Содержание
-
Ассоциативность сюжетов, образов, тем.
Автор: Ерина С.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей №3» г.Сарова Нижегородской области. 2010
-
Ассоциативностью могут обладать сюжет, образ, тема, идея, даже если они не находят прямых соответствий в языковых особенностях произведений.Читая текст, мы вдруг вспоминаем какое-то другое произведение.
Онегин - Печорин Реминисценции притчи о блудном сыне в литературе Стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
-
С каким библейским повествованием вызывает ассоциации повесть А.Платонова «Котлован»?
Сказание о вавилонской башне Повесть А.Платонова «Котлован»
-
Вавилонская башня Вавилонская башня была построена потомками Ноя. Племя Хамово, из опасения угрожающего ему рассеяния и рабства , вознамерилось воспрепятствовать исполнению Божественного определения и в союзе с другими племенами начало строить большой город на долине Сеннаарской, а при нем высокую башню, которая могла бы служить центром всех племен и в то же время знаком их равенства. По недостатку в долине камней строители делали из глины и обжигали кирпичи, вместо же извести употребляли земляную смолу. Господь смешал язык их так, что они, будучи не в состоянии понимать один другого, должны были прекратить свое безумное предприятие и разойтись по разным странам, отчего произошли разные народы, говорящие разными языками. Город прозван Вавилоном, т. е. смешением.
-
Найдите сходство и противопоставление в образах
-
Как вавилонская башня не была построена из-за людской гордыни, так и строительство котлована не осуществилось, потому что идея оказалась в противоречии с законами природы. Вавилонскую башню люди хотели построить до неба. Котлован - огромная яма для строительства общепролетарского дома.
-
Смерть ребёнка вызвала у героя горькие размышления. Вощев стоял в недоумении над этим утихшим ребенком, он уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном впечатлении? Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движеньем?
-
Читатель вспомнит мысль Достоевского о том, что мировая гармония не стоит слезинки ребёнка. Какие ассоциации вызвала у вас цитата из повести «Котлован»? Вощев стоял в недоумении над этим утихшимребенком, он уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном впечатлении? Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движеньем? Так, ассоциативность образа и идеи позволят читателю, обладающему знаниями о явлениях культуры, глубоко воспринять художественную мысль произведения.
-
Эпизод словесного произведения может вызвать ассоциации и с произведением другого вида искусства. О каком живописном портрете Екатерины 2 пробуждает воспоминание портрет императрицы в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»? Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую.
-
Портрет Екатерины 2 в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» пробуждает воспоминание о живописном портрете работы В.Боровиковского.
-
Мария увидела сначала белую собачку английской породы, а затем – неизвестную даму. Вспомните текст повести и найдите сходства в двух портретах – литературном и живописном. Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую. Именно такой изображена императрица на портрете Боровиковского: не на троне со скипетром и в горностаевой мантии, а как бы «инкогнито», без всяких атрибутов царской власти, как простой человек. Но в позе, выражении лица столько царственного достоинства, что, несомненно, перед нами царица.
-
Почему именно такой портрет императрицы включает в повесть А.С.Пушкин? Портрет Екатерины в повести лишён помпезности, поскольку, по замыслу автора, Маша Миронова, встретившись с царицей, не знает, кто она такая. И в решении судьбы Гринёва Екатерина поступила и по-человечески, рассмотрев просьбу Маши, и по-царски, помиловав Петра, так как он не изменял присяге, оставался верен трону.
-
Обобщим сказанное
Ассоциативность – способность высказывания вызывать в памяти читателя реминисценции – напоминать о других произведениях. Ассоциативность может проявляться в лексике, фонетике, грамматических особенностях языка, а также в сюжете, образах, теме, идее. Устанавливая связь изображения с определёнными явлениями жизни, с мыслями других художников, ассоциативность углубляет его смысл.
-
Практикум.Прочитайте стихотворения. Опишите ассоциации, возникшие у вас при чтении. Определите роль ассоциативности языка в обогащении смысла произведений.
-
Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочел до середины: Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный, Что над Элладою когда-то поднялся. Как журавлиный клин в чужие рубежи — На головах царей божественная пена — Куда плывете вы? Когда бы не Елена, Что Троя вам одна, ахейские мужи? И море, и Гомер — все движется любовью. Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит, И море черное, витийствуя, шумит И с тяжким грохотом подходит к изголовью. Прочитайте стихотворение Мандельштама. Какую роль играет в нём ассоциативность языковых средств? Как вы поняли смысл произведения?
-
ГРОЗА Див кличет по древию, велит послушати Волзе, Поморью, Посулью, Сурожу... Запал багровый день. Над тусклою водой Зарницы синие трепещут беглой дрожью. Шуршит глухая степь сухим быльем и рожью, Вся млеет травами, вся дышит душной мглой И тутнет, гулкая. Див кличет пред бедой Ардавде, Корсуню, Поморью, Посурожью,— Земле незнаемой разносит весть Стрибожью: Птиц стоном убуди и вста звериный вой. С туч ветр плеснул дождем и мечется с испугом По бледным заводям, по ярам, по яругам... Тьма прыщет молнии в зыбучее стекло... То, Землю древнюю тревожа долгим зовом, Обида вещая раскинула крыло Над гневным Сурожем и пенистым Азовом. М.Волошин
-
Литература
Учебник словесности под редакцией Р.И.Альбетковой.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.