Презентация на тему "Выразительные средства фонетики"

Презентация: Выразительные средства фонетики
Включить эффекты
1 из 16
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.7
6 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по русскому языку на тему: "Выразительные средства фонетики". Благодаря данной работе учащиеся познакомятся с различными фонетическими приемами, употребляемыми поэтами, а также выполнят проверочный тест.

Краткое содержание

  • Аллитерация
  • Угадайте по сочетаниям слова
  • Ассонанс
  • Анафора
  • Эпифора
  • Тест
  • Буриме

Содержание

  • Презентация: Выразительные средства фонетики
    Слайд 1

    Выразительные средства фонетики.

    Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №2 с. Александров Гай Клочкова Т.В.

  • Слайд 2

    Аллитерация

    - тип звукового повтора. Согласные звуки играют в языке основную смыслоразличительную роль, каждый звук несет определенную информацию. Шесть гласных фонем в этом отношении значительно уступают тридцати семи согласным. Сравним «запись» одних и тех же слов, сделанную при помощи только гласных или только согласных.

  • Слайд 3

    Угадайте по сочетаниям какие-либо слова:

    • еаи, аюо, уи, еао

    Вряд ли это можно, но стоит передать те же слова согласным, и мы без труда «прочитаем» фамилии русских поэтов:

    • Држвн, Бтшкв, Нкрсв.
  • Слайд 4

    Ассонанс

    Ассонансом называется повторение гласных (Пора, пора, рога трубят… - П.).

    В основе ассонанса обычно оказываются только ударные звуки, так как в безударном положении гласные часто значительно изменяются..

    Так, в строках из «Полтавы» А.С. Пушкина ассонансы на а и на о создают лишь выделенные гласные:

    Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. Своей дремоты превозмочь не хочет воздух.

  • Слайд 5

    В одном и том же тексте различные звуковые повторы часто используются параллельно.

    Например: Мело, мело по всей земле во все пределы.

    Свеча горела на столе, свеча горела (Паст.)

    • здесь ассонанс на е, и аллитерации на м, л, с, в;
    • в первых двух строках повторяются губные;
    • в звуковой «перекличке» участвуют сочетания согласных мл, вс - св.
  • Слайд 6

    Особую музыкальность придает стихотворной речи соединение эпифоры и анафоры

    Май жестокий с белыми ночами!

    Вечный стук в ворота: выходи!

    Голубая дымка за плечами, Неизвестность, гибель впереди! - Бл.).

  • Слайд 7

    Анафора

    Повторение начальных согласных в словах называется анафорой

    Задремали звезды золотые,

    Задрожало зеркало затона… -( Есенин).

    При смежной анафоре созвучные слова стоят рядом (как в приведенном примере), при раздельной они не следуют непосредственно друг за другом

    Друг! Не ищи меня!

    Другая мода! Меня не помнят даже старики. – (Цветаева.)

  • Слайд 8

    Эпифора

    Повторение конечных звуков в словах называется эпифорой

    Шумели, сверкали и к дали влекли,

    И гнали печали, и пели вдали…

    (Бальм.)

    Как и анафора, эпифора может быть смежной и раздельной.

    При смежной эпифоре созвучные слова обычно грамматически зависимы: они согласуются

    Вечером синим, вечером лунным

    Был я когда-то красивым и юным.

    (Есенин.)

  • Слайд 9

    Один из стилистических приемов звукописи состоит в ограничении и даже исключении из текста слов с теми звуками, которые могли бы разрушить создаваемый художественный образ. Так, А.С. Пушкин, описывая танец балерины, почти не употребляет звук р:

    Блистательна, полувоздушна,

    Смычку волшебному послушна,

    Толпою нимф окружена,

    Стоит Истомина; она,

    Одной ногой касаясь пола,

    Другою медленно кружит…

  • Слайд 10

    В русской поэзии не единичны примеры подобного использования звукописи. Например,

    В.А. Жуковский в балладе «Людмила» так изобразил появление призраков:

    Слышат шорох ночных теней:

    В час полуночных видений,

    В дыме облака, толпой,

    Прах оставя гробовой

    С поздним месяца восходом,

    Легким, светлым хороводом

    В цепь послушную свились…

  • Слайд 11

    Выберите правильный ответ:

    1)В ту белую апрельскую ночь Петербург видел Блока последний раз...

    (Е. Замятин).

    а) метафора

    б) гипербола

    в)метонимия

  • Слайд 12

    2)Непуганая ташкентская весна прошла за окнами, вступила в лето... Фруктовый ларек торговал и для больных тоже — но мои ссыльные копеечки поеживались от цен. (А. Солженицын).

    а)синекдоха

    б) олицетворение

    в)аллегория

  • Слайд 13

    3)То стынешь в блеске лунного лака,

    То стонешь,облитый пеною ран.

    (В. Маяковский)а) аллитерация

    б)ассонанс

    в)анафора

  • Слайд 14

    4)В пыли влачусь — ив небесах витаю; Всем в мире чужд — и мир обнять готов. (Ф. Петрарка).

    а)оксюморон

    б) антонимы

    в)антитеза

  • Слайд 15

    5)Пусть заполнится годами жизни квота,

    стоит только

    вспомнить это диво,

    раздирает рот зевота

    шире Мексиканского залива.

    (В. Маяковский)

    а)гипербола

    б)литота

    в) олицетворение

  • Слайд 16

    Буриме

    С данными словами сочинить стихотворные тексты с использованием всех возможных средств изобразительности.

    • Доска – тоска,
    • домой – ногой.
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке