Содержание
-
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Запаздывание или приостановка развития одной или нескольких функциональных систем.
-
Основные причины ЗПР
слабовыраженные органические повреждения мозга врожденные, или полученные во внутриутробном, природовом или в раннем периоде жизни ребенка; недоношенность, близнецовость, инфекционные и длительные хронические соматические заболевания, перенесенные в раннем детстве; длительная социально-культурная депривация; церебрастенические состояния, а также осложненный (т.е. с признаками органической недостаточности) психофизический и психический инфантилизм; вторичная интеллектуальная недостаточность в связи с поражением слуха, зрения, дефектами речи, чтения, письма; влияние стрессовых психотравмирующих факторов.
-
Характерные особенности ЗПР
Психическое развитие отличается неравномерностью нарушений различных психических функций; при этом логическое мышление может быть более сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью. Качественное отличие от детей с умственной отсталостью: при ЗПР отсутствует инертность психических процессов - дети способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. С помощью взрослого они могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне.
-
Характерные особенности при ЗПР
низкая познавательная активность, недостаточность произвольной регуляции, восприятия, внимания, памяти. в связи с недостаточностью интегративной деятельности мозга дети с ЗПР затрудняются в узнавании нестандартных изображений, им трудно соединить отдельные детали рисунка в единый образ. Эти специфические нарушения восприятия у детей с ЗПР определяют ограниченность и фрагментарность их представлений об окружающем мире. отставание в формировании пространственных представлений, недостаточная ориентировка в собственном теле. в дошкольном и младшем школьном возрасте у них нередко наблюдается перекрестная или невыраженная латеральность.
-
Характерным признаком является также недостаточность развития мелкой моторики рук. часто наблюдается отставание в развитии речи, стойкие фонетико-фонематические нарушения и расстройства артикуляции. выраженное нарушение активного внимания. Рассеянность, усиливающаяся по мере выполнения задания, свидетельствует о повышенной психической истощаемости. Одной из особенностей нарушений внимания является недостаточность концентрации на существенных признаках, что может привести к недостаточности мыслительных операций.
-
Нарушения внимания могут сочетаться с двигательной расторможенностью, повышенной аффективной возбудимостью, входя в структуру гиперактивного поведения. В этих случаях особенно выражены трудности обучения, у многих детей недостаточны или искажены навыки чтения, письма (дислексия, дисграфия). При нарушениях внимания особенно четко проявляется одна из характерных для ЗПР особенностей восприятия — затрудненность выделения фигуры из фона. Недостаточность произвольной памяти у детей с ЗПР в значительной степени связана со слабостью регуляции произвольной деятельности, малой ее целенаправленностью, несформированностью функций самоконтроля. Дети с ЗПР отличаются эмоциональной неустойчивостью. С трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость.
-
инфантилизм
(от лат. infantilis — детский), задержка в развитии организма, проявляющаяся в сохранении у взрослого физических и психических черт, присущих детскому возрасту. Причинами И. могут быть инфекционные заболевания (туберкулёз, сифилис, малярия, различные повторные инфекции), интоксикации, болезни мозга, сердечно-сосудистой системы, почек, длительные кишечные расстройства, а также неполноценное питание, авитаминозы и плохие гигиенические условия жизни.
-
Классификации ЗПР М.С.Певзнер и Т. А. Власовой
1. Неосложненный психофизический и психический инфантилизм. Возникает за счет замедления созревания эмоционально-волевой сферы. Прогноз расценивался как более благоприятный, не требующий специальных методов обучения. 2. «Вторичная» ЗПР, вызванная стойкой церебрастенией (повышенной истощаемостью психических функций) различного происхождения, возникшей на ранних этапах онтогенеза, в связи с чем нарушается в первую очередь познавательная деятельность и работоспособность. Требуется не только психолого-педагогическая коррекция, но и лечебные мероприятия.
-
Классификации ЗПР К.С.Лебединской
По этиопатогенетическому принципу (принцип учета этиологии (причин) и патогенеза (механизмов) нарушения): 1) конституциональный (инфантильности психики часто соответствует инфантильный тип телосложения с детской пластичностью мимики и моторики, часты случаи аналогичного соматопсихического инфантилизма в семье); 2) соматогенный (обусловленный длительными хроническими заболеваниями, пороками сердца и т.д., тормозящими психическую активность ребенка, создающими систему особого режима и запретов); 3) психогенный (связанный с неблагоприятными условиями воспитания, выражающимися в безнадзорности, гиперопеке или жестокости); 4) церебрально-органический (сходный в определенной мере с умственной отсталостью, но тяжесть которого зависит от массивности и времени повреждения мозга. Возможна генетическая его этиология)
-
Классификация М.М.Семаго и Н.Я.Семаго 1.Задержанное развитие, характеризующееся замедлением темпа формирования всех сфер психики 2.Парциальное недоразвитие компонентов психической деятельности, характеризующаяся частичностью незрелости отдельных сторон психического развития ребенка
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.