Презентация на тему "Основы управления знаниями"

Презентация: Основы управления знаниями
1 из 42
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.98 Мб). Тема: "Основы управления знаниями". Содержит 42 слайда. Посмотреть онлайн. Для студентов. Загружена пользователем в 2017 году. Средняя оценка: 4.0 балла из 5. Оценить. Быстрый поиск похожих материалов.

Содержание

  • Презентация: Основы управления знаниями
    Слайд 1

    Основы управления знаниями

    к.т.н. Петров И.Е. Лекция 2.

  • Слайд 2

    Топология знания

    Явныезнания – описания теорий, методов, алгоритмов, методик, технологий, машин и систем.   Для информационных систем это: • данные, базы данных, инструкции; • программы расчетные, аналитические, графические; • адреса ресурсов и ссылки в фондах и Интернете.   Неявные знания– культура мышления, опыт, мастерство, навыки, интуиция специалистов, хранящихся в нейронных структурах головного мозга. Неявные знания существуют в умах специалистов, развиваясь во времени через опыт, профессиональную деятельность, обучение. Отчасти они передаются и по наследству.  

  • Слайд 3

    Классификация знаний по Махлуп

    1. Практическое знание. 2. Интеллектуальное знание (включая, научное, гуманитарное и культурное). 3. Бытовое знание (новости, светские хроники и т.д.). 4. Духовное знание. 5. Нежелательное знание.

  • Слайд 4

    Классификация знаний по К. Вииг

    1. Идеалистические знания (знания о цели, мировоззрение, система понятий; с их помощью мы определяем свои возможности, чтобы поставить цели и сформулировать ценности). 2. Систематические знания (знание систем, схем, методов; используются для глубокого анализа причин, формулировки новых подходов, генерирования альтернатив и принятия решений). 3. Практические знания (умение принять решение). 4. Автоматические знания (применяются в ситуациях, не требующих логических рассуждений).

  • Слайд 5

     Классификация знаний на личностном уровне

    1. Знания как результат познания (знание «что» – владение основами предмета). 2. Специальная квалификация (знание «как» – практическое выполнение, требующее больше знаний, чем можно извлечь из книг). 3. Системное понимание (знание «почему» – знание причин, следствий, симптомов ...). 4. Самомотивируемое творчество (понимание «зачем» – желание и мотивация успеха).

  • Слайд 6

    Классификация организационных знаний по Ф. Блеклеру

    1. Интеллектуальное знание, зависящее от навыков абстрактного мышления и познавательных способностей (знание «что»). 2. Воплощенное знание, ориентированное на действие и, как правило, лишь частично явленое (знание «как»). 3. Запечатленное в культуре знание, относящееся к процессу достижения общего понимания. 4. Встроенное знание, содержащееся в системных процедурах. 5. Закодированное знание, передаваемое через знаки и символы.

  • Слайд 7

    Классификация организационного знания Н. Тонака и Х. Такеучи

    1. Явное(систематизированное) знание. Может выражаться в словах и числах и легко может передаваться и обмениваться в виде точных данных, научных формул, упорядоченных процедур или универсальных принципов. 2. Скрытое (несистематизированное и неформализованное) знание – это нечто трудновыявляемое и трудновыражаемое, является личным, обусловленным конкретным контекстом, а также трудноформализуемыми передаваемым другим людям. К ним относятся: озарение, интуиция и предчувствия.

  • Слайд 8

    Фрагмент анализа понятия «организационные знания»

  • Слайд 9

    Продолжение

  • Слайд 10
  • Слайд 11
  • Слайд 12

    Иерархия организационных знаний

    Организационные знания – это закономерности объективного мира и искусственно созданных систем, носящие информационный характер, являющиеся результатом синергии индивидуальных и групповых знаний, которая возникает в процессе коммуникаций.

  • Слайд 13

    Связь между явными и неявными знаниями

    Между явными и неявными знаниями происходит непрерывный обмен и трансформация[Нонака И., Такеучи Х., 2003]. Этот циклический процесс показан в таблице. Преобразование знаний между явной и неявной формами

  • Слайд 14

    Преобразование знаний в пределах одной формы или при переходах между формами происходит в результате следующих процессов: • Обобществление (tacittotacit) – включает формирование и передачу неявных знаний в коллективных формах (дискуссии, семинары, команды и т.п). При этом чаще всего это происходит без создания явных знаний. • Отчуждение (tacittoexplicit) – происходит путем концептуализации неявных знаний, извлечения и выявления их и, в конечном счете, их формулировании и фиксации в той или иной форме как итог дискуссий, семинаров, мозгового штурма и т.п.

  • Слайд 15

    • Комбинирование (explicittoexplicit) – осуществляется в ходе распространения явных знаний через E-mail, в процессе составления обзоров и сводных отчетов. Увеличение явных знаний происходит здесь за счет пополнения баз данных коллективного пользования, классификации и систематизации файлов и документов и т.п. • Усвоение(explicittotacit) – осуществляется в процессе чтения и изучения документов из баз данных, журналов и книг. Это приводит к усвоению знаний, которые были созданы другими (возникновению новых неявных знаний у познающего субъекта), а также, возможно, к созданию новых знаний в результате мыслительной деятельности в процессе познания.

  • Слайд 16

    Формы проявления организационных знаний

  • Слайд 17

    Спираль знаний

    Комбинация Интернализация Экстернализация Социализация Формализация неявного знания Работа сотрудников с явными знаниями Развитие межличностных коммуникаций Обучение работников на практике

  • Слайд 18

    Связь между явными и неявными знаниями

    Например, знания создаются в результате взаимодействия сотрудников и явных знаний. Посредством разнообразных взаимодействий неявные знания материализуются и распределяются. Хотя индивидуумы (например, служащие) повседневно участвуют во всех этих процессах, с точки зрения управления знаниями и, следовательно, с точки зрения организации наибольшая ценность возникает от их комбинации, так как при этом создаются новые знания, распространяются и усваиваются другими служащими, которые могут использовать их и таким образом формировать новый опыт и неявные знания. Последние, в свою очередь, могут использоваться совместно с другими служащими и т.д.

  • Слайд 19

    Состав знаний компаний USA

  • Слайд 20

    Приведенная классификация необходима с точки зрения понимания свойств отдельных категорий знаний. Вместе с тем необходимо понимание того, что знаниянаходятся, главным образом, в голове человека, мозг которого обладает уникальной способностью создавать и работать со знанием.

  • Слайд 21

    При выполнении интеллектуальной работы человек усваивает данные и информацию, пытаясь найти решение некоторой проблемы. Проблема может носить внешний по отношению к индивидууму характер или внутренний, если, например, речь идет о повышении объема и уровня его знаний. По мере усвоения новых данных и информации человек (осознанно или неосознанно) пытается встроить их в общую структуру своих знаний. При этом в структуре его представлений могут возникать противоречия и сложности, которые человек тем или иным способом преодолевает. Упрощение сложности такого рода достигается в результате мыслительной деятельности человека путем новых обобщений и уточнения (развития) связей. Эти обобщения и связи позволяют упорядочить хранение и упростить понимание новой информации, а также ее запоминание и использование.

  • Слайд 22

    Человек в определенной мере ограничен в объемах запоминания разрозненных данных и сведений. Ему гораздо проще работать с упорядоченной информацией, со связанными наборами понятий, с цельными структурами знаний. Как разлитую жидкость сила притяжения собирает в более низких местах, так и головной мозг человека собирает отдельные элементы понятий и отношений в слитые, связанные структуры.

  • Слайд 23

    Если связывания не происходит, мозг уточняет понятия, достраивает структуры, связи, которые, в конце концов, позволяют ему достигнуть цельного представления. Человек находится в состоянии творческих мук до тех пор, пока не наступает момент формирования ясного понимания явления, ситуации, проблемы.

