Презентация на тему "Возникновение и развитие отечественной культурологии"

Включить эффекты
1 из 24
Смотреть похожие
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме "Возникновение и развитие отечественной культурологии". pptCloud.ru — каталог презентаций для детей, школьников (уроков) и студентов.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    24
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Возникновение и развитие отечественной культурологии
    Слайд 1

    Возникновение и развитие отечественной культурологии

    Выполнила Коновалова Алина I СКД

  • Слайд 2

    В начале 1990-х годов хлынул поток книг и статей, в которых так или иначе ставились общие проблемы культурологии, связанные с изучением культуры в ее целостности. Объектом пристального внимания стала не только сама культура, но и знание о культуре — ее специфика, статус, структура, соотношение с другими областями гуманитарного и социального знания и т. д.

  • Слайд 3

    Почему произошел бурный взлет культурологической мысли в России ?

    Причины 1. Социальная перемена в стране. Все говорили об «упадке» культуры и необходимости ее «возрождения». И хотя дальше разговоров дело практически почти не продвигалось — финансовая поддержка развития культуры оставалась крайне недостаточной, тем не менее сложившаяся ситуация создала благоприятные условия для теоретической разработки проблем культуры и ввела ее в своего рода «научную моду».

  • Слайд 4

    Причины 2. Культурология была введена (с 1992/93 уч. г.) в учебные программы всех вузов страны в качестве обязательной гуманитарной дисциплины. Именно это обстоятельство и определило оформление в нашей стране культурологии как особой науки. В советские времена оно вызывало у власти подозрение, так как считалось, что им обозначается «буржуазная наука». Проблемы культурологии рассматривались в рамках области научных исследований, именовавшейся «история и теория культуры». Под этим названием сначала в гуманитарных, а затем и в технических вузах стали появляться и учебные курсы.

  • Слайд 5
  • Слайд 6
  • Слайд 7

    Культурология как дисциплина

  • Слайд 8

    70-е – 80-е годы

    Философские вопросы культурологии, решение которых определяет построение и содержание ее как научной и учебной дисциплины

  • Слайд 9

    Философы выделили три подхода к аналитике культурного процесса

  • Слайд 10
  • Слайд 11

    90-е годы

    В философско-культурологических исследованиях 90-х годов по-прежнему преобладающей остается так называемая деятельностная трактовка культуры, сложившаяся в Советском Союзе еще в 60-е годы. Сторонники ее определяют культуру как совокупность форм, способов, средств и результатов человеческой деятельности. В реализации этого подхода к пониманию культуры наблюдается множество вариантов, различающихся, главным образом, по акцентам на ту или иную сторону деятельности.

  • Слайд 12
  • Слайд 13

    утвердилась мысль о необозримом многообразии феноменов культуры деятельностный подход оказался достаточно широким и гибким, чтобы вобрать в себя едва ли не все возможные характеристики культуры

  • Слайд 14
  • Слайд 15

    Многие авторы стремятся выявить и охарактеризовать различные функции культуры

    Э. Соколов «Культурология» (1994) выделяет 6 функций : 1. защитно-адаптивную 2. преобразовательную 3. коммуникативную 4. сигнификативную 5. нормативную 6. «психической разрядки» Функции, связанные с личностью 1. «гоминизации» 2. социализации 3. «инкультурации» Э. В. Соколов

  • Слайд 16

    Ю. Ананьев в книге «Культура как интегратор социума» перечисляет 9 функций культуры, но несколько иных 1. адаптивную 2. эдукативную 3. когнитивную 4. валюативную 5. информативную 6. коммуникативную 7. нормативную 8. регулятивную 9. интегративную

  • Слайд 17

    В работах М. С. Кагана раскрываются сущность и функции художественной культуры в жизненном мире человечества. Анализируя место художественного освоения мира в структуре человеческой деятельности и сущность художественного образа, он обосновывает тезис о том, что искусство выступает как центральная подсистема культуры и форма ее самосознания (в отличие от науки и философии, которые являются ее сознанием). Этому же автору принадлежит проведенный впервые анализ семиозиса культуры (т. е. состава используемых ею языковых средств) М.С. Каган

  • Слайд 18
  • Слайд 19

    Собственно культурологическая проблематика в концепции Абдеева затрагивается лишь вскользь. Он подчеркивает особое значение культуры труда в каждой цивилизации и сетует на недостатки гуманитарного образования, которое строится на «курсах историй» (философии, культуры, религии) и потому ориентирует студентов в прошлое. Р.Г. Абдеев

  • Слайд 20
  • Слайд 21

    С серией работ, направленных на выяснение общих закономерностей эволюции цивилизаций, выступает Юрий Владимирович Яковец. Его «теория циклической динамики и социогенетики» и представляет всю историю человечества как процесс, основными чертами которого являются: волнообразно-спиралевидный характер полицикличность существование переходных периодов неравномерное течение исторического времени образование географических «эпицентров» законы исторической генетики взаимодействие циклов (в том числе природных). Ю.В. Яковец

  • Слайд 22
  • Слайд 23
  • Слайд 24

    В российской культурологической мысли конца XX века происходит институционализация культурологии как науки — выделение ее из философии, интеграция в ней разнообразных знаний о культуре.

Посмотреть все слайды

Предложить улучшение Сообщить об ошибке