Содержание
-
Философский образ науки (продолжение)
-
Возникновение науки. Особенности науки как социального института. Динамика научного знания.
-
Возникновение науки
Как своеобразная форма познания – социальный институт и специфический тип духовного производства наука возникла в Европе в Новое время в период дифференциации единого ранее знания на философию и науку
-
Наука постоянно связана с практикой: 1. Получает импульсы для своего развития 2. Воздействует на ход практической деятельности, опредмечивается, материализуется в ней
-
Античность, средние века
Преобладание философского познания мира Философия, знание, наука фактически совпадали В рамках философии объединялись сведения и знания о «первых причинах и всеобщих началах», об отдельных природных явлениях, о жизни людей и истории человечества, о самом процессе познания
-
Древние цивилизации Востока, Античность, средние века
Ростки будущих научных знаний формировались в недрах философской системы, Но они еще не выделились из них как самостоятельное целое Эмпирические знания о природе и обществе в виде отдельных элементов («кусочки науки», но не сама наука)
-
Причины отсутствия науки как социального института в древности и средневековье
Не в том, что не было великих ученых Не было реальных общественно-исторических и социокультурных факторов: НОВОЕ ВРЕМЯ!!! Индустриализация: наука нужна прежде всего для развития промышленности Бурное развитие в первую очередь экспериментально-математического естествознания (астрономия, механика, физика, химия, биология….)( в том числе - эмпирических фактов было накоплено больше)
-
Новое время
+ подрыв господства религии +основная задача познания «не опутывание противника аргументацией» ( как у схоластов), а изучение – на основе реальных фактов – самой природы, объективной реальности
-
Дифференциация наук
1. Отделение науки от философии 2. Выделение в рамках науки как целого отдельных частных наук – механики, астрономии, физики, химии, биологии 3. Вычленение в целостном философском знании таких философских дисциплин как онтология, философия природы, философия истории, логика…
-
Наука и практика как две взаимосвязанные стороны исторического процесса
Не только развитие науки соответствует уровню развития практики, Но и разделение научного знания, дифференциация наук также отражает определенные этапы развития практики, разделения труда, внутренней расчлененности человеческой деятельности в целом.
-
Важнейшие формы практики
1. Материальное производство (труд), преобразование природы 2. Социальное действие – преобразование общественного бытия, изменение существующих социальных отношений (революции, войны, реформы, преобразования…) 3. Научный эксперимент – активная деятельность, в процессе которой исследователь искусственно создает условия, которые позволяют ему исследовать интересующие его свойства объектов
-
Функции практики в научном познании
1. Практика – источник познания ( все знания вызваны к жизни ее потребностями) 2. Практика – как основа познания, его движущая сила. В процессе преобразования мира человек обнаруживает и исследует все новые и новые свойства мира 3. Практика – цель научного познания, т.к. она осуществляется не ради простого любопытства, а для того, чтобы направлять и регулировать деятельность людей 4. Практика как критерий истины
-
Особенности науки как социального института (критерии научности) Черты науки
Универсальность – т.е. научному познанию подвластны все сферы бытия Фрагментарность – наука изучает не бытие в целом(философия), а различные фрагменты реальности. Поэтому наука делится на отдельные дисциплины.
-
Черты науки
Объект науки - фрагмент объективной реальности, включенный в исследовательский процесс Предмет науки – свойства, связи, отношения объекта, изучаемые данной наукой
-
объект научного познания
Объект – то, что изучает данная дисциплина
-
Предмет познания
Свойства, связи, отношения объекта
-
Субъект научного познания
Субъект: ключевой момент науки Отдельный исследователь Научное сообщество Научный коллектив Общество в целом Функции в познании: исследует свойства, стороны и отношения объектов
-
Черты науки
Общезначимость – полученные учеными знания значимы для всех людей Незавершенность - научное знание не может достичь абсолютной истины Критичность – готовность поставить под сомнение результаты Преемственность
-
Систематичность Достоверность Собственный язык Наличие особых средств и способов познания
-
Особые средства и способы познания науки
Гипотезы Концепции Теории Законы Понятия Категории Методы
-
Идеалы и нормы научного познания
Совокупность определенных концептуальны, ценностных, методологических установок, свойственных науке на каждом конкретно-историческом этапе ее развития Функция: организация и регуляция процесса научного исследования, ориентация на более эффективные пути, способы и формы достижения истинных результатов
-
Стиль научного мышления
Целостное единство норм и идеалов научного познания, господствующий на определенном этапе развития погоды Выполняет регулятивную функцию Общепринятые нормы интеллектуальной деятельности (различают классический, неклассический, постнеклассический стили мышления)
-
Философские основания науки
Философские идеи и принципы, которые содержатся в данной науке Функции: обоснование уже добытых знаний Участвуют в построении новых теорий Методологическая функция
-
Научная картина мира
Целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенных в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов Тесно связана с мировоззрением ученого
-
Классификация наук
Античность: Аристотель: критерии: в зависимости от сферы применения знания -метафизика (наука о причинах всего сущего, недоступного для органов чувств ) -математика -физика –изучает различные состояния тел в природе
-
Новое время: Ф. Бэкон. Критерии: в зависимости от способностей человека: -история как описание фактов, в том числе естественная и гражданская - теоретические науки или философия -поэзия, литература, искусство вообще.
-
Новое время: Гегель. Критерии: принцип развития -логика (учения о бытии, о сущности, о понятии) Философия природы (механика, физика, органическая физика) Философия духа( антропология, феноменология, психология)
-
Новое время: О.Конт (основоположник позитивизма) Критерии: из изучения предметов, опираться на естественные связи между ними. Иерархия наук. -науки о внешнем мире Совокупность наук о природе (философия природы) Естественная философия (астрономия, химия и биология) в целом науки: астрономия, физика, химия, биология и социология
-
Марксизм: Ф. Энгельс Критерий: форма движения материи: Процессы в неживой природе Процессы в живой природе Отсутствие резких границ между наука
-
XX в. : В.И. Вернадский: Критерии: характер изучаемых объектов -науки, объекты и законы, охватывающие всю реальность (физика, астрономия, химия. Математика) -науки, которые охватывают только объекты и законы, свойственные только для Земли – ноосферы (биологические, геологические и гуманитарные науки)
-
Современные классификации наук:
По объекту, предмету и методу познания: - Естествознание, обществознание, гносеология, математика - в свою очередь каждая группа делится на более дробные науки По отношению к практике: -фундаментальные -прикладные
-
Современные классификации наук
История: относится как социальным наукам ( о процессах, явления в обществе) и гуманитарным наукам ( о внутреннем мире человека)
-
Особенности социально-гуманитарного познания
Предмет гуманитарного познания - мир человека, а просто вещь Социальное познание ориентировано на процессы – динамику общественных явлений (поэтому историзм –играет важную роль) Исключительное внимание к индивидуальному, но на основе конкретно-общего
-
Субъективный характер Всегда ценностно-смысловое освоение мира Значима роль процедуры понимания как приобщение к смыслам человеческой деятельности Имеет текстовую природу ( т.е. между субъектом и объектом познания стоит текст ( письменные, вещественные и т.п. источники) Преимущественная ориентация на качественную определенность Велика роль мышления. Затруднительно наблюдение, эксперимент
-
Тема 3. Периодизация истории наука
Литература: Гуревич А.Я. Марк Блок и "Апология истории". Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980. С.129 Лубский А.В. Классическая парадигма исторического исследования. С.27-62; Шевелев В.И. Новое в исторической науке: пути преодоления методологического кризиса // Гуманитарный ежегодник. 1. С.39-40. Узнародов И.М. Нужен ли нам постмодернизм? Размышления историка // Esse Homo (Памяти Э.Г.Алавердова). Февр Л. Суд совести истории и историка // Февр Л. Бои за историю. С.11. Философский энциклопедический словарь. С.332.
