Содержание
- 
              
            
Урок подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н. Деталь как средство создания образов
 - 
              
            
Цель
Учить внимательному прочтению текста Раскрыть основные функции детали в создании художественного образа Показать роль детали на примере конкретного образа
 - 
              
            
« Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем!» Н.В.Гоголь
 - 
              
            
Работа с термином
Деталь (от франц. detail – часть, подробность) – значимая подробность, частность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое содержание сцены, эпизода или всего произведения. Чаще всего в качестве детали изображаются предметные подробности, придающие дополнительные черты портрету, обстановке, пейзажу, действиям, жестам, речи и т.д. в произведениях с деталью связан какой-либо идейно-тематический мотив.
 - 
              
            
Тезисный план лекции
Гоголь – общепризнанный мастер художественных описаний. Описания в прозе Гоголя самоценны прежде всего благодаря обилию предметно-бытовых деталей. Детализация – важный аспект реалистического письма, в русской литературе начало ему положил Гоголь. Гоголь видит вещи как бы под микроскопом, они часто меняют свой привычный облик, часто наделяются самостоятельной жизнью.
 - 
              
            
Отдельно можно говорить о детали в портретах (глаза Плюшкина «бегали… как мыши», Манилов «имел глаза сладкие, как сахар» и т.д.) Манера письма Гоголя сродни комическому народному лубку, от него пошла традиция, связанная с юмором и абсурдом ХХ века
 - 
              
            
Принципы отбора деталей и их функции
Деталь как средство типизации (типичность города, гостиницы, типичность в одежде) Деталь как средство индивидуализации (например, Манилов: портрет, речь, дом, кабинет, еда)
 - 
              
            
Работа в группах
Задание: во 2 главе найти детали, охарактеризовать их и определить их роль в тексте главы. Группа 1 – детали пейзажа Группа 2 – детали портрета Группа 3 – детали интерьера Группа 4 – детали, помогающие описать поведение героев
 - 
              
            
Реализация задания
Вопрос к группам:какую характеристику (положительную или отрицательную) персонажу дает автор? Вывод: детали помогают автору дать его герою отрицательную характеристику.
 - 
              
            
Эксперимент
Сравнить два текста (оригинальный текст Гоголя и адаптированный текст, лишенный деталей) В чем вы почувствовали разницу? Какой вывод на основании проделанной на уроке работы вы можете сделать?
 - 
              
            
Домашнее задание
Сочинение на тему «Художественная деталь и ее роль в создании образа Плюшкина» Подготовиться к диспуту по гл. 11. Основной вопрос диспута: Чичиков – это беда или надежда России?
 - 
              
            
Благодарю за работу! Удачи вам!
 
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.