Содержание
-
Урало – Сибирская Роспись
Выполнила: Бажина М. А. Группа: ИЗО-31
-
История возникновения росписи
Возникновение и распространение росписи связано с миграцией русского населения на Урал, пик которой, особенно у старообрядцев, пришелся на XVIII—XIX вв. Так вот, в XVII веке двухцветный мазок в Сибирь и на Урал принесли поморы. В конце XVIII - начале XIX веков переселенцы с юга России и Украины добавили обилие фантазийных форм, богатую цветовую гамму, композицию
-
В это время на Урале складывается два направления расписной утвари - роспись металлических и деревянных изделий. Первое получило распространение в поселках при демидовских заводах стало ремеслом городским. Уже существовавшей в то время техникой письма расписывали подносы, сундуки, шкатулки, столы и т.д. Демидов организовал школу, создал производство, что послужило толчком для развития промысла.
-
Второе, стало ремеслом сельских районов Урала и было сосредоточено в наиболее заселённых посёлках. Различные сёла специализировались на производстве какого-либо одного вида товара. Так, недалеко от Кунгура красили коромысла, около Оханска делали крашеные телеги, в Шадринском и Талицком районах точили и распиливали деревянные чаши, у Далматова — изготавливали прялки и т.д. Развитию деревообрабатывающих промыслов способствовало обилие лесного материала (берёза, сосна и др.)
-
В ту пору на Урале и Сибири было немало чудо-мастеров народной росписи. Украсить свое жилище стремился каждый: ярким, роскошным узором покрывали не только стены дома снаружи и внутри, но и предметы быта и орудия труда. Если покупка коровушки-кормилицы обходилась крестьянской семье в 15 рублей, то роспись горницы - в 35 рублей.
-
Работы чудо мастеров
-
Работы чудо мастеров
-
Крестьянский быт, наполненный обрядовыми элементами декоративно-прикладного искусства, способствовал устойчивому сохранению в народных ремёслах древнейших мотивов. Например создание праздничных обрядовых прялок. Над ними трудились мастера-профессионалы, были выработаны определенные типы композиций прялочного декора, характерные для различных районов. Детскую прялку родители дарили девочке в знак приобщения к труду. Большую прялку преподносили девушке, когда она достигала возраста невесты и должна была появиться на посиделках. Красивая прялка как бы представляла девушку, говорила о благополучии в её семье, служила дополнением к нарядному костюму. Прялку дарил молодой человек своей суженой. Она переходила по наследству от бабушек, матерей. Сохраняла память о близких людях.
-
На Урале прялки чётко различались по конструктивному принципу. Были корневые, составные и токарные прялки.
-
Урало-Сибирская роспись
Эта роспись - выполняется как по дереву, так и по металлу. Она предполагает особую технику мазка, так называемый разбел, когда на кисть одновременно с Белилами берется и цветная краска.
-
Отличительные особенности росписи
Выполняется при помощи масляных красок Роспись совершается без термической обработки, то есть холодным способом Проста в технике своего выполнения Используется ограниченное количество цветов, которые крайне редко смешиваются Цветовая гамма основана на контрастах.
-
Гамма росписи
Ограничена несколькими цветами красных, синих, жёлтых, зелёных оттенков, редко пользовались темно-коричневым цветом. Но обязательно присутствовал белый — для моделировки форм и чёрный - для приписок графических элементов.
-
Основные мотивы росписи
цветы, ягоды, фрукты, виноград, травки и веточки. Реже используются фигуры птиц, животных и человека. Травки и веточки в композиции играют вспомогательную роль, объединяя мотивы в компактные букеты и в то же время, обогащая фон, внося разнообразие в композицию.
-
-
Поэтапное рисование элементов росписи
Мы рассмотрим одну из школ Уpaло-Сибирской росписи: Кемеровскую. Ее отличительной особенностью является двухцветный мазок который получается, когда на один край плоской кисти набирают основной цвет, а на другой - более светлый, затем проводят несколько раз по палитре и получают цветовую растяжку.
-
-
-
-
-
-
-
-
Пример росписи на изделии«Разделочная доска»
-
1 этап. Составление композиции на бумаге. 2 этап. После грунтования карандашом отмечаем расположение основных элементов на изделии. Крупные цветы или, если есть – животные.
-
3 этап. Далее приемом "двойной мазок" рисуем подмалевки цветов и рябины. Для выполнения двойного мазка кисточка ставится лопаткой. На одну сторону лопатки берется одна краска, например, в подмалевке цветка белая, а на другую сторону розовую краску. И затем методом кручения выполняем цветы. При помощи двойного мазка, желтая и оранжеваякраска,методом кручения рисуем рябину.
-
4 этап. Дополняем нашу композицию листьями. Листья рисуют двойным мазком - желтым и зеленым цветом. 5 этап. Заполняем пустующее пространство травкой.
-
6 этап. Методом "тычок" дополняем композицию цветами Заключительный этап - лакирование изделия.
-
Восстановление художественных промыслов Урала
Проходит этапы: 1) восстанавливают приемы письма и технологию росписи с созданием на их основе современного ассортимента художественных, утилитарных изделий, сувениров и игрушек. 2)Затем проводят производственное апробирование восстановленных приемов и технологий. И одновременно обучение художников и мастеров специфическим особенностям этих приемов. 2)И наконец, наступает третий этап, когда роспись приживается на предприятии, налаживается выпуск изделий и она начинает жить своей собственной жизнью, подчиняясь законам развития искусства нашего времени" (Барадулин В.А. Уральская народная роспись по дереву).
-
Активное участие в возрождении уральской росписи и создании нового ассортимента приняли художники НИЙХП — 3. Архипова, А. Бабаева, искусствовед В.А. Барадулип и др. Им удалось восстановить приемы уральской росписи и передать их местным мастерам. Однако искусство росписи не стоит на месте, оно развивается, сохраняя традиционные основы: своеобразный цветовой строй и монументальность композиций.
-
Современная урало-сибирская роспись
-
-
-
-
-
Спасибо За внимание !!!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.