Содержание
-
Кафедра №4 «Аэродромов и дорог»
Лекция №14
- Учебная дисциплина: «Основы технологии и организации строительства автомобильных дорог»
- Тема: Устройство дорожных одежд капитального типа
- Автор: квн, доцент Романчук П.В.
-
Учебные вопросы:
- Конструкции дорожных одежд с асфальтобетонным покрытием.
- Последовательность технологических процессов и правила производства работ.
- Контроль качества и приемка работ.
Литература:
- Н. В. Горелышев и др. «Технология и организация строительства автомобильных дорог», Учебник, М., Транспорт, 1992 г., с. 268-317.
- Технологические карты на устройство земляного полотна и дорожных одежд. М.: Министерство транспорта РФ.М.:ЦИТП ГСДХ, 2004.-360с.
- СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги.
- Шкуренко А.М. Основы строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог. Учебник. С.255-266, 270-272.
-
-
Литой асфальтобетон отличается от обычного своим составом, свойствами, технологией приготовления смеси, укладки и уплотнения. Массовая доля щебня в литом асфальтобетоне обычно равна 50%, минерального порошка - 20%, битума - 8%. Битум применяют только маркиБНД 40/60, при этом для ещё большего повышения вязкости в битум добавляют асфальтит. Температура при перемешивании компонентов должна быть не менее 220-240 0С.
Смеси литого асфальтобетона укладывают при температуре 180 - 200 °С.
Покрытия из литых асфальтобетонных смесей укладывают по свежеуложенному слою крупно- или среднезернистого плотного асфальтобетона с целью взаимного сцепления обоих слоев, образования общего монолитного покрытия и обеспечения его сдвигоустойчивости. Литую асфальтобетонную смесь укладывают слоями 3,5 - 4 см с расходом 80-100кг/м2. Литые смеси уплотняют механизированным прижатием профилирующего бруса.
Приготовленную смесь перевозят к месту укладки вспециальных механизированных котлах. В таких котлах вместимостью 4-10т смесь непрерывно перемешивают во избежание расслаивания. Котлы снабжены теплоизоляцией и оборудованы газовыми горелками. Во время перевозки температуру смеси поддерживают на уровне 220-240 0С.
-
Классификация АБС
1. В зависимости от вязкости и температуры при укладке:
-горячие- БНД 40/60; 60/90; 90/130. Температура укладки не менее 120 С.
во всех ДКЗ; на всех категориях дорог. Формируется после укатки и остывания.
-теплые- БНД 130/200; 200/300;СГ 130/200. Температура укладки не менее 80-110 С.В 1-ой ДКЗ на всех категориях дорог. В др. зонах на дорогах 3 и 4 категорий. Срок формирования от нескольких часов до 15 сут.
-холодные- СГ 70/130; МГ 70/130. Температура укладки не менее 5-10 С.Во 2-5 ДКЗ на дорогах 3 и 4 категорий. Срок формирования 20-40 суток.
2. По виду минерального материала:
- щебеночные и гравийные;
- песчаные и шлаковые.
3. По наибольшему размеру зерен: - крупнозернистые – зерна до 40 мм;
- мелкозернистые – зерна до 20 мм;
- песчаные – зерна до 5 мм.
4. Содержание битума:
- в горячих и теплых АБС крупнозернистых – 4,5-6,5 %
- мелкозернистых – 4,5 – 7 %;
- песчаных – 7-9
- в холодных АБС – 3,5-6 % от массы каменных материалов.
-
5.В зависимости от массовой доли щебня или песка различают следующие типы АБС:
1.Тип А с массовой долей щебня 50-60%;
2.Тип Б ------------------------------------ 40-50%;
3.Тип В ----------------------------------- 30-40%;
4.Тип Г на песках из отсевов дробления, а также на смесях с природным песком при содержании песка не более 30%;
5. Тип Д – на природных песках или смесях природных песков с отсевами дробления при массовой доле отсевов менее 70%.
6. По остаточной пористости АБС подразделяют на :
- высокоплотные – 1,0-2,5%;
- плотные – 2,5 – 5 %;
- Пористые – 5,0 -10,0 %;
- Высокопористые – 10,0 – 18,0 %.
Пористые и высокопористые АБС применяют только в нижних слоях покрытий и оснований.
-
Состав работ по устройству покрытия:
Подготовительные работы необходимы для выполнения с наибольшей производительностью основных работ по укладке смеси и ее уплотнению. Подготовительные работы включают:
- закрытие участка для движения транспортных средств и пешеходов ( в случае необходимости);
-разбивочные работы и проверку основания;
-установку боковых упоров;
-очистку основания (или нижнего слоя) от пыли и грязи;
-смазывание битумом выступающих частей;
-обработка (подгрунтовка) оснований разжиженным битумом или эмульсией.
2.Транспортирование смеси.
Смесь к месту работ доставляют автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 18-20т.
Допустимая дальность перевозки автомобилями-самосвалами :
- в жаркую погоду горячие смеси 40-50 км, а теплые - 60-80 км.