  • Слайд 24

    Современные информационные технологии оказывают существенную помощь человеку в преодолении имеющихся ограничений мозгав части объемов и скорости поиска и связывания информации и понятий из многих разнообразных источников в единую сеть, и в этом, очевидно, состоит их постоянно возрастающее значение.

  • Слайд 25

    Жизненный цикл знаний

    В соответствии с методологией системного анализа, в жизненном цикле знаний (ЖЦЗ), как и в жизненном цикле любой сферы деятельности, можно выделить три основных процесса (этапа). Этапы создания знаний: идентификация– определение основных знаний, имеющих решающее значение для реализации стратегии и успеха компании (экспертные знания, инструменты, методы реализации стратегических возможностей, знания о запросах, ожиданиях потребителей, конкурентах, поставщиках о продукции, услугах, финансах, технологиях и т.д.); приобретение – выбор источников получения знаний; оценка полезности и отбор знаний; обеспечение соответствия между притоком знания и потребности в нем; создание новых знаний – обеспечение условий для творчества, геерации идей, обмена мнениями и знания, обязанность каждого сотрудника.  

  • Слайд 26

    Любая организация зарождается на определенном уровне знаний своих сотрудников, функционирует, используя и пополняя корпоративные знания(о продукте, о технологиях, о потребителях и рынке), являясь одовременно и получателем, и источником такого рода знаний. В организации и вне ее происходит непрерывный процесс движения информации и знаний. Знания поступают в организацию в разнообразных формах (набор персонала, повышение квалификации, изучение специальной литературы, приобретение лицензий), формируются и развиваются в процессе проектной, инженерно-технической, производственной и маркетинговой деятельности, передаются вместе с товарами и услугами .

  • Слайд 27

    Знания специалиста как модель черного ящика

  • Слайд 28

    Экономики знаний, знания в организации

    Термин «экономика, базирующаяся на знаниях», или «экономика знаний», был предложен в 1962 г. американским экономистом Ф. Махлупом, который обозначил им сектор экономики, ориентированный на производство знаний. Сейчас этот термин используется более широко для определения типа экономики, в которой знания играют решающую роль, а создание и использование знаний становится источником роста, фактором, определяющим конкурентоспособность компаний, регионов и стран.

  • Слайд 29

    Функции знаний в экономике знаний

    Функции знаний в экономике знаний В целом в новой постиндустриальной экономике знания будут вытупатькак: а) непосредственный продукт деятельности; б) предмет непосредственного конечного потребления; в) производственный ресурс, используемый в процессе производства продукции; г) предмет и средство распределения и/или рыночных трансакций; д) средство тезаврации; ж) орудие или инструмент управления; з) средство консолидации общества и воспроизводства общественных институтов

  • Слайд 30

    Переход от традиционной экономики к экономике знаний

  • Слайд 31

    Основные функции знания в экономике знаний

    В современной экономической литературе чаще всего используется определение, предложенное специалистами Всемирного банка, согласно которому под экономикой знаний следует понимать экономику, которая создает, распространяет и использует знания для ускорения собственного роста и повышения конкурентоспособности.

  • Слайд 32

    Направления государственной политики в области формирования и развития экономики, основанной на знаниях

    Основные направления государственной политики в области формирования и развития экономики, основанной на знаниях: 1. Институциональные условия экономического развития: устранение тарифных и таможенных ограничений; принятие жестких антикоррупционных мер; эффективная деятельность правительства; создание условий для развития малого бизнеса; принятие антимонопольных мер; свобода прессы; политическая стабильность.  

  • Слайд 33

    2. Национальная инновационная система: развитие науки; стимулирование наукоемких производств; создание технополисов и технопарков; совершенствование законодательства по поводу интеллектуальной собственности; реализация приоритетных национальных программ.  

  • Слайд 34

      3. Человеческие ресурсы: развитие образования; эффективная миграционная политика; создание системы переподготовки и повышения квалификации кадров.   4. Информационные и коммуникационные технологии: стимулирование развития и применение современных информационно-коммуникационных технологий.

  • Слайд 35

    Пять отличительных черт новой экономики

    М. Кастельс: выделяет следующие пять отличительных черт новой экономики: 1) производительность все в большей степени зависит от использования достижений науки и техники, а также от качества информации и менеджмента. 2) в развитых капиталистических странах внимание производителей и потребителей смещается от материального производства в сторону информационной деятельности. 3) происходит глубокая трансформация организации производственного процесса (от стандартизированного массового в сторону «кастомизированного» , т.е. гибко перестраивающегося в соответствии с меняющимися требованиями потребителя) производства и от вертикально интегрированной организации в сторону горизонтальных сетевых взаимо-отношений и взаимосвязей между подразделениями). 4) экономика становится все более глобальной, вследствие чего капитал, производство, менеджмент, рынки, труд, информация и технологии организованы вне зависимости от национальных границ. Наконец, 5) технологические изменения, в основе которых – информационные технологии, преобразующие материальную основу современного мира, приобретают все более революционный характер.

  • Слайд 36

    Главная и отличительная черта новой экономики

    Главная и отличительная черта новой экономики – ускоренное развитие и использование нематериальных активов и нематериальной среды хозяйственной деятельности. Производство, распределение и использование знаний составляют основу «экономики знаний», а ее инфраструктурой становится всемирная информационная «паутина». В этом заключается смена парадигмы экономического развития, которая существенно уменьшает материально-ресурсные и пространственные пределы границ темпов роста.

  • Слайд 37

    Особенности новой экономики

    Особенности: Здесь следует обратить внимание на следующие обстоятельства и особенности: дискретность знания как продукта (конкретное знание либо создано, либо нет; не может быть знания наполовину или на одну треть); знания подобно другим общественным (публичным) благам, будучи созданными, доступны всем без исключения; по своей природе знания – это информационный продукт (информация после того, как ее потребили, не исчезает, как обычный материальный продукт).

  • Слайд 38

    Предпосылки формирования «экономики знаний»

    Предпосылки формирования «экономики знаний»: превращение знания в важнейший фактор производства наряду с природными ресурсами, трудом и капиталом; увеличение доли сферы услуг и опережающий рост знаниеемких услуг для бизнеса; рост значения человеческого капитала и инвестиций в образование и подготовку кадров; развитие и широкомасштабное использование новых информационно-коммуникационных технологий; превращение инноваций в основной источник экономического роста и конкурентоспособности предприятий, регионов и национальных экономик.

  • Слайд 39

    Методика измерения «экономики знаний»

    Разработанная Всемирным банком методика измерения «экономики знаний» включает 76 показателей, приведенных (нормализованных) для оценки в интервале от 0 до 10 по четырем основным направлениям для 121 страны. К основным оцениваемым направлениям отнесены: институциональный режим, уровень образованности населения, состояние информационной и коммуникационной инфраструктур, национальная инновационная система.

  • Слайд 40

    Выделены 14 (из 76) базовых показателей оценки «экономики знаний» Базовые показатели оценки «экономики знаний»: средний процент прироста ВВП (%); индекс развития человеческого потенциала; тарифные и нетарифные барьеры; качество регулирования; сила законов; количество ученых, занятых в сфере НИОКР (млн человек); статьи в научных журналах; количество патентов США (млн человек); грамотность взрослого населения (% от 15 лет и более); включенность в среднее образование; включенность в высшее образование; телефонная плотность (число стационарных и моб. телф. на 1000 чел.); компьютерная плотность (число компьютеров на 1000 чел.); количество пользователей Интернетом на 10 000 человек населения.

  • Слайд 41

    Спасибо за внимание!

  • Слайд 42
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке