Презентация на тему "Жили - были корни"

Презентация: Жили - были корни
1 из 17
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.2
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Жили - были корни" для 4-6 класса в режиме онлайн. Содержит 17 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по русскому языку в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

Содержание

  • Презентация: Жили - были корни
    Слайд 1

    Жили-были корни Корни с чередованиями

  • Слайд 2

    Цель работы:

    Изучить правила правописания корней с чередующимися гласными. Задачи: Отобрать для изучения слова с чередующимися гласными в корне. 2. Составить словарик корней исключений.3. Составить ДМ для упражнений.

  • Слайд 3

    СЕМЬЯ СЛОВ. Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись новые слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они все были дети одного корня-папы, то еще их назвали родственными. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой округлый и уютный:

  • Слайд 4

    Как растут слова. Как-то много лет назадПосадили странный сад.Не был сад фруктовым – Был он только словом.Это слово – слово корень,Разрастаться стало вскореИ плоды нам принесло – Стало много новых слов.Вот из сада вам рассада, Вот еще посадки рядом. А вот садовод, С ним садовник идет. Очень интересно гулять в саду Словесном.

  • Слайд 5

    Корень слова - значимая часть.Над словами родственными держит власть.Выясни умело линию родства -правильно с чередованием напиши слова

  • Слайд 6

    Разобрать слово по составу - не всегда легкое занятие. Перед разбором слова нужно установить, «кто есть кто»: к какой части речи относится слово, является ли оно изменяемым, где его основа и окончание.

  • Слайд 7

    Далеко не всегда слово разбирается легко и просто: со временем стыки между отдельными частями порой становятся невидимыми и даже теряется буква или появляется новая. Также может изменяться и корень. Существует целый ряд чередований гласных. В ОСНОВАНИИ РАБОТЫ НАД БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ ЛЕЖИТ ВЫДЕЛЕНИЕ И ТЩАТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ ГЛАСНЫХ!

  • Слайд 8

    О//А лож-лаг, кос-кас, рос-раст, гор-гар, зор-зар, клон-клан, твор-твар, ровн-равн, мок-мак, стой-стай, скоч-скач, плов-плав. Е//И бер-бир, пер-пир, дер-дир, тер-тир, жег-жиг, чет-чит, леп-лип, мер-мир, стел-стил, блест-блист, сид-сед + вес-вис. И//ЕЙ би-бей, пи-пей, ви-вей, ши-шей, ли-лей. А, Я//ИМ, ИН ня-ним, мя-мин, помя-помин, жа-жим, нача-начин.

  • Слайд 9

    ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО. Глаголы в корнях с чередованием не проверяй ударением! ВЫРАСТАЛ, ПРЕДЛАГАЛ - нельзя с помощью РОСТ, ПРЕДЛОГ. 2. Под ударением в них пишется то, что слышится! РОСТ и ВЫРАЩИВАЛ, СЛОЖИМ и СЛАЖЕНО. 3. А без ударения – то, о чем говорит специальное правило! РОСЛА, но РАСТЕНИЕ : перед СТ и Щ – А ПОЛОЖИЛ, но ПОЛАГАЛ : ЛАГ, когда есть суффикс – А.

  • Слайд 10

    ОБЪЯСНЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ КОРНЕЙ ИЛИ ГРУПП. 1 .РАСТ, РАЩ / А перед СТ и Щ . 2. ЛАГ-ЛОЖ, КАС-КОСН. По суффиксу А:ПРЕДЛАГАТЬ, ПРИЛАГАТЬ,КАСАТЬСЯ, КАСАНИЕ. По виду: ЛОЖ с О, КОС – с О. 3. В безударном положенииЗАР, ГОР, КЛОН, ТВОР. 4. Запомни слова: ПЛАВ- плавник, поплавок, плавучий. ПЛОВ- пловец, пловчиха. ПЛАВЛ- всегда с А! сплавлять, выплавлять.

  • Слайд 11

    РАЗЛИЧАЙ ПО ВИДУ И ПО СМЫСЛУ. СКАК – всегда с А:скакать, доскакать, скакун, проскакать. СКАЧ – «верхом»:скачу, проскачу, доскачу, ускачу. СКОЧ – «не верхом»:проскочу, выскочу, наскочу, отскочу. МОЧ – всегда с О: мочить, размочить, моченый, вымочить. МОК – «впитывать жидкость» : промокать, промокашка, намокал, непромокаемый. МАК – «погружать в жидкость»:макать, макнуть, обмакнуть, промакал.

  • Слайд 12

    СТАН, СТАВ, СТАТ: всегда с а : пристань, станица, выставка, уставать, статья, статейка. СТОЙ – «на ногах»: устою, отстою, достоять, застояться. СТАЙ – «не на ногах»: устаю, отстаю, достаешь, застаешь. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ИЗУЧЕНИЯ Е//И: ИРА - с И, без ИРЫ – Е! Изберу – избИРАю отпереть – отпИРАю Обдеру – обдИРАю растереть - растИРАю Умереть - умИРАю

  • Слайд 13

    СЛОВАРИК КОРНЕЙ ИСКЛЮЧЕНИЙ.

    - гор - - гар – гарки , изгарь, пригарь - зор - - зар – зоревать, зорянка (птица) - мак - - моч – промокательная бумага, промокашка - лаг - - лож – полог - плов - - плав - пловец, пловчиха - рос - - раст – отрасль, росток, Ростов, ростовщик, Ростислав, подростковый - равн - - ровн – равнина, ровесник, поровну, уровень - скач - - скоч – скачу, скачок - твар - - твор – утварь - чет - - чит - сочетать, сочетание

  • Слайд 14

    1.Распределите на группы слова с корнями-омонимами.

    Раса, росла, роса, роскошный, расизм, растение, выращен, взращен, росточек, расписание, зарастала, Россия, росистый, растерять, вращать, прирастать, росянка, отрасль, оросительный.

  • Слайд 15

    2. Составьте предложения с данными словосочетаниями: Отл…жить газету, предл…ть чашку чая, уютно расп…ложиться, ул…жить куклу. 3. Обозначьте изученную орфограмму: Вишенка р…сла, подр…стала и, наконец, выросла, сберегли р…стение,выр…щенный юннатами сад, небольшой р…сточек. 4. Выпишите из данных слов чередующиеся гласные в корне слова: Дор…сти, пос…дить, сл…гать, в…зить, р…сток, тр…ва, вл…жить, выр…сли, выт…нуть, пос…рел, под…вать, прил…гательное,задр…жать, изв…нение,повзр…слеть.

  • Слайд 16

    Не пользуйтесь проверочным словом при написании слов с чередованием в корне !!!

  • Слайд 17

    Работу выполняли: Ергешева Галина и Исембетьева Эльвина. Учитель русского языка: Фролова Ольга В. Учитель информатики: Назарова Марина М.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке