Содержание
-
Выразительные средства фонетики.
Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №2 с. Александров Гай Клочкова Т.В.
-
Аллитерация
- тип звукового повтора. Согласные звуки играют в языке основную смыслоразличительную роль, каждый звук несет определенную информацию. Шесть гласных фонем в этом отношении значительно уступают тридцати семи согласным. Сравним «запись» одних и тех же слов, сделанную при помощи только гласных или только согласных.
-
Угадайте по сочетаниям какие-либо слова:
- еаи, аюо, уи, еао
Вряд ли это можно, но стоит передать те же слова согласным, и мы без труда «прочитаем» фамилии русских поэтов:
- Држвн, Бтшкв, Нкрсв.
-
Ассонанс
Ассонансом называется повторение гласных (Пора, пора, рога трубят… - П.).
В основе ассонанса обычно оказываются только ударные звуки, так как в безударном положении гласные часто значительно изменяются..
Так, в строках из «Полтавы» А.С. Пушкина ассонансы на а и на о создают лишь выделенные гласные:
Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. Своей дремоты превозмочь не хочет воздух.
-
В одном и том же тексте различные звуковые повторы часто используются параллельно.
Например: Мело, мело по всей земле во все пределы.
Свеча горела на столе, свеча горела (Паст.)
- здесь ассонанс на е, и аллитерации на м, л, с, в;
- в первых двух строках повторяются губные;
- в звуковой «перекличке» участвуют сочетания согласных мл, вс - св.
-
Особую музыкальность придает стихотворной речи соединение эпифоры и анафоры
Май жестокий с белыми ночами!
Вечный стук в ворота: выходи!
Голубая дымка за плечами, Неизвестность, гибель впереди! - Бл.).
-
Анафора
Повторение начальных согласных в словах называется анафорой
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона… -( Есенин).
При смежной анафоре созвучные слова стоят рядом (как в приведенном примере), при раздельной они не следуют непосредственно друг за другом
Друг! Не ищи меня!
Другая мода! Меня не помнят даже старики. – (Цветаева.)
-
Эпифора
Повторение конечных звуков в словах называется эпифорой
Шумели, сверкали и к дали влекли,
И гнали печали, и пели вдали…
(Бальм.)
Как и анафора, эпифора может быть смежной и раздельной.
При смежной эпифоре созвучные слова обычно грамматически зависимы: они согласуются
Вечером синим, вечером лунным
Был я когда-то красивым и юным.
(Есенин.)
-
Один из стилистических приемов звукописи состоит в ограничении и даже исключении из текста слов с теми звуками, которые могли бы разрушить создаваемый художественный образ. Так, А.С. Пушкин, описывая танец балерины, почти не употребляет звук р:
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит…
-
В русской поэзии не единичны примеры подобного использования звукописи. Например,
В.А. Жуковский в балладе «Людмила» так изобразил появление призраков:
Слышат шорох ночных теней:
В час полуночных видений,
В дыме облака, толпой,
Прах оставя гробовой
С поздним месяца восходом,
Легким, светлым хороводом
В цепь послушную свились…
-
Выберите правильный ответ:
1)В ту белую апрельскую ночь Петербург видел Блока последний раз...
(Е. Замятин).
а) метафора
б) гипербола
в)метонимия
-
2)Непуганая ташкентская весна прошла за окнами, вступила в лето... Фруктовый ларек торговал и для больных тоже — но мои ссыльные копеечки поеживались от цен. (А. Солженицын).
а)синекдоха
б) олицетворение
в)аллегория
-
3)То стынешь в блеске лунного лака,
То стонешь,облитый пеною ран.
(В. Маяковский)а) аллитерация
б)ассонанс
в)анафора
-
4)В пыли влачусь — ив небесах витаю; Всем в мире чужд — и мир обнять готов. (Ф. Петрарка).
а)оксюморон
б) антонимы
в)антитеза
-
5)Пусть заполнится годами жизни квота,
стоит только
вспомнить это диво,
раздирает рот зевота
шире Мексиканского залива.
(В. Маяковский)
а)гипербола
б)литота
в) олицетворение
-
Буриме
С данными словами сочинить стихотворные тексты с использованием всех возможных средств изобразительности.
- Доска – тоска,
- домой – ногой.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.