Содержание
-
ДЕЕПРИЧАСТИЕ
Урок повторения
-
Цели:
уметь определять и выделять деепричастие среди других частей речи: глагола, причастия, наречия;
научиться находить деепричастный оборот в предложении;
узнать условия обособления деепричастного оборота в предложении.
-
Отвечает на вопросы:
- что делая?
- что сделав?
- как?
- каким образом?
- почему?
- когда? и др.
Деепричастие— это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие
к основному действию, выраженному глаголом— сказуемым.
-
Признаки глагола у деепричастия:
Вид
И.А.Бунина “***":
В саду листки берез, без шороха срываясь,Средь тонких паутин, как бабочки, блестятИ, слабо по ветвям цепляясь и качаясь,На блеклую траву беспомощно летят…
Н.А. Некрасов “Однажды…":
…И, шествуя важно, в спокойствии чинном,Лошадку ведет под уздцы мужичок…;
И.А.Бунин “***":
В саду листки берез, без шороха срываясь,Средь тонких паутин, как бабочки, блестятИ, слабо по ветвям цепляясь и качаясь,На блеклую траву беспомощно летят…
Возвратность:
-
Признаки наречия у деепричастия:
неизменяемость;
в предложении деепричастие зависит от глагола-сказуемого и является обстоятельством
А.С.Пушкин “Зима!.. Крестьянин, торжествуя…":
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,На дровнях обновляет путь;Его лошадка, снег почуя,Плетется рысью как-нибудь…
-
Общее грамматическое значение деепричастия -
обозначение добавочного действия
Ф.И.Тютчева “Весенняя гроза":
Люблю грозу в начале мая,Когда весенний, первый гром,Как бы резвяся и играя,Грохочет в небе голубом…
-
1) Надо любить и ценить в человеке человека.
2) Живое чувство сострадания растёт и ширится в творчестве русских писателей.
3) Раздумывая о доброте я вспоминал свои прошлые поступки.
4) Милосердие надо воспитывать и поддерживать в человеке.
Найдите предложение, в котором есть глагольная форма, обозначающая добавочное действие к основному. (Знаки препинания не расставлены)
Ответ:
3) Раздумывая о доброте, я вспоминал свои прошлые поступки.
-
Морфологические признаки деепричастий: сочетание в одном слове свойств глагола и наречия.
1) Зима, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром.
2) Отражаясь, березы ломались в пруду.
3) А месяц будет плыть и плыть, роняя весла по озерам.
4) Но тихо дремлют кедры, обвесив сучья вниз.
-
Морфемные признаки деепричастий:
суффиксы -а, -я, -в, -вши, -ши:
-
-
Зарождаясь в детстве, доброта
становится сильнее.
Доброта становится сильнее,
зарождаясь в детстве .
Выделите деепричастный оборот; измените предложение; расставьте знаки препинания, поставив деепричастный оборот.
Доброта зарождаясь в детстве
с годами становится сильнее.
Доброта, зарождаясь в детстве,
с годами становится сильнее.
Ответ:
-
Как пишется частица не с деепричастиями?
- не) торопясь
- (не) годуя
- (не) читая
- (не) доумевая
- (не) говоря
- (не) навидя
- (не) смеясь
- (не) досыпая
- (не)досыпая
- Раздельно:
- не торопясь
- не читая
- не говоря
- не смеясь
- не досыпая
-
Отредактировать данный текст, заменить 3-4 синтаксических конструкции на деепричастные обороты.
1. Солнце выглянуло в последний раз, осветило мрачную сторону горизонта и скрылось.
2. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный вид.
3. Вот задрожала осиновая роща.
4. Листья становятся мутного цвета.
5. Верхушки деревьев качаются, и пучки сухой травы летят через дорогу.
6. Стрижи и ласточки пролетают низко над землей, рассекая воздух.
7. Заметались беспокойные муравьи, сбились в кучу.
8. Вспыхивает молния, ослепляет зрение и освещает нас.
9. Над самой головой раздается оглушительный гул, который заставляет нас трепетать.
Домашняя работа:
-
Работу сделала учитель русского языка и литературы ОУ №555
Егорова Татьяна Васильевна
pptcloud.ru
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.