Содержание
-
Урок внеклассного чтения по рассказу Николая Семеновича Лескова «Человек на часах»
«Чтоб в человеке человеческое торжествовало…» Н.С.Лесков
-
Повторение:
Н.С.Лесков говорил: «Я люблю литературу как средство, которое дает мне возможность вытаскивать все, что я считаю за истину и благо; если я не могу этого сделать, я литературы уже не ценю; смотреть на нее как на искусство не моя точка зрения». Какая истина открывается читателю в сказе «Левша»?
-
Викторина
Ответь на вопросы одноклассника.
-
Введение в тему:
Что сближает два произведения Н.С.Лескова : «Левша» и «Человек на часах»? Вспомните начало произведения «Человек на часах»: «Событие, рассказ о котором ниже сего предлагается вниманию читателей, трогательно и ужасно по своему значению для главного героического лица пьесы, а развязка дела так оригинальна, что подобное ей даже едва ли возможно где-нибудь, кроме России. Это составляет отчасти придворный, отчасти исторический анекдот, недурно характеризующий нравы и направление очень любопытной, но крайне бедно отмеченной эпохи тридцатых годов совершающегося девятнадцатого столетия. Вымысла в наступающем рассказе нет нисколько». В чем значение такого вступления?
-
Николай I«Николай Палкин»
Что известно вам об эпохе, в которую происходят события «исторического анекдота»?
-
Сквозь строй шпицрутенов. Худ. Х. - Г. Гейслер. 1805
-
Сквозь строй. Художник Ф. Кардовский. Иллюстрация к рассказу Л.Н.Толстого «После бала»
-
Эпоха царствования Николая I «Палкина», как прозвали его в народе. Страшное время. Жестокие законы. Страх перед вышестоящим начальством, перед царём. Жестокое наказание за малейшую провинность и отступление от закона или воинского Устава.
-
В логике дилемма - это суждение, содержащее два взаимоисключающих положения, из которых предстоит выбрать только одно.В переносном смысле дилемма - затруднительное положение, в котором оказывается человек, когда ему надлежит сделать выбор между двумя равно неприятными для него возможностями.
О ком и о чём идёт речь: «…человек с так называемым "гуманным" направлением, которое за ним было давно замечено и немножко вредило ему по службе во внимании высшего начальства»? Какая дилемма мучила караульного Постникова?
-
Между чем и чем идет борьба в душе Постникова?
Сердце Постникова так и ноет, так и стучит, так и замирает… …так беспокойно с сердцем делается от этих стонов и воплей… …страшно слышать, как другой человек погибает, и не подать помощи… …помнит и службу, и присягу… …ни под каким предлогом не смеет покинуть своей будки… …отлично понимал, что оставить пост есть вина со стороны часового, за которою последует военный суд.
-
Проблема: Как поступить? спасти человека и нарушить воинскую присягу остаться верным воинскому долгу, избегнуть наказания, но тогда погибнет тонущий человек или
-
Почему товарищи по караулу не одобрили поступок Постникова? Почему случайно оказавшийся рядом офицер инвалидной команды решил назваться спасителем тонувшего?
-
Почему вокруг поступка Постникова началась такая суета? Чем все озабочены? Кто эти люди?
Работа в группах Миллер Кокошкин Свиньин Владыко
-
Почему Миллер не посмел скрыть от Свиньина случай во время караула? Почему он, гуманист и образованный человек, не сумел уговорить Свиньина не наказывать Постникова?
-
Свиньин наказал Постникова в соответствии с собственным представлениями о служебном долге и дисциплине. Как вы прокомментируете его решение?
Свиньин отличался строгостью и даже любил щеголять требовательностью дисциплины. Он не имел вкуса ко злу и никому не искал причинить напрасное страдание; но если человек нарушал какую бы то ни было обязанность службы, то Свиньин был неумолим. Он считал неуместным входить в обсуждение побуждений, какие руководили в данном случае движением виновного, а держался того правила, что на службе всякая вина виновата Рота была выстроена на дворе Измайловских казарм, розги принесены из запаса в довольном количестве, и выведенный из карцера рядовой Постников "был сделан" при усердном содействии новоприбывших из армии молодых товарищей. Эти неиспорченные гвардейским либерализмом люди в совершенстве выставили на нем все pointsurles i, в полной мере определенные ему его батальонным командиром. Затем наказанный Постников был поднят и непосредственно отсюда на той же шинели, на которой его секли, перенесен в полковой лазарет.
-
Какой фразеологизм уместно использовать при характеристике Кокошкина и Свиньина?
Почему Кокошкинрешил помочь Свиньину? Какую характеристику даёт обер-полицмейстеру Лесков?
-
«Непростые вопросы»:
Какую роль играет образ владыки? Почему он, лицо духовное, полностью одобрил антигуманный поступок Свиньина?
-
-
В чем смысл финала произведения? Какова позиция автора?
Если бы я имел дерзновение счастливых избранников неба, которым, по великой их вере, дано проницать тайны божия смотрения, то я, может быть, дерзнул бы дозволить себе предположение, что, вероятно, и сам бог был доволен поведением созданной им смирной души Постникова. Но вера моя мала; она не дает уму моему силы зреть столь высокого: я держусь земного и перстного. Я думаю о тех смертных, которые любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него где бы то ни было. Эти прямые и надежные люди тоже, мне кажется, должны быть вполне довольны святым порывом любви и не менее святым терпением смиренного героя моего точного и безыскусственного рассказа.
-
Продолжите предложения
Автор в рассказе «Человек на часах» осуждает… Автор считает праведниками тех, кто…
-
Впервые рассказ Н.С. Лескова «Человек на часах» был опубликован в журнале «Русская мысль» в 1887 году под названием«Спасение погибавшего».Почему автор изменил название?
-
Почему Н.С. Лесковизменил первоначальное название рассказа?
Главное слово в этом названии – «Человек», не солдат, не караульный, а человек. Даже стоя на часах, солдат Постников оставался человеком!
-
В.Серов.Портрет писателя Н.С.Лескова.
«…Пока мы живём и мир стоит, мы можем и должны всеми зависящими от нас средствами увеличивать сумму добра в себе и кругом себя». (Н. С. Лесков).
-
Домашнее задание:
1. Пересказ статьи учебника, посвященной творчеству А.П.Чехова: 1 вариант – стр. 273-275; 2 вариант – стр. 275-276. 2. Прочитать рассказ «Толстый и тонкий». Подготовиться к выразительному чтению в лицах.
-
Композиция рассказа:
экспозиция (место, время будущего действия); завязка (обозначен конфликт); развитие действия (событие обрастает подробностями) ; кульминация (наивысшая точка в развитии сюжета); развязка ( разрешение конфликта); заключение.
-
Современный Лесков
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.