Содержание
-
Н.С. Лесков«Человек на часах»
Учитель : Светлана Тимофеевна Лапшина.
-
«Чтоб в человеке человеческое торжествовало…»
Н.С Лесков
-
- Рассказ Н.С. Лескова «Человек на часах» впервые опубликован в журнале «Русская мысль» в 1887 году (№ 4) под названием «Спасение погибавшего».
- В основе сюжета лежит реальный факт: об этом сообщает автор в первой главе, об этом же свидетельствуют мемуары тех лет.
- В рассказе действуют реальные исторические личности: Н.И. Миллер (генерал-лейтенант, директор Александровского лицея), С.А. Кокошкин (в 30-е годы петербургский обер-полицмейстер), подполковник Н.П. Свиньин.
- В сборнике «Повести и рассказы», изданном С.Н. Шубинским в 1887 году, рассказ «Человек на часах» по просьбе автора был напечатан вместе с другими рассказами «о праведниках».
-
Николай Семёнович Лесков
(1831 – 1895)
«Событие, рассказ о котором ниже сего предлагается вниманию читателей, трогательно и ужасно по своему значению для главного героического лица пьесы, а развязка так оригинальна, что подобное ей даже едва ли возможно где-нибудь, кроме России».
(Автор)
-
Сюжет
- Действие происходит в Петербурге зимой 1839 года.
- Рядовой Постников, нёсший службу на посту у Невы перед Зимним дворцом, слышит крики утопающего о помощи. Но он в карауле!
- После долгих колебаний солдат решается оставить пост и спасти человека.
- Проезжавший мимо офицер инвалидной команды забрал пострадавшего и объявил себя его спасителем, чтобы получить награду.
- Постникова же приговорили к наказанию розгами за нарушение караульного устава.
-
- Почему автор называет историю, о которой собирается рассказать, анекдотом? Каково значение слова анекдот"?
- Почему «анекдот» возник во время правления императора Николая I?
-
Император НИКОЛАЙ I
- При Николае I (Палкине) в армии царил произвол, жестокие правила. Этим объясняется столь необычное, абсурдное развитие событий. С нашей, обывательской, точки зрения, солдат Постников должен был сразу броситься на помощь утопающему.
- Но, оказывается, и тогда и теперь за невыполнение приказа, устава караульной службы, за оставление поста его ждало самое суровое наказание.
- Какое?
-
Что такое щпицрутены?
- Шпицрутен (нем. “копьё, пика и хлыст")– длинный, гибкий, древесный прут для телесных наказаний в XVII-XIX веках. Появились в шведской армии в XVII веке и были вскоре распространены в большинстве европейских армий.
- В России телесное наказание шпицрутенами было введено Петром I в 1701 году. Предварительно пруты - шпицрутены вымачивались в солёной воде.
-
Осуждённого под барабанную дробь заставляли проходить сквозь строй из ста - восьмисот солдат, которые прутьями били по спине приговорённого.
-
- В начале XIX века число ударов доходило до шести тысяч, что было равносильно смертной казни.
- Удары шпицрутенами назначались за ошибки и нерадивость на строевых учениях, за неопрятность и неаккуратность форменной одежды (от ста ударов), за пьянство (300– 500 ударов), за воровство у товарищей (500 ударов), за побеги (от тысячи пятисот до пяти тысяч ударов).
- В Российской армии шпицрутены были отменены 17 апреля 1863 года
-
-
Композиция рассказа “Человек на часах”
- Экспозиция (Зимний дворец охраняла рота Измайловского полка под командованием офицера Миллера)-глава 2 (С.341)
- Завязка (часовой Постников услыхал, что в полынье на Неве тонет человек и просит о помощи. Уже полночь, на улице ни души, и человеку никто не может помочь.) Глава 4 (С.343)
- Развитие действия (полчаса мучительных терзаний: что делать: спасать – не спасать?) – 4 глава
- Кульминация (решение спасти) – 5 глава (С.344)
- Развитие действия (гуманный капитан Миллер, карьерист подполковник Свиньин, хитрый генерал Кокошкин улаживают дело) – главы 6-14. (С.345-355)
- Развязка (солдат получает 200 розог, а обманщик-офицер – медаль) – 15-18.
-
Кто он - главный герой?
- Случайно ли автор даёт ему фамилию Постников"?
В словаре В.И. Даля “пост" имеет несколько значений: место, должность, караул, а также воздержание от скоромной пищи. Сейчас как раз идёт рождественский пост.
- Какие значения отражает фамилия героя?
(И воинскую должность, и воздержание).
- Что за человек солдат Постников? Что говорит о нём автор-повествователь?
Найдите и прочитайте в главе 4.
-
- Что испытал солдат Постников, стоящий в этот момент на посту, когда услыхал, что в полынье “заливается человек и отчаянно молит о помощи"?
(приходил от криков, стонов “в оцепенение", “ В ужасе оглядывался", “…стал соображать, как спасти".)
-
Внутренний конфликт – «искушение»
Сердце Постникова так и ноет, так и стучит, так и замирает…
- …так беспокойно с сердцем делается от этих стонов и воплей…
- …страшно слышать, как другой человек погибает, и не подать помощи…
- …помнит и службу, и присягу……ни под каким предлогом не смеет покинуть своей будки…
- …отлично понимал, что оставить пост есть вина со стороны часового, за которою последует военный суд.
-
Сформулируйте проблему («искушение»), вставшую перед Постниковым:
- спасти человека и нарушить воинскую присягу?- или остаться верным воинскому долгу, но тогда погибнет тонущий человек.
Необходимо герою сделать нравственный выбор между долгом и состраданием.
-
- За что ругает Миллера Свиньин и какие чувства при этом испытывает?
- Почему Свиньин сам навещает в госпитале Постникова после наказания и почему дарит своему провинившемуся подчинённому подарки?
-
- Можно ли сказать, что солдат Постников совершил подвиг?
- Тогда почему героя наказали, а обманщика -офицера наградили?
- Почему воинское начальство сделало всё, чтобы скрыть происшествие от Николая I?
-
И все довольны?
- Постников понёс наказание, но остался доволен. Почему?
- Чем награждает Свиньин солдата?
- Как принимает эту награду солдат?
-
Послесловие: мнение Владыки
…наказание на теле простолюдину не бывает губительно и не противоречит ни обычаю народов, ни духу писания. Лозу гораздо легче перенесть на грубом теле, чем тонкое страдание в духе…
Спасение погибающих не есть заслуга, но паче долг. Кто мог спасти и не спас –подлежит каре законов, а кто спас, тот исполнил свой долг.
… Воину перетерпеть за свой подвиг унижение и раны, может быть, гораздо полезнее, чем превозноситься знаком…
-
Из «Поучения Владимира Мономаха»
мы помним рассуждения о том, как сложно следовать тем прекрасным и вечным заповедям любви к ближнему, милосердия и добра, о которых мы читаем в Священном Писании, рискуя своей жизнью, благополучием и карьерой.
-
В чём смысл названия рассказа «Человек на часах»?
В чём смысл названия рассказа «Человек на часах»?
Ведь Лесков называет героя не «караульным», не «солдатом», а именно «человеком» Механическое начало, точность, исполнительность часового механизма и та лёгкость, с которой действует механизм, для обычного человека оказываются во сто крат тяжелее.
-
Каково отношение автора к произошедшему?
- «Я думаю о тех смертных, которые любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него…
Эти прямые и надёжные люди тоже, мне кажется, должны быть вполне довольны святым порывом любви и не менее святым терпением смиренного героя моего точного и безыскусственного рассказа»"
-
Подведём итоги
Продолжите предложения:
- Автор осуждает…
(бесчеловечность, жестокие порядки в армии, несправедливость, карьеризм)
- Автор доволен тем, что…
(среди замуштрованных солдат живо ещё что-то человеческое)
-
Не важно, кем вы станете, чиновниками, политиками или военными. Главное, чтобы оставались людьми.
-
«…Пока мы живём и мир стоит, мы можем и должны всеми зависящими от нас средствами увеличивать сумму добра в себе и кругом себя» (Н.С. Лесков)
Помогает ли рассказ Лескова современному читателю приумножить сумму добра?
-
Спасибо за работу
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.