Презентация на тему "Ассоциативность сюжетов, образов, тем" 10 класс

Презентация: Ассоциативность сюжетов, образов, тем
1 из 17
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для 10 класса на тему "Ассоциативность сюжетов, образов, тем" по русскому языку. Состоит из 17 слайдов. Размер файла 1.24 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн.

Содержание

  • Презентация: Ассоциативность сюжетов, образов, тем
    Слайд 1

    Ассоциативность сюжетов, образов, тем.

    Автор: Ерина С.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей №3» г.Сарова Нижегородской области. 2010

  • Слайд 2

    Ассоциативностью могут обладать сюжет, образ, тема, идея, даже если они не находят прямых соответствий в языковых особенностях произведений.Читая текст, мы вдруг вспоминаем какое-то другое произведение.

    Онегин - Печорин Реминисценции притчи о блудном сыне в литературе Стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

  • Слайд 3

    С каким библейским повествованием вызывает ассоциации повесть А.Платонова «Котлован»?

    Сказание о вавилонской башне Повесть А.Платонова «Котлован»

  • Слайд 4

    Вавилонская башня Вавилонская башня была построена потомками Ноя. Племя Хамово, из опасения угрожающего ему рассеяния и рабства , вознамерилось воспрепятствовать исполнению Божественного определения и в союзе с другими племенами начало строить большой город на долине Сеннаарской, а при нем высокую башню, которая могла бы служить центром всех племен и в то же время знаком их равенства. По недостатку в долине камней строители делали из глины и обжигали кирпичи, вместо же извести употребляли земляную смолу. Господь смешал язык их так, что они, будучи не в состоянии понимать один другого, должны были прекратить свое безумное предприятие и разойтись по разным странам, отчего произошли разные народы, говорящие разными языками. Город прозван Вавилоном, т. е. смешением.

  • Слайд 5

    Найдите сходство и противопоставление в образах

  • Слайд 6

    Как вавилонская башня не была построена из-за людской гордыни, так и строительство котлована не осуществилось, потому что идея оказалась в противоречии с законами природы. Вавилонскую башню люди хотели построить до неба. Котлован - огромная яма для строительства общепролетарского дома.

  • Слайд 7

    Смерть ребёнка вызвала у героя горькие размышления. Вощев стоял в недоумении над этим утихшим ребенком, он уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном впечатлении? Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движеньем?

  • Слайд 8

    Читатель вспомнит мысль Достоевского о том, что мировая гармония не стоит слезинки ребёнка. Какие ассоциации вызвала у вас цитата из повести «Котлован»? Вощев стоял в недоумении над этим утихшимребенком, он уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном впечатлении? Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движеньем? Так, ассоциативность образа и идеи позволят читателю, обладающему знаниями о явлениях культуры, глубоко воспринять художественную мысль произведения.

  • Слайд 9

    Эпизод словесного произведения может вызвать ассоциации и с произведением другого вида искусства. О каком живописном портрете Екатерины 2 пробуждает воспоминание портрет императрицы в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»? Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую.

  • Слайд 10

    Портрет Екатерины 2 в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» пробуждает воспоминание о живописном портрете работы В.Боровиковского.

  • Слайд 11

    Мария увидела сначала белую собачку английской породы, а затем – неизвестную даму. Вспомните текст повести и найдите сходства в двух портретах – литературном и живописном. Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую. Именно такой изображена императрица на портрете Боровиковского: не на троне со скипетром и в горностаевой мантии, а как бы «инкогнито», без всяких атрибутов царской власти, как простой человек. Но в позе, выражении лица столько царственного достоинства, что, несомненно, перед нами царица.

  • Слайд 12

    Почему именно такой портрет императрицы включает в повесть А.С.Пушкин? Портрет Екатерины в повести лишён помпезности, поскольку, по замыслу автора, Маша Миронова, встретившись с царицей, не знает, кто она такая. И в решении судьбы Гринёва Екатерина поступила и по-человечески, рассмотрев просьбу Маши, и по-царски, помиловав Петра, так как он не изменял присяге, оставался верен трону.

  • Слайд 13

    Обобщим сказанное

    Ассоциативность – способность высказывания вызывать в памяти читателя реминисценции – напоминать о других произведениях. Ассоциативность может проявляться в лексике, фонетике, грамматических особенностях языка, а также в сюжете, образах, теме, идее. Устанавливая связь изображения с определёнными явлениями жизни, с мыслями других художников, ассоциативность углубляет его смысл.

  • Слайд 14

    Практикум.Прочитайте стихотворения. Опишите ассоциации, возникшие у вас при чтении. Определите роль ассоциативности языка в обогащении смысла произведений.

  • Слайд 15

    Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочел до середины: Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный, Что над Элладою когда-то поднялся. Как журавлиный клин в чужие рубежи — На головах царей божественная пена — Куда плывете вы? Когда бы не Елена, Что Троя вам одна, ахейские мужи? И море, и Гомер — все движется любовью. Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит, И море черное, витийствуя, шумит И с тяжким грохотом подходит к изголовью. Прочитайте стихотворение Мандельштама. Какую роль играет в нём ассоциативность языковых средств? Как вы поняли смысл произведения?

  • Слайд 16

    ГРОЗА Див кличет по древию, велит послушати Волзе, Поморью, Посулью, Сурожу... Запал багровый день. Над тусклою водой Зарницы синие трепещут беглой дрожью. Шуршит глухая степь сухим быльем и рожью, Вся млеет травами, вся дышит душной мглой И тутнет, гулкая. Див кличет пред бедой Ардавде, Корсуню, Поморью, Посурожью,— Земле незнаемой разносит весть Стрибожью: Птиц стоном убуди и вста звериный вой. С туч ветр плеснул дождем и мечется с испугом По бледным заводям, по ярам, по яругам... Тьма прыщет молнии в зыбучее стекло... То, Землю древнюю тревожа долгим зовом, Обида вещая раскинула крыло Над гневным Сурожем и пенистым Азовом. М.Волошин

  • Слайд 17

    Литература

    Учебник словесности под редакцией Р.И.Альбетковой.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке