Содержание
-
Каковы объективные предпосылки превращения социологии в одну из ведущих общественных наук современности?
-
Возникновение и развитие социологии как самостоятельной науки.
Лекция №2
-
План
Западная социология XIX–начала XX века. Марксистская социология. Особенности становления и развития социологии в России.
-
Западная социология XIX–начала XX века.
-
1) Позитивная социология О.Конта.(1798-1857)
О.Конт противопоставлял позитивную социологию теологическим и метафизическим спекуляциям, умозрительным подходам к изучению общества.
-
Слово «позитивный» по Конту:
Реальное в противоположность химерическому; Полезное в противоположность бесполезному; Достоверное в противоположность сомнительному; Точное в противоположность смутному; Положительное в противоположность отрицательному.
-
2) «Биологическая концепция» Г.Спенсера (1820-1903)
Общество рассматривается по аналогии с биологическим организмом. Выживают те, кто лучше всего умеет приспособиться к социальным условиям. Центральное место занимает идея социальной эволюции.
-
Аргументы подтверждающие свой подход:
Как живые организмы, так и любые общества на протяжении своего существования увеличиваются в объеме; И те и другие усложняются; Их части приходят во всё большую зависимость друг от друга; И те и другие продолжают жить как целые, хотя составляющие их единицы постоянно появляются и исчезают.
-
3) Структурный функционализм Э.Дюркгейма (1858-1917).
Структурный функционализм – направление, в рамках которого общество рассматривается как саморегулирующая система, изучается общественный порядок и аномалии, причины отклоняющего поведения и т.д. «О разделении общественного труда»
-
Высшая универсальная ценность – социальная солидарность.
-
4) Концепция рационализма М.Вебера М.Вебера (1864-1920)
Социология должна изучать прежде всего поведение и социальную деятельность человека или группы людей.
-
Четыре типа социального действия:
Целерациональный – когда человек ясно представляет себе цель действия и средства её достижения, а также учитывает реакцию других людей на свои поступки; Ценностно- рациональный – когда человек действует в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, чего, как ему кажется, требует от него долг. Аффективный – когда действие совершается эмоционально, под влиянием чувства. Традиционный – когда человек руководствуется привычкой.
-
5) Концепция циркуляции элит В.Парето (1848-1923)
Основа общественных процессов – это творческая сила и борьба элит за власть.
-
2. Марксистская социология.
-
Марксистская социология – это прежде всего материалистическое понимание истории, выработанное на основе изучения объективных закономерностей исторического процесса. К.Маркс
-
3. Особенности становления и развития социологии в России.
-
Предшественники отечественной социологии
Славянофильство Н.Я. Данилевский М.Н. Катков К.Н. Леонтьев К.П. Победоносцев Западничество П.Я. Чаадаев А.И. Герцен Н.Г. Чернышевский Н.А. Добролюбов С Т О Р О Н Н И К И
-
Геосоциология
С.М. Соловьев Однообразие природных форм предопределяет однообразные занятия, обычаи, нравы, верования, одинаковые потребности и способы их удовлетворения. В.О. Ключевский Исторические законы есть результат взаимодействия трёх основных сил – человеческой личности, общества и природы страны.
-
Органическая концепция
А.И. Стронин, П.Ф. Лилиенфельд, Я.А.Новиков. Общество – это организм, который состоит из клеток – человеческих индивидов.
-
Архаические идеи 60-х гг. XIX в.
М.А. Бакунин (1814-1876) Центральная проблема социологии – уничтожение государства как силы, подавляющую абсолютную свободу личности. П.А. Кропоткин (1842-1921) Выделил два фактора эволюции: общественный, суть которого во взаимопомощи, и индивидуальный – самоутверждение отдельного индивида или группы.
-
Субъективное направление в социологии народничества.
Н.К. Михайловский (1842-1904) Скорость социального прогресса определяется прежде всего индивидуальной деятельностью.
-
Теории «культурно-исторических типов» (КИТ)
Н.Я Данилевский (1822-1885) КИТ – совокупность психоэтнических, антропологических, социальных, территориальных и других признаков, по которым осуществляется классификация мировой культуры на ряд уникальных типов. В.С. Соловьев (1853-1900) Выделил три культурных типа: мусульманский Восток, западная цивилизация и славянский мир.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.