-
Классификация и периодизация наук
Классификация - расчленение наук по вертикали Периодизация наук – развертывание наук по горизонтали: т.е. по оси времени в форме следующих друг за другом исторических периодов ( ступеней, фаз, этапов) Каждый новый этап – это не только процесс возрастания количества предшествующего, но и качественные различия, выражающих специфику данного этапа истории предмета.
-
Критерии периодизации науки
Соотношение объекта и субъекта познания Каждый период имеет свою парадигму, свою картину мира, свои фундаментальные идеи
-
Периодизация истории науки
Донаучный период (зарождение элементов научных знаний) Превращение истории в науку с сохранением за ней статуса одного из направлений гуманитарной культуры представляло собой сложный процесс. Он обусловлен всей культурно-исторической ситуацией эпохи позднего средневековья и начальной стадии новой истории.
-
Превращение истории в науку
Интеллектуальный прорыв человечества от средневекового провиденциализма к гуманизму и рационализму нового времени составлял предпосылку значительного усиления интереса к истории. Это соответствовало более общему процессу возрастания интереса к человеку вообще Человек стал занимать в сознании то место, которое ранее отводилось Богу. Отсюда все то, что происходило с человеком и людьми вообще в прошлом, вызывало повышенное внимание.
-
Такое внимание связано было также с изменением особенностей мышления людей этой эпохи по сравнению с мышлением средневекового человека. На взгляд последнего, будущее его ничтожно мало зависело от него самого, от людей вообще и от их истории, в частности, когда отдельный индивид и человечество в целом находилось в полной зависимости от воли Провидения. В новых условиях, когда разум и воля человека, прежде всего выдающихся людей, стали рассматриваться в качестве движущей силы истории, когда признавалась зависимость судьбы человека и людей вообще не от потустороннего, а от человеческого начала, потребность человечества в самопознании значительно возросла.
-
Бурные события обостряют чувство времени, пробуждают историческую мысль, заставляют задуматься о причинах столь значительных изменений в жизни людей, о движущих силах истории, о будущих судьбах человечества в целом, страны и народа, отдельной личности.
-
Периодизация истории науки
Классическая наука (XVII – XIX вв.): стремится при описании и объяснении объектов устранить все, что относится к субъекту. Господство объективного стиля мышления, стремление познать объект сам по себе, без относительно к условиям его изучения субъектом Имеет своей парадигмой механику Строится на принципах жесткого детерминизма
-
Классическая модель исторического исследования
явилась порождением рационалистической культуры Нового времени. Принцип культуры Нового времени, которая объявила себя царством разума, лаконично был сформулирован Гегелем: «Что разумно, то действительно, и что действительно, то разумно». Эта культура носила утилитаристский характер, логику осмысления любого общественного явления в ней определяла идея пользы и полезности.
-
Классическая парадигма прошла длительный период своего развития от начальной стадии научной историографии в эпоху Просвещения XVII-XVIII вв. до сформировавшейся исторической науки середины - второй половины XIX в., основанной на историософии позитивизма.
-
В основе методологии того времени лежала философская идея способности познания человеческим разумом объективной реальности, причем как окружающей человека природной среды, так и всего того, что касается деятельности самого человека в настоящем и в прошлом, т.е. того, что относится к объекту и предмету исторического познания.
-
Философской основой этих идей выступали направления XVIII - XIX вв. - рационализм, гегельянство и позитивизм. Первое из них обосновало взгляд на силу разума как двигателя исторического процесса или по крайней мере как одной из мощных движущих сил, на движение истории по пути прогресса, а также на способность разума к познанию прошлого. Второе сформировало представление о закономерном характере исторического процесса и о внутренних факторах как о главных движущих силах истории по отношению к внешним. Позитивизм обобщил и синтезировал эти представления, добавив в философское обоснование теории исторического процесса идею многофакторности и плюралистический подход к его объяснению.
-
Роль позитивизма
позитивизм обеспечил теоретическую разработку представления о том, что историческое исследование невозможно без создания прочной эмпирической базы, которая создается на основе изучения источников и установления по ним исторических фактов. По существу тем самым были обеспечены в конце XIX - начале XX вв. успехи в развитии источниковедения, усиление интереса к философии и методологии истории и возникновение новой, неклассической парадигмы исторического исследования.
-
историческое исследование в рамках классической парадигмы
Сложный процесс, разделенного на три стадии: поисковую (эвристическую), опытную (эмпирическую) теоретическую, тесно связаны между собой и вытекают одна из другой, по мере завершения одной из стадий осуществлялся переход к следующей стадии.
-
Общая формулировка проблемы исследования на первой стадии поиск литературы и источников формулировка рабочей гипотезы. На второй шло: формирование эмпирической базы данных (исторических фактов), которые историк устанавливал по предшествовавшей литературе и источникам. На третьей стадии шло формирование теоретической концепции исследования с учетом существовавших к тому времени концепций и новых фактических данных, выявленных на предыдущей стадии работы историка.
-
Разработанная историком концепция не формулировала какие-то новые законы исторического развития. Это выпадало главным образом на долю социологии, рассматриваемой позитивистами в качестве обобщающей науки по отношению к истории и к другим наукам гуманитарного цикла. Высокой эрудиции и способности к тщательному поиску источников, характерным для историков классической парадигмы исследования, давал высокую оценку Л.Февр: "‹‹Историю изучают при помощи текстов››. Знаменитая формула: и по сей день она не утратила всех своих достоинств, а они, без сомнения, неоценимы. Честным труженикам, законно гордящимся своей эрудицией, она служила паролем и боевым кличем в сражениях с легковесными, кое-как состряпанными опусами". Февр Л. Суд совести истории и историка // Февр Л. Бои за историю. С.11.
-
В рамках классической парадигмы исторического исследования оказались известные концепции исторического процесса: концепция государственной школы русской историографии середины - второй половины XIX в.; теория многофакторности исторического процесса конца XIX - начала XX вв., которой придерживался, В.О.Ключевский; марксизм; цивилизационные теории, например, евразийская; теория индустриального общества; теория расколотого общества применительно к России А.С.Ахиезера и т.д
-
классическая парадигма исторического исследования оказалась способной работать не только в ту эпоху, когда она сложилась, но и в гораздо более позднее время, по существу на протяжении всего ХХ в., поскольку стремление к познанию общества как системы, связанной внутренними закономерностями, сохранялось, несмотря на появление новых теоретических и методологических идей.
-
Классическая модель исторического исследования
Классическая рациональность претендует на познание исторической действительности такой, какой она была сама по себе, без примеси человеческой субъективности. Классическая рациональность изгоняет из исторической науки любые рассуждения о цели, смысле, гармонии, совершенстве, ценностях. Ее идеалом стало афористическое изречение Б. Спинозы о том, что истина требует «не негодовать, не удивляться, но понимать».
-
Классическая рациональность основывается на представлении о том, что «если слово что-нибудь обозначает, то должна быть какая-то вещь, которая имеется им в виду», поэтому язык обладает способностью адекватно выражать свойства, структуры, закономерности объективной исторической реальности. Все это порождает уверенность в возможность построения одной-единственной истинной исторической теории, доказательные аргументы которой окончательны и бесспорны.
-
Неклассическая наука (первая половина XX в.)
отвергает объективизм классической науки, отбрасывает представление реальности как чего-то независящего от средств познания, субъективного фактора. осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта Парадигма относительности, дискретности, вероятности
-
Появление неклассической парадигмы исторического исследования произошло на рубеже XIX - XX вв. Это была эпоха, когда на смену историческому оптимизму нового времени пришли пессимизм и известное разочарование в ценностях эпохи Просвещения, когда возникло сомнение в возможности непрерывного поступательного движения по пути прогресса
-
Смутные ожидания грядущих потрясений ХХ столетия сменялись уверенностью в неизбежности их наступления, а философская идея исторического прогресса как основа прежнего оптимистического воззрения на прошлое и на перспективы человечества стала расцениваться как наивная, не учитывавшая реалии новой жизни.
-
Столь же наивной стала считаться другая основополагающая философская идея нового времени – идея всесилия человеческого разума, который оказывался неспособен предохранить человечество от потрясений. Все это подводило к выводу о неполноте, ограниченности и отчасти ошибочности сложившихся ранее представлений о человеке и человечестве, об основах его бытия и культуры, повлекла за собой пересмотр взглядов на гуманитарное знание и способы его получения, следовательно, на философские, теоретические и методологические его основания.
-
Философской основой неклассической парадигмы исторического исследования стали релятивистские направления философии конца XIX в. - академическая философия жизни и неокантианство. Эти направления, в отличие от позитивизма, исходили из идеи принципиального отличия между объектом и предметом естественнонаучного и гуманитарного познания и, следовательно, об отличии между ними по методам познания.
-
В свете представлений приверженцев данных направлений, объект естествознания - природа - выражался в массовых, повторяющихся явлениях, связанных закономерностями, а человеческий "дух", культура и сама история воплощалась в уникальных образах, не связанных закономерностями, но подлежавших описанию и оценочным суждениям по определенной шкале вневременных общечеловеческих ценностей.
-
Отсюда обосновывалось отличия между науками обобщающими, законоустанавливающими (номотетическими) и неоценочными, с одной стороны (естественные науки), и науками описывающими (идиографическими) и оценочными, с другой (гуманитарные науки).
-
Гуманитарное знание стало рассматриваться как неполное и относительное по самой своей природе, в силу присущего человеку субъективизма, за которым скрывалась реальность прошлого. В исторических исследованиях эта реальность объявлялась объектом и предметом изучения, но по существу, по мнению последователей релятивистских направлений историософии, историку была доступна не она, а субъективные впечатления от нее авторов и составителей источников. При неизбежной же субъективности самого историка общий итог исторического исследования мог оказываться еще дальше от реальности прошлого, чем даже источник.
-
В конце XIX в. становилось очевидным, что в гуманитарной культуре нового времени вообще и в рамках классической парадигмы исторического исследования как составной части этой культуры, в частности, зачастую оказывался потерян сам человек. в течение XVIII - XIX вв., гуманизм был сменен социоцентризмом, а вместо интереса к человеку, к отдельной личности возник интерес прежде всего к разного рода сообществам людей - этносам, социумам, государствам и т.д., связанные с которыми процессы, как это казалось, определяют и объясняют ход истории.
-
Идея И.Канта, сформулированная им в форме категорического императива и требовала видеть в человеке по существу мерило всех ценностей и конечную историческую цель, а не средство к достижению каких-то иных, более общих целей. Эта идея была широко известна, но являлась фактически мало востребованной не только в социально-политической практике, но и в практике гуманитарного познания, в том числе исторического познания.
-
Формирование неклассической парадигмы исторического исследования выразилось прежде всего в изменениях его методологии. Она стала в несравненно большей степени, чем методология классической исторической науки, обращена к человеку и стремилась учесть человеческое начало и на стадии возникновения источников исторического познания, и на стадии использования этих источников в конкретных исторических и вообще в гуманитарных исследованиях, т.е. личности и автора источника, и историка, изучавшего этот источник.
-
Достижения позитивистской методологии истории в принципе не отвергались, причем признавалась их прикладная ценность и значимость. Однако они существенно дополнялись разработкой методов, направленных на установление своего рода личностных контактов между историком как представителем своей эпохи и культуры своего времени и автором источника как личности изучаемой эпохи и культуры того времени; на проникновение в психологию автора источника, в том числе и с помощью интуиции; на понимание людей прошлого, прежде всего психологических основ их личности и системы признаваемых ими ценностей. Фактически это означало поиск путей более глубокого проникновения в изучаемую эпоху, стремление к выходу за пределы "фактологии" как внешней стороны исторического процесса и к уяснению его человеческой сущности.
-
Взгляды на теорию исторического процесса в неклассической парадигме исторического исследования не столь четки и определенны, как на стадии классической исторической науки. Наиболее заметно это по отношению к вопросу о существовании исторических закономерностей, и шире - во взглядах на историю как на связный процесс.
-
Общий вывод об уникальности и неповторимости всякого исторического явления и личности, доведенный до логического своего конца, приводил к отказу от представления о закономерном ходе истории, о связи между собой разных ее явлений, об отсутствии иных причинно-следственных связей, кроме личностно-психологических. Это давало основание для постановки вопроса об основаниях, по которым история могла бы считаться наукой, поскольку описание уникального не относится к функциям науки.
-
Под прямым воздействием неклассической парадигмы исторического исследования оказались некоторые новые направления историографии, прежде всего историко-психологическое и историко-антропологическое, в центре исследовательского внимания которых стоял человек в исторической ситуации изучаемого времени. С этой парадигмой также было связано возникновение во французской историографии в 1929 г. направления "Анналов", заявившего о своем идеале "тотальной истории" и ставившего в качестве исследовательской цели создание всестороннего представления о человеке в конкретной общественно-исторической ситуации.
-
Неклассическая наука в истории
В этой культуре сложился новый тип рациональности, в стиль которой стала входить способность не только видеть типичное, но и замечать индивидуальное, не отбрасывая его в ходе размышления и познания. Особенность этой рациональности заключалась в умении актуализировать настоящее, понимать новое и, отказавшись от уже существующих стереотипов, вписывать это новое в человеческую жизнедеятельность.
-
Неклассическая рациональность стала воспринимать историческую реальность как сложный и уникальный мир саморегулирующейся повседневности, основанием которой выступают различные картины мира и уникальные духовные коды жизнедеятельности людей.
-
Постнеклассическая наука
(вторая половина XX – начало XXI вв.) – постоянная включенность субъективной деятельности в «тело знания». Влияние ценностно-целевых ориентаций на знание. Взаимосвязь всех научных картин (включение одной в состав другой) Парадигма самоорганизации ( синергетика)
-
Возникновение этой парадигмы исторического исследования относится к последней четверти ХХ в. Оно связано с культурой эпохи постмодернизма, проникшего в историографию, и с реакцией на это проникновение со стороны воспитанного на классической традиции научного сознания, нашедшего свое выражение в неоклассическом направлении историографии.
-
Переход к постиндустриальному информационному обществу обусловил возникновение тенденции формирования мира в качестве единого целого, к несравненно более глубокой, чем до того, взаимосвязи культур и к их взаимопроникновению. Следствием этого перехода стало усиление межкультурной толерантности.
-
Философская основа постнеклассической парадигмы исторического исследования весьма эклектична. К ней могут быть отнесены релятивистские направления философии конца XIX - начала ХХ вв. - академическая философия жизни, неокантианство, эмпириокритицизм. Эти философские направления обосновали представление о пределах исторического познания, об относительности наших гуманитарных знаний вообще и о прошлом человечества в частности, а также об относительности и отсутствии универсальности тех закономерностей исторического процесса, которые сформулированы историей и социологией.
-
Другое философское направление, относящееся к постнеклассической парадигме и распространенное в ХХ в. - экзистенциализм. Развивая представление об относительности наших знаний о человеке и о его истории, философы-экзистенциалисты исходили из идеи отрицания холизма как учения о целостности мира, сформулированного еще Гегелем панлогизма с взглядом на абсолютность разума и на мир как на процесс осуществления высшего разумного начала. Экзистенциализм формировал взгляд на историю как на жизненный поток, в котором человек и общество существовали и существуют в окружающем мире. По мнению экзистенциалистов, в этом мире случайность преобладает над закономерностью. Мир нельзя понять в привычных категориях причинно-следственных связей, а события и явления проявляются в нем уникальные, самостоятельные и изолированные во времени и в пространстве, человеческие отношения и межличностные связи играют несравненно большую роль, чем процессы общего характера, а от индивидуума зависит больше, чем от социума.
-
история событий и явлений отступила перед изучением повседневности в разных культурных ее проявлениях - материальной и бытовой, духовной, культуры взаимоотношений и общения между людьми, а также историей ментальности. Все большее внимание стала привлекать история "малых форм", или всего того, что ранее нередко квалифицировалось как "мелкотемье", в том числе изучение жизни людей, не относившихся к элите своего времени и обойденных вниманием историков. Распространенным объектом исторического изучения становятся отдельные сообщества и группы - этнические и конфессиональные, социальные и профессиональные, половозрастные и т.д.
-
Представление об уникальности и неповторимости явлений истории и культуры, об отсутствии в общественной жизни сколько-нибудь глубоких причинно-следственных связей и внутренних закономерностей, о значительной роли исторической случайности изменило понимание цели исторического исследования. Это уже не познание закономерностей исторического развития, и не стремление с помощью этого знания осуществлять социально-политическую практику и научное прогнозирование общественных процессов. Историческое познание в большей мере стало связываться с удовлетворением определенных культурных потребностей человека и общества, с интересом к прошлому в чистом виде, а также со стремлением к установлению диалога через источник с людьми ушедшего времени для более глубокого уяснения сущности человека, общества и культуры.
-
Для историка постмодернистской культуры всякое историческое исследование любой эпохи и его результаты есть интерпретация прошлого в категориях культуры того времени, к которому относится историк, и представляет интерес прежде всего в этом отношении, а не в отношении того, насколько достоверны и истинны его результаты, насколько они соответствуют реалиям прошлого.
-
Объектом исторического познания может служить не реальность прошлого, всегда неопределенная и ускользающая, а текст. Для историка-постмодерниста текстом является всякий источник, а не только тот, который содержит письменный текст в прямом его значении. По его мнению, текст как результат творения человека крайне субъективен и допускает множественность интерпретаций, имеющих право на существование в качестве научных гипотез.
-
Само историческое исследование в свете постмодернистского подхода не должно быть рассчитано на узкопрофессиональную среду. Оно в идеале должно быть доступно и специалисту-историку, и представителю негуманитарных профессий, и не быть абсолютно чуждым языку улицы. Таким образом, максимально расширялась аудитория, способная воспринимать мысли и идеи историков-профессионалов, а исследовательская литература частично брала таким образом на себя функции жанра популярной исторической литературы.
-
Несомненным положительным последствием постмодернистского подхода к научной историографии является распространение здорового скепсиса в отношении результатов исследовательского труда, предупреждение историка об относительности исторической истины, углубление в сознании историка основ здравого релятивизма. Подобный скепсис не однажды в историографии способствовал совершенствованию методов исследования, углублению представления о целях и границах исторического познания.
-
Постнеклассическая историческая наука
Основными чертами «лингвистического поворота» являются критика понятия субъекта, обращение к исследованию смысла и значения, замена понятия истинности понятием осмысленности, стремление рассматривать язык как предельное онтологическое основание мышления и деятельности
-
Современная парадигма
появление в историографии конца ХХ в. неоклассического направления, в рамках которого делается попытка соединить теоретические идеалы классической исторической науки XIX в. с методологическими достижениями ХХ в. В нем признается реальность прошлого, которое может выступать как объект исторического познания.
-
Историками неоклассического направления была вновь востребована идея холизма, исходившая из признания целостности этого мира при всей сложности и противоречивости его внутренних структур. Они вполне допускают плюралистический подход к теоретическому истолкованию исторического процесса и признают возможность правомерного объяснения тех или иных его сторон в рамках разных исторических и социологических теорий. При таком подходе создаются условия для широкого применения методов анализа структур такой сложной целостной системы, как общество, и, с точки зрения синергетики, на его способность к саморегулированию.
-
неоклассическое направление сочетает методы логического анализа и синтеза, взятые из классической историографии, с методами познания, сформировавшимися в конце XIX - начале ХХ вв. и требовавшими от историка умения проникнуть во внутренний мир, в психологию и систему ценностей людей изучаемой эпохи. Источник при этом признается как выражение авторского сознания - части исторической реальности, но и в то же время как ключ к иной части реальности прошлого, которая лежала вне авторского сознания и обусловила это сознание. Вновь признано значение позитивистского по своей сути принципа объективности в историческом исследовании, а историзм исследования вновь становится показателем его профессионального уровня.
-
Особенности развития отечественной историографии на протяжении большей части ХХ в. состояли в том, что тотальное идеологическое воздействие на историческую науку, как и на все гуманитарное познание, привело к отрыву ее от историософских, теоретических и методологических поисков, развернувшихся в мировой историографии. На долгие годы наша историческая наука была законсервирована на уровне конца XIX в., когда господствовала классическая парадигма исторического исследования. В конце ХХ в. создались условия для преодоления отрыва российской историографии от мировых достижений. Плюрализм, характерный для постнеклассической парадигмы исторического исследования, а также возникновение неоклассического направления с его частичным признанием научных достижений историографии XIX в. в некоторой степени облегчают для большинства современных российских историков возвращение в мировую историческую науку.
-
Выводы
Превращение истории в науку определялось культурно-исторической ситуацией эпохи позднего средневековья и начала нового времени, связанной с переходом к гуманизму и рационализму, со стремлением получить более точные и глубокие знания о прошлом человечества. Основные этапы развития научной историографии принято представлять в виде смены трех ее парадигм: классической, неклассической и постнеклассической (постмодернистской).
-
Классическая парадигма сложилась на основе таких направлений историософии XVIII-XIX вв., как прежде всего рационализм, гегельянство, позитивизм, рассматривала историю как на одну из конкретных наук, исходила из возможности объективного познания прошлого и стремилась найти общее объяснение исторического процесса.
-
Неклассическая парадигма исторического исследования сформировалась на рубеже XIX-XX вв., исходила из особенностей истории по сравнению с естествознанием и из субъективной природы исторического источника и самого исторического знания и относительности последнего.
-
Постмодернизм в историографии конца ХХ в. основывался на переоценке традиционных ценностей человечества, на отказе от холистского видения мира, от идеи закономерности истории, от возможности познания прошлого вообще. Ценность всякого исторического труда связывалась с выражением в нем авторских впечатлений от источника, не видя при этом сколько-нибудь заметной творческой роли самого историка. Постмодернистский вызов в историографии и в культуре вообще вызвал в качестве одного из ответов появление неоклассического направления в историографии, частично восстанавливавшего основы историографии прежнего времени.
-
Вопросы для размышления
Какие явления в культуре нового времени способствовали превращению истории в науку? Какое значение для историка может иметь понятие парадигмы исторического исследования? Может ли парадигма исторического исследования быть признана как историческое и историографическое явление? Возможно ли в историческом исследовании использовать признаки, характерные для классической, неклассической и постнеклассической парадигмы исторического исследования одновременно? К какой парадигме исторического исследования может быть отнесено направление "Анналов"? Почему реакцией на постмодернизм в исторической науке стало частичное возрождение классической парадигмы исторического исследования в форме неоклассического направления?
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.