Содержание
-
Необыкновенный язык наш есть еще тайна. Н.В.Гоголь
-
Родные, знакомые с детства словаУходят из обихода:В полях поляши – тетерева,Летятина – дичь,Пересмешки – молва,Залавок – подобье комода.Не допускаются в словариИз сельского лексикона:Сугрёвушка,Фыпики – снегири;Дежень,Воркуны вне закона.Слова исчезают, как пестери,Как прясницы и веретёна. ВозилкойНеполный мешок с зерном Вчера назвала мельничиха,Поднёбицей – полку под потолком, Клюкву – журавлихой.Нас к этим словам привадила мать,Милы они с самого детства.И ничего не хочу уступатьИз вверенного наследства.Но как отстоять его,Не растерять И есть ли такие средства?
-
Вопросы:
- Почему внук не понял бабушку? - Назовите общеупотребительные слова. - Какие слова использует бабушка? - Встречали ли вы в речи, в художественной литературе эти слова? - Можете ли сказать, как называются они?
-
Диалектные слова
-
Диалектные слова Северное наречие Южное наречие
-
Карта географического расположения наречий
-
-
Гимнастика для глаз Берегите зрение
-
Вращение Не двигая головой, начинайте вращать глазами сначала по часовой стрелке, потом в обратную сторону. По 10 раз туда и обратно. А теперь то же самое, только с закрытыми глазами.
-
Во все стороны Не поворачивая головы, двигайте глазами вверх – вниз, вправо – влево. По 10 – 15 раз.
-
Пальчик Прижмите палец к переносице и посмотрите на него. Затем медленно отводите палец от себя, продолжая следить за ним глазами. Повторите это упражнение несколько раз.
-
Моргание Поморгай, быстро и сильно сжимая веки. Как можно больше и быстрее.
-
Сон А теперь закройте глаза и расслабьтесь, будто собираетесь спать. Подумайте о чем-нибудь очень приятном.
-
Ребята, берегите зрение!
-
Задание: найти в словаре диалектные слова, обратив внимание на помету.
1 группа - Бирюк, 2 группа - Бахилы 3группа - Колча 4 группа - Косуля
-
В.И.Даль
-
В словаре В.И.Даля около 200000 диалектных слов. Он их собирал полвека.
-
Вопрос: С какой целью употребляются в художественной литературе диалектные слова?
-
1 группа: Пахнет рыхлыми дрочёнами;У порога в дёжке квас, Над печурками точёными Тараканы лезут в паз. Дрочёна – Дёжка – Печурка – Паз –
-
2 группа: Вьется сажа над заслонкою,В печке нитки попелиц,А на лавке за солонкою-Шелуха сырых яиц. Заслонка – Попелица –
-
3 группа: Мать с ухватами не сладится,Нагибается низко,Старый кот к махотке крадется На парное молоко. Ухват – Махотка –
-
3 группа: Кто ловит пиявокНа лаве, где мамка колотит белье,Кто нянчит сестрёнку, двухлетнюю Глашку,Кто тащит на пожню ведёрко кваску… Лава – Пожня –
-
Работа со стихотворением А.Яшина.
Какую тайну языка вы открыли для себя? Как вам это удалось? Какое диалектное слово вам понравилось больше всего? Почему? Необходимо ли сохранять диалектные слова? Зачем это нужно?
-
Потерять диалектные слова – это значит потерять для истории нашего народа, истории его духовной культуры, его языка значительную часть того, что составляло содержание жизни миллионов людей в течение многих столетий. Вот почему наш долг, наша святая обязанность – сохранить эти неоценимые сокровища живой народной речи.
-
Домашнее задание (на выбор):
Загадка слова (например, шаньга, шуга) Составить кроссворд по теме урока.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.