Презентация на тему "Ассоциативность языковых средств"

Презентация: Ассоциативность языковых средств
Включить эффекты
1 из 14
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.3
4 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Ассоциативность языковых средств" по русскому языку. Презентация состоит из 14 слайдов. Для учеников 5-8 класса. Материал добавлен в 2017 году. Средняя оценка: 4.3 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 1.08 Мб.

Содержание

  • Презентация: Ассоциативность языковых средств
    Слайд 1

    Ассоциативность языковых средств.

    И.А. Бунин. «И цветы, и шмели…» Автор: Ерина С.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей №3» г.Сарова Нижегородской области. 2010

  • Слайд 2

    Чтение художественного произведения требует активности читателя, работы воображения и мысли: мы сопоставляем картины друг с другом и с чем-то ранее известным, обобщаем прочитанное.

  • Слайд 3

    И цветы, и шмели, и трава, и колосья, И лазурь, и полуденный зной... Срок настанет - господь сына блудного спросит: "Был ли счастлив ты в жизни земной?" И забуду я все - вспомню только вот эти Полевые пути меж колосьев и трав - И от сладостных слез не успею ответить, К милосердным коленям припав. Прочитайте стихотворение И.А.Бунина

  • Слайд 4

    Какая картина рисуется в вашем воображении при прочтении этого стихотворения?Что является в нём символом красоты?

    Читая стихотворение, мы воссоздаём в воображении картину знойного летнего полдня, видим безоблачное небо, полевую дорогу, цветы, колосья и травы, слышим гудение шмелей и понимаем: вот оно прекрасное. «Полевые пути меж колосьев и трав» вобрали в себя всё, что есть прекрасного в мире, выросли в символ красоты.

  • Слайд 5

    Но почему лирический герой называет себя блудным сыном, который припадает к милосердным коленам?

    Эти слова обладают ассоциативностью (лат. associatio – соединение), благодаря чему они становятся способными вызвать реминисценции, т.е. напомнить об известных явлениях. Каких? Притча о блудном сыне, картина Рембрандта «Возвращение блудного сына». Ассоциации необычайно углубляют смысл произведения.

  • Слайд 6

    И цветы, и шмели, и трава, и колосья, И лазурь, и полуденный зной... Срок настанет - господь сына блудного спросит: "Был ли счастлив ты в жизни земной?" И забуду я все - вспомню только вот эти Полевые пути меж колосьев и трав - И от сладостных слез не успею ответить, К милосердным коленям припав. Какие смыслы открывает нам первое прочтение стихотворения? О чём идёт речь? Речь идёт об итоге жизни. Господь спрашивает человека, был ли тот счастлив. И человек вспоминает моменты наивысшего счастья – встречу с Прекрасным. Но он чувствует какую-то вину, в чём-то раскаивается.

  • Слайд 7

    В чём раскаивается лирический герой? Понять это можно, вспомнив библейскую притчу. Младший сын не просто ушёл от отца, забрав свою долю наследства. Сын как бы сказал отцу: ты мне не нужен, нужно только наследство, я хочу получить всё сейчас и жить по-своему. Но юноша не смог жить своим умом и вынужден возвратиться к отцу. А отец не только не прогнал его, но радостно принял как сына, поступил не по справедливости, а по милосердию. Поэтому так выразителен бунинский эпитет «к милосердным коленам».

  • Слайд 8

    Как углубляется наше восприятие произведения благодаря ассоциативным связям стихотворения с картиной Рембрандта?

    Мы вспоминаем картину Рембрандта : измученного человека в лохмотьях, припавшего к коленам отца. Вся фигура сына говорит о пережитых невзгодах, о раскаянии, а жест старика выражает любовь и прощение.

  • Слайд 9

    Но ведь в произведении говорится ещё и о взаимоотношениях человека и Бога.

  • Слайд 10

    И вот теперь, проследив все ассоциативные связи, вникнем в смысл стихотворения. Речь идёт об осмыслении жизни. Поэт высказывает мысль: человек в земной жизни забывает о Небесном Отце, пытается жить по-своему, но рано или поздно вынужден возвратиться к Нему. И только вернувшись к Отцу, человек в полной мере осознаёт, что красота – это мир, окружавший его. И душу человека переполняет чувство благодарности к Богу, который создал эту красоту и подарил её человеку. В его сладостных слезах всё: и прозрение, и раскаяние, и мольба о прощении, и чистая сыновняя любовь. Мысль автора выражена благодаря ассоциативности лексики.

  • Слайд 11

    Ассоциативностью обладает не только лексика, но и все стороны языка.

    Синтаксические особенности стихотворения Пушкина»Пророк» вызывает в памяти стиль Библии. Использование народно-поэтического стиля в поэме Лермонтова «Песня про…купца Калашникова» составляет неотъемлемую сторону произведения.

  • Слайд 12

    Вызывать ассоциации могут фонетические средства языка, особенности интонации, размер стиха. Докажите это, обратившись кстихотворению Пушкина «На статую играющего в бабки».

    Юноша трижды шагнул, наклонился, рукой о колено Бодро оперся, другой поднял меткую кость. Вот уж прицелился... прочь! раздайся, народ любопытный, Врозь расступись; не мешай русской удалой игре.

  • Слайд 13

    Обобщим сказанное

    Ассоциативность – способность высказывания вызывать в памяти читателя реминисценции – напоминать о других произведениях. Устанавливая связь изображения с определёнными явлениями жизни, с мыслями других художников, ассоциативность углубляет его смысл.

  • Слайд 14

    Литература

    Учебник словесности под редакцией Р.И.Альбетковой.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке