Содержание
-
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда центр развития ребенка детский сад № 87 Учитель - логопед: Чухина Марина АлександровнаКалининград2018 Что такое логопункт?
-
Цель работы логопункта в ДОУ: Оказание необходимой коррекционной помощи детям с фонетическими, фонематическими и фонетико-фонематическими нарушениями речи, общим недоразвитием речи. Продолжительность курса логопедических занятий зависит от индивидуальных особенностей детей и составляет: 6 месяцев - с детьми, имеющими фонетические и фонематические нарушения речи, 8 месяцев - с детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения речи, 16 месяцев - с детьми, имеющими ОНР. В настоящее время во многих дошкольных учреждениях функционируют логопункты. Они создаются с целью создания равных стартовых возможностей в начале обучения детей в школе, в связи с наблюдающимся в последнее время снижением уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Основные задачи учителя-логопеда в логопункте: 1. Своевременное выявление нарушений речевого развития воспитанников; 2. Определение уровня и характера речевых нарушений; 3. Устранение несложных нарушений речи; 4. Направление нуждающихся воспитанников на ПМПК; 5. Консультативно-методическая, просветительская работа среди специалистов, воспитателей и родителей.
-
Речевые нарушения Фонетическое нарушение речи (ФНР)– нарушения артикуляционной моторики или недостаточная сформированность артикуляционной моторики. Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается. (Моторное нарушение речи). Фонематическое нарушение речи (ФНР) –вследствие недостаточной сформированности фонематического слуха ребенок не слышит разницу между звукамии произносит их неправильно. У него нарушены умственные действия по звуковому анализу и синтезу слова.(Сенсорное нарушение речи). Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) –нарушение процессов формирования произносительной системы языка (звукопроизношения) у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом. Недостатки произношения проявляются в следующем: Замена звука на более простой по артикуляции; Нестабильное использование звука в речи; Искаженное произношение звука. У ребенка может быть нарушено произношение 1 звука или нескольких. ОНР - общее недоразвитие речи ОНР - общее недоразвитие речи - это такое нарушение речи, которое при нормальном слухе и интеллекте резко задерживает формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. У всех детей с общим недоразвитием речи (ОНР) всегда отмечаются: нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха (фонематический слух отличается от обычного, физического, возможностью воспринимать, дифференцировать и выделять фонемы родного языка), отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи.
-
В начале учебного года работа учителя-логопеда начинается с обследования состояния речи детей старшего возраста, остальные дети, достигшие 3-х летнего возраста, обследуются в течении года. В первую очередь в список включаются дети шестилетнего возраста, выпускаемые в школу. При наличии свободных мест и после освобождения мест в результате логопедической работы с детьми подготовительного возраста, принимаются дети пятилетнего возраста. Основной формой организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные занятия. Занятия кратковременные (20 мин.), 2 раза в неделю. Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей, в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. В настоящее время нет коррекционной программы для логопунктов, поэтому опорой в работе являются классические методики (Т.Б.Филичевой, Г.А.Каше, Г.В.Чиркиной) и владение современными технологиями (Т.А.Ткаченко, О.С.Ушаковой).
-
Этапы логопедического воздействия: I.Подготовительный. Цель этого этапа – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе идет работа одновременно по нескольким направлениям: - формирование точных движений органов артикуляционного аппарата; - формирование направлений воздушной струи; - развитие мелкой моторики рук; - развитие фонематического слуха; - отработка опорных звуков. II. Этап постановки звука. Для того, чтобы отработать произношение изолированного звука, нам нужно объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата и создать артикуляционную базу данного звука, добавить воздушную струю и голос (если он необходим). Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука.
-
III. Этап автоматизации звука. Цель этого этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой, т.е. в обычной речи. На этом этапе постепенно, последовательно поставленный звук вводится в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. VI. Этап дифференциации. Иногда в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. И если он не смешивает его с другим звуком (зачастую с тем, на который заменял его до начала коррекционной работы), то нет необходимости в последующей работе над ним. Но в логопедической практике часто встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком по его разграничению с другими звуками, то есть дифференциации.
-
Артикуляционная гимнастика Для того чтобы произношение было чистым, нужны сильные и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно они поддаются тренировке. Основная цель артикуляцион-ной гимнастики: укрепление мышцы губ, языка и развитие их подвижности. Дыхательная гимнастика Необходимое условие правильного звукопроизношения – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию. Упражнения для развития правильного речевого дыхания: «Снежинка», «Свистульки», «Мыльные пузыри», «Осенние листья», «Вертушка», «Одуванчик».
-
Игры и упражнения для развития фонематического слуха Звуки речи – это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. Длительный путь овладения ребенком произносительной системой обусловлен сложностью самого материала – звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить. Если ребенок не научится это делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не может узнать его как тождественное. При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные компоненты. «Будь внимателен», «Поймай звук», «Поймай слово», «Исправь меня». Обогащение словаря Один – много Скажи наоборот Игры и упражнения для развития грамматического строя речи Грамматический строй языка ребенок усваивает в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Из речи окружающих заимствует слова в разных грамматических формах и постепенно начинает самостоятельно пользоваться разнообразными грамматическими средствами. Однако процесс овладения грамматическим строем речи сложный и длительный. Игры, которые необходимо использовать для развития грамматического строя речи: «Один – много», «Посчитай-ка (от1до5)», «Чего не стало?», «Измени предложение», «Назови ласково».
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.