- в прохладную погоду горячие смеси не следует перевозить дальше чем на 20-30 км, а теплые на 40-50 км.
Для сохранения тепла кузова автомобилей-самосвалов оборудуют для обогрева отработавшими газами и закрывают брезентом, укрепленным на деревянной раме. Для предупреждения прилипания дно и стенки кузова перед загрузкой смесей смазывают нефтью или мазутом, смешанным с водой или мыльным раствором.
-
Для контроля за качеством приготовления и укладки смеси лаборатория завода выдает на каждый автомобиль со смесью паспорт, в котором указывается:
-вид смеси (теплая,горячая);
-тип смеси (крупнозернистая, мелкозернистая и т.д.);
-номер состава смеси;
-для какого слоя покрытия предназначена смесь;
-номер смесителя;
-температура смеси в момент выгрузки из смесителя;
- фамилия лица, ответственного за качество смеси (диспетчер АБЗ).
Паспорт заполняют в двух экземплярах, один остается у производителя работ, второй с его распиской о получении смеси, с указанием ее температуры в момент доставки на место работ возвращается на завод.
-
ЗАО «СОЮЗ-ЛЕС»
З-й Михалковский пер. д. 15 факс: 450-66-44
тел. 450-87-77
ПАСПОРТ КАЧЕСТВА
Плотной, горячей асфальтобетонной смеси ГОСТ 9128-97
Потребитель ОАО "Дормост"__________________________
Вид смеси М/зернистая а/б смесь________________
Тип Б марка I_______________________________
Масса смеси 230 т.____________________________________
Плотность смеси _________2,41__________________
Водонасыщение,% 2,15
Предел прочности при сжатии, при Т 50°С __1,92_____ МПа___
Т20°С ___5,02____ МПа___
Коэффициент водостойкости _______0,98______________
Коэффициент водостойкости при длит, водонасыщении __0,93____
Остаточная пористость минеральной части,% ___3,70____
Пористость минеральной части,% ____ 14,74_____
Класс по удельной эффективной активности естественных радионуклидов - 1 класс
Дата отгрузки смеси ______22.10.2009г._____________
Начальник лаборатории Лейтес Е.Л.
-
Распределение смеси по ширине проезжей части и ее укладка
- Асфальтобетонную смесь укладывают асфальтоукладчиками, автогрейдерами (только нижние слои) и вручную (на кривых малых радиусов, на коротких съездах, при ремонте отдельных мест, в труднодоступных местах).
- Укладка АБС одним и двумя асфальтоукладчиками – особенности.
- Выгруженную в бункер асфальтоукладчика смесь пластинчатый питатель подает к двухзаходному шнеку, распределяющему ее по ширине.
- За шнеком размещены отражающая плита и трамбующий брус.
- Уплотнение покрытий из горячих и теплых асфальтобетонных смесей
- После укладки асфальтобетонной смеси на полосе длиной 8-I0м приступают к уплотнению, от степени которого зависят плотность асфальтобетона и, следовательно, срок службы покрытия.
- К уплотнению приступают сразу после укладки смеси при температуре ее не ниже 120°С.Конец уплотнения -70 0С.
- При уплотнении соблюдают следующие правила:при первом проходе катки движутся ведущими вальцами вперед; уплотнение начинают от кромок проезжей части, постепенно переходя к середине с перекрытием предыдущего слоя на 1/3 полосы уплотнения. Катки движутся без остановки и без переключения передач на неуплотненном слое.
-
Рис. 1. Воздействие ведущего и ведомого вальцов на уплотняемый слой: 1 - направление движения катка; 2 - воздействие ведомого вальца; 3 - воздействие ведущего вальца.
-
Рис. 2. Последовательность проходов катков по слою, уложенному на всю ширину проезжей части при отсутствии бортового камня.
-
В процессе уплотнения покрытия запрещается:
- заправлять катки и асфальтоукладчики на свежеуложенном и перекрываемом асфальтобетонном покрытии. Для заправки следует выводить механизмы на обочины, боковые выезды или воротные заезды;
- останавливать катки на свежеуложенном покрытии. В случае аварийной остановки принять срочные меры к выводу катка из зоны работ;
- переключать скорости при резком торможении на уплотненном покрытии;
- производить повороты на неуплотненном покрытии. Для изменения направления движения катки следует выводить на уплотненную часть покрытия;
- оставлять катки на свежеуложенном покрытии по окончании работ.
-
Контроль качества и приемка работ.
1. Входной контроль: качество минеральных материалов и битума;
Состав АБС ( температура, зерновой состав, водонасыщение, предел прочности на сжатие).
2. Операционный контроль:
- ровность, плотность и чистоту основания;
- температуру смеси в кузове каждого автомобиля;
-температуру смеси в начале и конце уплотнения;
- количество смеси, толщину и ширину слоев; поперечные уклоны и ровность покрытия; коэффициент уплотнения, прочность на сжатие и растяжение.
- качество смеси – три вырубки на 1 км или на 7000 м. кв.
- однородность покрытия.
- шероховатость покрытия и коэффициент сцепления.
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.