Содержание
-
Чередование гласных в корне
Аверина Светлана Александровна Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №31 г.Тамбова
-
1. А/О
лаг – лож О перед Ж, А перед Г поЛОЖить – поЛАГать кас – кос А, если суффикс -а- КОСнуться – КАСаться
-
рос – раст (ращ) О перед С, А перед СТ, Щ поРОСль, РАСТи, выРАЩенный Запомни! Исключения: отрасль, ростовщик, росток, Ростов, Ростислав
-
гар – гор О без ударения, А под ударением заГОРать, заГАР Искл.: выГАРки зар – зор А без ударения ЗАРя, ЗОРи, ЗАРево Искл.: ЗОРевать, ЗОРевой клан – клон; твар – твор О без ударения сКЛОНить,КЛАНяться, поКЛОН; ТВОРю, ТВАРь, заТВОР Искл.: уТВАРь скоч – скак – скач Без ударения: О перед Ч, А перед К. СКАКать, соСКОЧить Искл.: СКАЧок, СКАЧу, СКАЧите
-
плов – плав – плы О только в словах: ПЛОВец, ПЛОВчиха, ПЛОВцы. ПЛАВучий, поПЛАВок, ПЛЫву, жук-ПЛЫвун
-
равн – ровн О в значении ровный, гладкий сРОВНять, подРОВНять А в значении равный, одинаковый, наравне уРАВНять, сРАВНить Искл.: равнина, равнение, равняться моч – мок – мак О перед Ч в значении мокнуть, пропускать, впитывать жидкость МОЧить, проМОКать, выМОКнуть А в значении макать в жидкость МАКать, обМАКнуть
-
2. Е/И
бер – бир дер – дир пер – пир тер – тир И, если мер – мир за корнем стел – стил ^ а жег – жиг блест – блист чет – чит соберу – собирать сдеру – сдирать запереть – запирать стереть – стирать умереть – умирать застелить – застилать выжегший – выжигать блестеть – блистать вычет – вычитать Искл.: сочетать, сочетание, от слова чета
-
3. А (Я)/ИМ, ИН
жа – жим ня – ним ча – чин мя – мин кля – клин В корне -им- ,-ин-, если суффикс -а- пожать – пожимать снять – снимать начать – начинать примять – приминать проклясть – проклинать
-
Выполните задание!Упражнение 1.
Выпишите слова с пропущенными буквами. Обозначьте условия выбора орфограммы – гласной в корне. 1. Лестница ок_залась новой, прочно сбитой и не скр_пела. Он взялся за верхнюю ступень, осторожно подт_нулся и загл_нул в дверной проем. 2. Утро зан_малось над поселком, роса бл_стела, картошка цвела, и лес на склоне был тихий, чуть подсвеченный заревом из-за хребта. 3. П_тно света от лазерного луча лежало на самом верхнем г_ризонте туч и м_нялок_нф_гурацию. 4. На б_рдовой_тласнойдр_пировке стен в дорогих рамах в_сели картины. 5. День выд_лся солнечный, теплый, вокруг п_стрела листьями наб_рающая силу осень. П_йзаж в этом месте м_нялся в зависимости от осв_щения. 7. Но в_сящее перед ним полотно потр_саловообр_жение размерами и каким-то ж_стким излучением тревоги. 8. Он вышел в полном см_тении. (С.Алексеев)
-
Выполните задание!Упражнение 2.
Распределите слова в два столбика в зависимости от выбора гласной в корне. Обозначьте условия выбора орфограммы. а) е – и Соб_раться, бл_стеть, соб_рать, заб_рать, зам_реть, зам_рать, расст_лать, расст_лить, выж_гать, бл_стящий, заж_гательный, ст_реть, бл_стать, прот_реть, выт_рать, выб_рать, заст_лить, зам_рло, зам_рало, ум_реть, ум_рать, раст_рать, забл_стать, выст_рали, выд_раю, заб_раю, прот_реть, соб_рающий, выч_сть, выч_тать, расст_лить, расст_латься, зап_реть, зап_рать, приб_рать, изб_ратели, соч_тать, соч_тание, бл_стательный, бл_снет, приб_рет, оп_реться.
-
Выполните задание!
б) о – а К_сательная, прик_снуться, прик_сновение, предл_жить, предл_гать, предл_жение, изл_жение, изл_гать, прил_гательное, прил_жение, оз_рять, з_ренька, з_рница, з_ря, з_рька, подг_рать, подг_реть, заг_р, заг_релый, подг_реть, наг_реть, выг_реть, заг_реть, сл_гаемые, выр_сли, выр_стать, выр_щенный, возр_ст, ср_щение, р_стительность, г_рит, р_внина, р_вняйсь, м_кать в сметану, г_рели, р_вняется, р_сток, отр_сль, ур_вень, ср_внение, Р_стислав, выр_внять грядки, ср_внить с кем-то, распол_житься, составить ур_внение, р_стение, город Р_стов, непром_каемый плащ, водор_сли, з_ряразг_рается, к_сались, нар_щение, сл_жение, к_снуться, оз_рена, дог_рали, г_релки, возл_жить, возл_гать, пол_гаю, неприк_сновенный, разл_жить, оз_рять, г_релка, приг_рать, оз_ренный, выр_сти, выр_сший, отр_слевой, р_вносторонний, обувь пром_кает, р_вновесие, р_весники, обм_кнуть кисть в краску.
-
Домашнее задание!
1.Пользуясь правилом, выписать 20 слов с чередующимися гласными в корне слова из любого литературного текста.(Для всех) 2. Составить 3-4 предложения на тему " Зачем нужны правила". (Для сильных учащихся)
-
Список использованных источников
-В.Ф.Греков,С.Е.Крючков,Л.А.Чешко «Русский язык 10-11 классы» -А.М.Власенков,Л.М.Рыбченкова «Русский язык.Грамматика.Текст.Стили речи.10-11 классы» images.yandex.ru›картинка для урока русского языка
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.