Содержание
-
Дислексияпонятие причины виды
Выполнила: Учитель-логопед МБОУ Гимназии №2 корпус 3 Аникиенко Н.В.
-
Дислексия – это частичное расстройство навыков чтения, которое вызвано распадом или недостаточной сформированностью психических функций, принимающих участие в процессе чтения.
-
Понятие «дислексия»было введено в 1887 г. немецким медиком и офтальмологом Рудольфом Берлином.
-
1896 г. «Британский медицинский журнал» статья терапевта В. Прингла Моргана, «Врожденная словесная слепота»
-
В 1925 г. невропатолог Самюель Т. Ортон.
-
В России используются два подхода к определению дислексии
Педагогический Клинико-психологический «Дислексия – состояния, основное проявление которых — стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения». «Дислексия — это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера».
-
Биологические факторы
•Пре/перинатальная патология в анамнезе (нарушения структур мозга по гипоксическому типу) — аномалии развития пуповины, преждевременная отслойка плаценты, асфиксия плода при затяжных родах), черепно-мозговые травмы при использовании методов механических родовспоможений, травмы в постнатальном периоде. •Токсическое воздействие (при алкоголизме матери, неконтролируемом приеме медикаментозных препаратов, болезнях роженицы (диабет, нефропатия и др.), несовместимость крови плода/матери, ядерная желтуха новорожденных. •Инфекционное воздействие на структуры головного мозга плода при заболеваниях беременной или ребенка в постнатальный период (нейроинфекция, корь,эпидемиологический паротит, краснуха, герпес, полиомиелит, грипп, инфекционный гепатит, ветряная оспа и другие бактериальные/вирусные инфекции).
-
Социальные факторы
Дефицит речевого общения Неблагоприятная речевая среда Билингвизм Раннее начало/высокий темп обучения Педагогическая запущенность. Ведущей предпосылкой дислексии у детей является несформированность устной речи - ФФН или ОНР.
-
Патогенез
-
Механизмы формирования дислексии Нарушения оперативно-фонологической памяти — способности удерживать в памяти в кратковременном периоде прочитанные буквы, звуки и слоги (сегменты речи), а также их смысл. Нарушение серийности чтения (трудности с запоминанием серии знаков, их значений и в целом понятий, то есть, затруднение восприятия слога целиком). Недостаточный словарный запас, что тормозит адекватное формирование навыка чтения. Слабая способность к автоматизации навыков чтения, что требует постоянного повторения навыка на протяжении длительного времени. Замедленность припоминания слов, уже известных ребенку. Нарушения концентрации внимания. Астенизация/повышенная утомляемость ребенка
-
Характерные проявления дислексии
1. Неусвоение букв, неточное соотношение звуков с их графическими образами, проявляющееся в заменах либо смешениях (нескольких замен) фонем при чтении (п-т, ц-с, т, а-о, и, е, я). 2. Побуквенное чтение — неправильное соединение букв в слоги, в слова. Буквы просто перечисляются последовательно. 3. Ошибки в воспроизведении звукослоговой структуры слова. 4. Неверное понимание прочитанного на уровне отдельного слова, предложения, текста. 5. Аграмматизмы. Наиболее популярны ошибки согласования существительного с прилагательным, глаголом (например,«красивуя книга», «встала солнышко», «дети гулял»), нарушение падежных окончаний («на деревах») и другие.
-
Сопутствующие симптомы дислексии
выраженные проблемы с почерком; неспособность выполнять задание в установленный срок; повышенная чувствительность нервной системы; излишняя эмоциональность; раздражительность импульсивность; эмоциональная нестабильность; нарушение координации движений; неуклюжесть; расстройство схемы тела; затруднение в определении правой и левой стороны; нарушения межполушарного взаимодействия;
-
По ведущим проявлениям
Вербальная форма отмечаются трудности с прочтением слов Литеральная форма возникают проблемы с усвоением букв (литер)
-
Классификация по дефектным механизмам процесса чтения и симптомам
Фонематическая. Нарушены процессы синтеза и анализа, восприятия фонем. Нарушение характеризуется побуквенным чтением, ребёнок заменяет или смешивает между собой глухие и звонкие, шипящие и свистящие звуки, добавляет, пропускает и переставляет звуки и слоги (вместо пишет – пищит, вместо бабочка – папочка, лопата – лотапа, утка – тука). Он может пропускать согласные при их стечении (марка - мара), вставлять лишние гласные там, где они не предусмотрены (легла – легала).
-
Семантическая Проявляется в не сформированном слоговом синтезе: ребёнок имеет бедный словарь, не может усвоить синтаксические связи в предложении. Чтение носит «механический»
-
Аграмматическая Недоразвит грамматический строй речи, ребёнок при чтении допускает ошибки в согласовании слов по родам, падежам и числам, сохраняя их на письме и в обычной речи, неправильно читает части слова (суффиксы, приставки, окончания), неверно согласует слова в предложениях («у магазинах», «пять дятла», «лесное поляна», «выпала листва»).
-
Мнестическая Нарушена речевая память, ребёнок с трудом соотносит букву и звук друг с другом, не запоминает их.
-
Оптическая Читающий заменяет или смешивает похожие между собой буквы (п-д, б-д, з-в), при чтении соскальзывает со строчки на строчку. Может проявляться «зеркальным чтением» букв справа налево.
-
Тактильная Тактильная дислексия встречается у слабовидящих и незрячих людей, которые пропускают буквы и слоги при чтении азбуки Брайля
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.