Презентация на тему "Благозвучие речи" 11 класс

Презентация: Благозвучие речи
Включить эффекты
1 из 15
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.62 Мб). Тема: "Благозвучие речи". Предмет: русский язык. 15 слайдов. Для учеников 11 класса. Добавлена в 2021 году.

Содержание

  • Презентация: Благозвучие речи
    Слайд 1

    БЛАГОЗВУЧИЕ РЕЧИ

  • Слайд 2

    «Поэты наши сделали добро уже тем, что разнесли благозвучие, дотоле небывалое. У каждого свой стих… Все они, точно разнозвонные колокола, разнесли благозвучие по русской земле». «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи». Н.В.Гоголь.

  • Слайд 3

    Не всем дано быть поэтами… Однако можно научиться правильно строить фразу, находить такие сочетания слов, которые приятно было бы произносить и слышать. ФОНИКА – это раздел стилистики, который изучает звуковую сторону речи. Еще в античные времена Аристотель утверждал: «Написанное должно легко произноситься».

  • Слайд 4

    ЧТО ТАКОЕ БЛАГОЗВУЧИЕ?

    БЛАГОЗВУЧИЕ – стройность, согласованность, гармоничность звуков в речи, в музыке. БЛАГОЗВУЧИЕ –приятная согласованность звуков, приятность звука.

  • Слайд 5

    Каждый национальный язык имеет свою неповторимо индивидуальную фонетическую систему, которая говорящим на этом языке представляется самой удобной. Для русского человека, например, образцом благозвучия, музыкальности речи может быть лермонтовская фраза, в которой нет труднопроизносимых звуков: Русалка плыла по реке голубой, озаряема полной луной; и старалась она доплеснуть до луны серебристую пену волны.

  • Слайд 6

    Один из жителей Австрии влюбился в русский язык. Каждое утро он просил своих знакомых повторять название русского города, звучавшего как произведение искусства, как песня: НИЖ-НИЙ НО-ВГО-РОД. НИЖНИЙ НОВГОРОД… НИЖНИЙ НОВГОРОД… НИЖНИЙ НОВГОРОД

  • Слайд 7

    ЗВУКОПИСЬ

    ЗВУКОПИСЬ – применение в тексте, в речи определенных звуков, которые помогают образно представить картину (звуки имитируют картину реального мира – шум ветра, дождя, щебет птиц…). ЗВУКОПИСЬ – это игра звуками для усиления выразительности речи. Театр уж полон; ложи блещут, Партер и кресла, все кипит; В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит. Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна. Толпою нимф окружена, Стоит Истомина…

  • Слайд 8

    В поэзии связь звукописи с содержанием должна быть органичной. Вот пример из стихотворения Николая Асеева «Заплыв». Звуки Ш – П передают скольжение по волнам; настойчивое повторение В в последних строчках вызывает представление о замкнутой линии, круге, что ассоциируется с воронками на воде. Легши на бок, напрягши плечо, Я вперед уплываю еще, Постепенно волной овладев, По веселой и светлой воде. И за мной, не оставив следа, Завивает воронки вода.

  • Слайд 9

    В поэзии связь звукописи с содержанием должна быть органичной. Вот пример из стихотворения Николая Асеева «Заплыв». Звуки Ш – П передают скольжение по волнам; настойчивое повторение В в последних строчках вызывает представление о замкнутой линии, круге, что ассоциируется с воронками на воде. Легши на бок, напрягши плечо, Я вперед уплываю еще, Постепенно волной овладев, По веселой и светлой воде. И за мной, не оставив следа, Завивает воронки вода

  • Слайд 10

    В поэзии связь звукописи с содержанием должна быть органичной. Вот пример из стихотворения Николая Асеева «Заплыв». Звуки Ш – П передают скольжение по волнам; настойчивое повторение В в последних строчках вызывает представление о замкнутой линии, круге, что ассоциируется с воронками на воде. Легши на бок, напрягши плечо, Я вперед уплываю еще, Постепенно волной овладев, По веселой и светлой воде. И за мной, не оставив следа, Завивает воронки вода.

  • Слайд 11

    В художественной речи часто средствами звукописи подчеркиваются те или иные образы произведения. Читая стихотворение А.С.Пушкина «Обвал», мы словно слышим «тяжкий грохот», гул медленно падающей «огромной глыбы»; грохот этот звучит в повторяющихся слогах: вал – вал - пал – скал – вал. Слово – образ отражается в аллитерациях и ассонансах строфы: Оттоль сорвался раз обвал, И с тяжким грохотом упал, И всю теснину между скал Загородил, И Терека могучий вал Остановил

  • Слайд 12

    АЛЛИТЕРАЦИЯ – повторение в стихотворении одинаковых согласных звуков. Грохочет эхо по горам, как гром, гремящий по громам. (Г.Р.Державин) АССОНАНС - повторение в стихотворении одинаковых гласных звуков. В основе ассонанса обычно оказываются только ударные звуки. О Русь – малиновое поле И синь, упавшая в реку, Люблю до радости, до боли Твою озерную тоску. (С.Есенин)

  • Слайд 13

    Авторы художественных произведений последовательно используют аллитерации и ассонансы, и это становится основой целого звукообраза. ЗВУКООБРАЗ – это усиление идейно важного образа произведения средствами звукописи. Звукообразы придают художественную завершенность поэтической форме произведения.

  • Слайд 14

    В русской фонике сложились свои традиции различных звучаний. Например, для воспроизведения шума, шороха используются слова (ономатопеи) с шипящими и свистящими звуками. В балладе В.Жуковского « Людмила» описание страшной ночи изобилует шипящими и свистящими звуками, передающими ночные шумы, которые создают впечатление таинственности. В этом случае скопление шипящих звуков эстетически оправдано. Чу!.. Полночный час звучит. «Ночь давно ли наступила? Полночь только что пробила. Слышишь? Колокол гудит». «Ветер стихнул; бор молчит»

  • Слайд 15

    Русский язык необыкновенно богат и красив. В нем достаточно красок, чтобы живо изобразить любую картину; его огромный словарный запас позволяет передать самую сложную мысль. Надо учиться использовать в речи неисчерпаемые возможности родного языка. Учиться русскому языку, учиться хорошей речи. «В шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским еще более труда, чем другим». Н.М.Карамзин

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке