Содержание
-
Деепричастие
КГУ «Рулихинская осш» Учитель русского языка и литературы Богатырева Е.В. 2016 год
-
Цели урока:
Обобщение и систематизация сведений о деепричастии и деепричастном обороте. Развитие быстроты реакции, внимания, памяти, мышления, речи. Воспитание интереса к русскому языку.
-
Эпиграф:
Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во Вселенной С.Маршак
-
Синтаксическая разминка:
составьте предложение, выполнив ряд действий. - Из предложения Дымов был любителем приключений возьмите подлежащее.
-
Добавьте обстоятельство времени, выраженное наречием, из предложения Фестиваль юных талантов проводится ежегодно.
-
Возьмите глагол в начальной форме из предложения Он любил ездить по свету., употребив его в форме 3 лица, единственного числа прошедшего времени.
-
- Из предложения Целый день я скитаюсьпо пустым полям выпишите предлог.
-
- Различные и очень интересные насекомые копошились вокруг. – возьмите два прилагательных, употребив их в форме множественного числа, дательного падежа.
-
- Добавьте дополнение, выраженное существительным в форме множественного числа дательного падежа из предложения Каким-то частям его души не хватало чего-то высокого, светлого.
-
Ситаксическая разминка:
Из предложения Африка – одно излюбопытнейших мест планеты возьмите подлежащее, употребив его в форме родительного падежа, единственного числа.
-
Синтаксическая разминка:
- Выпишите обстоятельство образа действия, выраженное существительным с предлогом С из предложения Алексей с терпением ухаживал за щенками.
-
Синтаксическая разминка
- Из предложения Он с трудомпродвигался вперед, изучая все новыеи новые места возьмите деепричастие.
-
Синтаксическая разминка:
- Из предложения Её жизни ничто неугрожало выпишите личное местоимение.
-
Проверь себя!
Дымов ежегодно ездил по различным интересным частям Африки, с терпением изучая её. Чем осложнено это простое предложение? Объясните постановку знаков препинания. Устно произведите морфологический разбор деепричастия. Из первых букв каждого слова составьте новое слово.
-
Цифровой диктант
Деепричастие – неизменяемая форма глагола. Только тогда, когда деепричастный оборот стоит после определяемого слова, он выделяется запятыми. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида. Не с деепричастиями всегда пишется раздельно. Деепричастия совершенного вида отвечают на вопрос что сделав? Суффиксы -А(-Я) характерны для деепричастий несовершенного вида. Деепричастие – особая форма глагола, которая имеет признаки глагола и прилагательного.
-
Проверь себя:
1010110
-
Деепричастие -
Это особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие и имеет признаки глагола и наречия. Деепричастие отвечает на вопросы что делая? чтосделав?
-
Признаки глагола у деепричастия Вид – совершенный и несовершенный (читая, прочитав). Возвратность – невозвратность (возвращаясь – возвращая). 3. Переходность – непереходность (ожидая подругу – гуляя по парку). Признаки наречия у деепричастия: Неизменяемость. В предложении в основном является обстоятельством.
-
Вид деепричастий
Деепричастия совершенного вида отвечают на вопрос что сделав?, образуются от основы неопределенной формы глагола с помощью суффиксов -в, -вши, -ши (улыбнуться – улыбнувшись). Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос что делая?, образуются от основ глаголов настоящего времени с помощью суффиксов –а, -я (спешат – спеша).
-
Деепричастный оборот
образуют деепричастия с зависимыми от него словами (Солнце садилось, уходя за далекие горы). Одиночные деепричастия и деепричастные обороты выделяются на письме запятыми (Смеясь, она протянула мне руку. Весело смеясь, она протянула мне руку).
-
Не выделяются запятыми:
Деепричастия, которые близки по значению к наречиям (Мать посмотрелалюбя). 2. Фразеологические сочетания, представляющие собой деепричастный оборот (Работали не покладая рук).
-
Не отделяются
друг от друга запятой два деепричастных оборота, соединенных союзом и (Данко бросился вперед,высоко держа горящее сердце иосвещая им путь людям). Если деепричастный оборот стоит после союза а, то запятая между ними не ставится (Девочка побежала за мячом, авзяв его, вернулась на корт. Девочка побежала замячом, и, взяв его, вернулась на корт).
-
Частица НЕ
с деепричастиями, как и с глаголами, пишется раздельно ( не слушая). Исключение составляют деепричастия, не употребляющиеся без не (ненавидя).
-
Задание: спишите текст, расставив знаки препинания.
Вскоре я увидел как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вел за руку маленького мальчика судя по росту лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе но поравнявшись с машиной повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина подойдя вплотную сказал приглушенным баском: - Здорово браток! Сосчитайте количество пропущенных запятых.
-
Проверь себя!
Вскоре я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту, лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушенным баском: - Здорово, браток!
-
Вопросы для обсуждения:
Из какого произведения этот отрывок? Кто автор этого произведения? Назовите тип речи данного отрывка. Каков стиль данного текста? Назовите персонажей данного отрывка. О каких основных действиях говорится здесь? Какую роль выполняют деепричастия? Какова основная функция деепричастий в речи?
-
Вывод:
основная функция деепричастий в речи – дописывать, дорисовывать основное действие.
-
Задание: из каждой строчки выберите лишь те буквы, которые не повторяются:
КНАЕУЮБАИКВЮ ЖЭЭНЕЖФГОДИУФЯИ НЙЕДУЗВИГЙАЯЗСЬУ МНЕМУСАТОЯАВ СНЮЕВЗСИЮРАППЯ Какие слова у вас получились? Какие деепричастия пишутся с НЕ слитно, а какие раздельно?
-
Проверь себя!
КНАЕУЮБАИКВЮ – не убив ЖЭЭНЕЖФГОДИУФЯИ - негодуя НЙЕДУЗВИГЙАЯЗСЬУ – не двигаясь МНЕМУСАТОЯАВ – не устояв СНЮЕВЗСИЮРАППЯ - невзирая
-
В отрывке из «Сказки о попе и о работнике его Балде» А.С.Пушкина сбежали деепричастия. Верните беглецов на место!
Пустились бесенок и зайка: Бесенок по берегу морскому, А зайка в лесок до дому. Вот, море кругом …, … язык, мордку …, Прибежал бесенок, …, Весь мокрешенек, лапкой …, Мысля: дело с Балдою сладит. Глядь, а Балда братца гладит, …: «Братец мой любимый, Устал, бедняжка, отдохни, родимый!» Слова для справок: высунув, обежавши, задыхаясь, поднявши, утираясь, приговаривая.
-
Прочитайте выразительно восстановленный текст.
Пустились бесенок и зайка: Бесенок по берегу морскому, А зайка в лесок до дому. Вот море кругом обежавши, Высунув язык, мордку поднявши, Прибежал бесенок, задыхаясь, Весь мокрешенек, лапкой утираясь, Мысля: дело с Балдою сладит. Глядь, а Балда братца гладит, Приговаривая: «Братец мой любимый, Устал, бедняжка! Отдохни, родимый!»
-
Тест
Найти деепричастие: а) исследован б) решен в) всколыхнув г) раздумывай
-
2. Найти деепричастие с устаревшим суффиксом: А) снимая Б) глядя В) будучи Г) списав
-
3. Указать деепричастие совершенного вида: А) посоветовав Б) потягиваясь В) разбрасывая Г) затягивая
-
4. Указать деепричастие несовершенного вида: А) перебежав Б) запираясь В) вымывшись Г) оглядев
-
5. Указать возвратное деепричастие: А) переписывая Б) разбрасывая В) затягивая Г) потягиваясь
-
6. Указать деепричастие, образованное от переходного глагола: А) прикрывая Б) занимаясь В) подскочив Г) присев
-
7. В каком случае НЕ пишется слитно? А) (не)доумевая Б) (не)подготовив В) (не)осветив Г) (не)думая
-
8. На месте каких цифр должны стоять запятые в предложении? Орел (1) растопырив (2) крылья (з) взлетел (4) со скалы. А) 1,2,3 Б)1,2,3,4 В) 1,2 Г) 1,3
-
9. Сосчитать количество знаков препинания: Засыпав тропы и тропинки Стирая свежие следы На землю тихие снежинки Ложатся блестками слюды. А) 4 б) 3 в) 1 г) 2
-
Сосчитать количество знаков препинания: Ежась от свежего ветерка Чуть посинев крепыши-маслята Взявшись за руки как ребята Топают греясь вокруг пенька. а) 3 б) 5 в) 6 г) 4
-
Проверь себя
1 в 2 в 3 а 4 б 5 г 6 а 7 а 8 г 9 г 10 в
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.