вызовами глобализации?» «E-learning может способствовать достижению всех целей правительства в области образования: улучшение качества образования, расширение доступности образования, уничтожение барьеров на пути получения образования, получение профессиональной ориентации, повышение квалификации и гарантий того, что каждый обучающийся реализует полностью свой потенциал» Из Заявления Правительства Великобритании (DFES, 2003)

  • Слайд 56

    Параметры конкуренции ВУЗов в доставке знаний студентам. (на примере обучения по информационным и экономическим дисциплинам (специальностям))

    1-й год 2-й год 3-й год 4-й год 5-й год Работа выпускника в реальной экономике - 8 - 7 - 6 - 5 - 4 - 3 - 2 - 1 - 9 - 10 11 Подготовка учебных материалов Переведены и изданы в России Коэффициент издания Россия/США 1/100 Опубликованные на Западе Полученные результаты НИР в Западных странах Роль и значение обменов знаниями Начало преподавания профильного курса

  • Слайд 57

    Инициатива «е-Европа»

    Компьютерные права On-line образование Европейская молодежь в цифровом веке Ускорение внедрения электронной коммерции Электронное общество, e-learning для нетрудоспособных граждан Онлайновая медицина

  • Слайд 58

    «E-Europa»Стандарты e-learning

    = основа технологической среды e-Bologna = Создание технологической среды, облегчающей обмен контентом электронных курсов, основанной на общепринятых стандартах: - Электронные учебные материалы - Элементы проверки знаний - Досье обучаемого/информация о компетенциях (ePortfolio) = Суть eBologna Построение единой европейской зоны высшего образования создание европейского виртуального образовательного пространства (для обучения студентов в Европе)

  • Слайд 59

    Проект XXI века – открытое образование ресурсов ООР

    MIT (США) – 1500 открытых курсов для школ и ВУЗов. Библиотеки передаются в МЭСИ для свободного использования. Проект Ассоциации EADTU MORIL представляет новое поколение ООР, которое: открыто для других типов обучения и обучающихся; нацелено на расширение возможностей участия в высшем образовании путем обучения в течение жизни; имеет дидактически богатые онлайновые учебные материалы, предназначенные для независимого самообучения. В проекте MORIL не требуется дополнительное очное обучение. МЭСИ – участник этого проекта

  • Слайд 60

    Образование

    Спасибо за внимание

  • Слайд 61
  • Слайд 62
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке