Содержание
-
«Истоки традиционных народных художественных промыслов России (на примере Урало-сибирской росписи)».
Холькина Елена Николаевна, учитель ИЗО МОУ «СОШ № 8» города Магнитогорска Программа по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского для 5 класса
-
«Когда смотришь на древнюю роспись, на старые изразцы или орнаменты, думаешь: какая красивая жизнь была. Какие красивые люди жили ею. Как жизненно и близко всем было искусство». Николай Рерих
-
Урало-сибирская роспись
Галерея Техника двойного мазка Символика Материалы Цвета росписи Элементы росписи Схемы
-
Урало- сибирская роспись
рис. Наличники окон белой горницы Уральская домовая роспись поражает, прежде всего, своей монументальностью: расписываются сени, изба, горница, а в них стены, простенки, потолки, двери, полати, заборки, грядки и многое другое.
-
рис. Дверь чулана Чулан, где хранилась одежда и съестные припасы семьи, расписывался особенно ярко, со значением. Цветы, птицы, плоды выражали надежду хозяев на богатый урожай и полный достаток в доме.
-
Урало-сибирская роспись
Яркие красочные орнаменты с цветами, птицами придавали интерьеру праздничность, создавали атмосферу тепла и уюта, напоминали о красоте и радости весеннего и летнего цветения природы. Музей села Нижняя Синячиха в Свердловской области
-
Музей села Нижняя Синячиха в Свердловской области
-
Шкаф-поставец. XIX в. Соликамский р-н, д. Ескина Цветочным орнаментом расписывалась лицевая часть шкафа; у комода же, как правило, разделывались боковые стенки «под мрамор» или «под орех».
-
Прялка токарная. 1899 г. Суксунский р-н. Прялка-корневушка. Рубеж XIX вв. Чердынский р-н, с. Корепино Развитым видом народного искусства на Урале было создание праздничных обрядовых прялок. Над ними трудились мастера-профессионалы, были выработаны определенные типы композиций прялочного декора, характерные для различных районов, но всегда связанные с определённым назначением прялки.
-
Материалы урало-сибирской росписи
Старые мастера краски делали из местных минералов, растирая их, используя олифу. Но мы будем использовать гуашь, плоские синтетические кисти №3 -№12. Обязательно потребуется палитра, на которую необходимо выкладывать нужные цвета, ёмкость для воды.
-
Техника двойного мазка
Особенность росписи – двухцветный мазок. На кисть набираем два цвета краски: на одну сторону светлую, на другую темную краску. Для начала пробуем двойной мазок на бумаге, убирая излишки краски, затем проводится мазок непрерывным движением, поворачивая кисть в необходимых направлениях. В результате получается объёмный лепесток цветка или листочка. Видео показ.
-
Основные цвета росписи
Росписи поражают тонким декоративным чутьём и мастерством колорита. Пользуясь ограниченным числом красок, тремя-четырьмя, мастера умели достигать и звучности цвета, и своеобразной изысканности цветовых сочетаний. Использовались краски разных тонов: оранжевые – до 4-х тонов, голубые – до 3-х, синий цвет имел тёмно-синие, звонко-васильковые, бледно-голубые тона.
-
Росписи делались в изумрудно–зелёных тонах – надежда на плодородие и сытую жизнь; солнечно-жёлтые цвета славили гостеприимство и хлебосольство; тёмно–пурпуровый цвет был символом тяжёлой жизни крестьянина, политой потом и кровью; зелёный–цвет надежды, жизни, подвига; белый–чистоты, бессмертия; голубой – девственности; светло-жёлтый или золотистый – славы и царственности. Эти тайны цветовой символики пришли из древнерусской живописи. Букет цветов.
-
Знаки –символы уральской росписи
Неизвестный мастер. Солнце и гирлянда. Роспись дверцы шкафа. Конец XIX — начало XX в. Символико-поэтическая система ведет свое начало от знаков-символов, связанных с поклонением силам природы. В ее основе лежат древнейшие мотивы солнечных дисков, воды, древа жизни и др. Одним из широко распространенных мотивов уральской народной росписи является круг. В старых крестьянских жилищах лучистыми розетками с угловыми сегментами украшали ворота, калитки, двери, ставни.
-
Урало-сибирская роспись
рис. Фрагмент потолка избы Круговая композиция имела магическое значение и была связана с культом солнца.
-
Знаки и символы уральской росписи
В.К. Рябков. Цветущий сад с птицами. 1897. Роспись горницы Роспись в крестьянской избе расписывалась ярусами. Нижний ярус символизировал связь с матушкой землёй, верхний означал связь с небом, солнцем, верховными культами. Потолок в доме – это его «небо». Солнце дарит жизнь всему земному, от чего зависела жизнь крестьянина.
-
Знаки – символы уральской росписи
В.К. Рябков. Цветущий мир. 1897. Роспись горницы Средний ярус – мир человека – ориентирован на связь с реальными, мифологизированными обитателям земли. Основу росписи среднего яруса составлял растительный орнамент. Главными его мотивами являлись дерево, куст, букет, иногда цветы, поставленные в вазу.
-
С Чубарова. Эскиз венка оберега уральской росписи Бутоны и ягоды на цветущем венке – это символ детей; листья – символ изобильного хорошего урожая, постоянного возрождения и роста.
-
Вислый шкаф. Роспись дверки. Рубеж XIX–XXвв. Красновишерский р-н, д. Ратегово. «Древо жизни» изображающее древние и молодые поколения венчает пара птиц – символ счастливой супружеской пары. Магические мотивы присутствуют и в красном цвете – символе очага и жизни; в голубом и зеленом цветах – символ растений, наполненных живительной влагой. Вся композиция в росписи трактуется благопожелательными функциями и несет в себе пожелание счастья и благополучия. Создается изобразительный оберег.
-
Прялка. Роспись лопасти. Рубеж XIX-XX вв. Очеркский р-н, д. Верхняя Талица Сцены труда и семейного благополучия создавались с надеждой на исполнение желаний и объединялись в одну композицию со знаками – символами.
-
Этапы выполнения цветка
-
Оживки, пропись травок
Элемент травки и корня Ягодки, приписки и травки
-
Элементы листьев
-
Мотивы урало-сибирской росписи
-
Схемы узоров
Композиция росписи строилась на свободном ритмическом равновесии красочных пятен. В композиции букетов использовалась ярусность и симметрия.
-
Выполнение композиции
-
Использованные интернет- ресурсы:
Слайд №1 http://www.webartplus.narod.ru/ural/ur17.jpg Слайд №2 http://img-fotki.yandex.ru/get/5213/31065446.2/0_49584_d0b6c7e2_XL Слайд №4 http://rin.ucoz.net/sinyachiha/15_copy.gif Слайд №5 http://rin.ucoz.net/sinyachiha/07_copy.gif Слайд №6 http://img-fotki.yandex.ru/get/21/sstanisl.9/0_db92_d57b50e_XL Слайд №7 http://img-fotki.yandex.ru/get/15/sstanisl.0/0_99ba_ff65b318_XL Слайд №8 http://www.webartplus.narod.ru/ural/ur7.jpg Слайд №9 http://www.webartplus.narod.ru/ural/ur3.jpg Слайд № 9 http://www.webartplus.narod.ru/ural/ur2.jpg Слайд №12 http://demiart.ru/forum/uploads5/post-829481-1262540425.jpg Слайд №13 http://www.webartplus.narod.ru/ural/ur1.jpg Слайд №14 http://www.webartplus.narod.ru/ural/ur9.jpg Слайд №15 http://www.webartplus.narod.ru/ural/ur11.jpg Слайд №16 http://www.webartplus.narod.ru/ural/ur12.jpg Слайд №17 http://rin.ucoz.net/sinyachiha/13_copy.gif Слайд №18 http://www.webartplus.narod.ru/ural/ur16.jpg Слайд №19 http://www.webartplus.narod.ru/ural/ur14.jpg Слайд №20 http://www.webartplus.narod.ru/ural/ur10.jpg На остальных слайдах представлены собственные фотографии. http://rin.ucoz.net/index/uralskaja_rospis/0-27 http://sapir.su/tehnologii_bizn/poleznye_stati_/populjarizacija_ural.html http://rin.ucoz.net/index/muzej_nizhnej_sinjachikhi/0-30
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.