Содержание
-
ДИСЛЕКСИЯ Выполнила учитель-логопедМАДОУ ДС №46 г. НижневартовскаСайфуллина Рушания Сягитовна
-
Чтение– сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют анализаторы: зрительный; речедвигательный; речеслуховой. В его основе лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем» (Б.Г.Ананьев).
-
Т.Г.Егоров выделил 4 ступениформирования навыка чтения: овладение звуко-буквенными обозначениями; послоговое чтение; становление синтетических приемов чтения; синтетическое чтение.
-
Условия успешного овладения навыком чтения:
сформированность устной речи (фонетико-фонематической стороны, лексико-грамматического анализа и синтеза); достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа, синтеза и мнезиса.
-
Распространенностьнарушенийчтения
в европейских странах - до 10% детей с дислексиями; по данным З. Матейчека – 2-4 %; по данным Б. Хальгрена – до 10% ; по данным Р. Беккер - нарушения чтения наблюдается у 3% детей начальных классов массовой школы; по данным А. Н. Корнева - 4,8%. У мальчиков встречается в 4,5 раза чаще, чем у девочек.
-
Видыошибок
побуквенное чтение искажение звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках, добавлениях, перестановках звуков и слогов нарушение понимания прочитанного аграмматизмы при чтении замены и смешения букв при чтении
-
-
Дислексия
частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера
-
Исследователи дислексии
Впервые на нарушения чтения как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А.Куссмаульв 1877 году. В конце XIX-начале XX веков появились работы таких ученых, как В.Морган, О.Беркан, Л.Гинельвунд, Ф.Варбург, П.Рашбург и др. Отечественные авторы, посвятившие свои работы вопросам изучения нарушения чтения у детей:Р.А.Ткачев, С.С.Мнухин, М.Е.Хватцев, Р.Е.Левина, А.Н.Корнев, Р.И.Лалаева и др. Корневым А.Н. в 1982 году была предложена методика раннего выявления предрасположенности к дислексии, позволяющая выявить задержку формирования функций, недоразвитие которых может способствовать появлению дислексии. Им были сформулированы основные задачи диагностики дислексии; адаптированаметодика обследования умственного развития, разработаны методики исследования устной речи и стандартизованная методика исследования навыка чтения. Корнев работает также над приемами коррекции дислексии Лалаевой Р.И. совместно с Венедиктовой Л.В. разработана методика дифференциальной диагностики расстройства чтения у младших школьников. Лалаева занимается созданием методик логопедической работы по коррекции дислексии. Т. Фотековой в соавторстве с Т. Ахутиной предложена методика нейропсихологической диагностики речевой патологии у детей. Кобзарева Л.Г, Кузьмина Т.И., Резунова М.П., Юшина Г.Н занимаются разработкой приемов коррекционной работы со школьниками с нарушениями чтения, обусловленными нерезко выраженным или общим недоразвитием речи.
-
Зарубежные исследователи (Лами, Локай, Суле) считают причиной дислексии наследственность (нарушение латерализации, задержка развития речи). Дети наследуют от родителей качественную незрелость головного мозга в его отдельных зонах. Эта незрелость проявляется в специфических задержках развития определенной функции. Отмечают наличие патологических факторов (социальных, биологических) в пренатальный, натальный, постнатальный период. Причины дислексии
-
-
-
Дислексии чаще встречаются в структуре сложных речевых и нервно-психических расстройств (при ММД, ЗПР, ТНР, ДЦП, УО, нарушениях слуха). Дислексия у детей с сохранным интеллектом представляет собой парциальную ЗПР и имеет особенности: сочетание с психическим инфантилизмом; неравномерность психического развития; нарушение кратковременной речеслуховой памяти и т.д. Ковшиков, Демьянов, Корнев отмечали, что у детей с ЗПР часто встречается дислексия. У данной категории детей присутствует комплекс речевых нарушений, в том числе трудности восприятия букв, воспроизведения букв, в формировании фонематического анализа, синтеза, соотношения звука с буквой.
-
Дислексия вызывается несформированностью психических функций, осуществляющих процесс чтения в норме: зрительного анализа и синтеза; пространственных представлений; фонематического восприятия; фонематического анализа и синтеза; недоразвитие лексико-грамматического строя речи.
-
Если ребенок к концу 1 класса бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот. Скорость чтения у отстающих, неуспевающих детей гораздо ниже нормы, а это вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, так как информация плохо усваивается, чтение становится механическим с множественными ошибками, без понимания материала. Закономерности
-
Нарушения речи Неуверенность в себе Агрессивность Тревожная мнительность Озлобленность Робость Негативизм
-
несформированность сенсомоторных операций (зрительно-пространственный анализ букв и их сочетаний в слове); несформированность языковых операций со звуками, слогами, словами, предложениями, в тексте на фонетическом, морфологическом, синтаксическом уровне; нарушение семантических операций (соотнесение со смыслом). Механизмы дислексии
-
Механизмы дислексии
-
В психологическом аспекте дислексия понимается как нарушение, вызванное несформированностью психических функций, осуществляющих процесс чтения в норме.
-
Впсихолингвистическом аспектедислексия рассматривается как нарушение различных операций процесса чтения.
-
Виды дислексии По степени проявления Беккер выделила 5 групп: врожденная словесная слепота; дислексия; брадилексия; легастения; врожденная слабость чтения.
-
Виды дислексии Токарева различила дислексии по первично нарушенному анализатору: акустическая – недифференцированность слухового восприятия, недостаточное развитие звукового анализа, с трудом сливают звуки в слоги, слова; смешивают звуки; оптическая – неустойчивость зрительного восприятия и представлений; моторная – затруднения в движении глаз при чтении (плохая взаимосвязь зрительного, слухового, двигательного анализаторов), следовательно, сужение зрительного поля, потери строки или слов, нарушение речедвигательного воспроизведения.
-
Виды дислексии Хватцев разделил дислексии по нарушенным механизмам: фонематическая - плохо развит фонематический слух, плохо различают сходные фонемы, буква для них не является графемой (обобщенным графическим знаком); оптическая - буквы не осознаются как обобщенные знаки определенных фонем, зрительное восприятие нарушено и вне речи; оптико-пространственная; семантическая; мнестическая. В классификации Хватцева не учитываются все операции процесса чтения. Его виды дислексии не охватывают все случаи нарушений чтения.
-
Виды дислексии(по Р.И.Лалаевой)
-
связана с недоразвитием функций фонематической системы, т.е. системы фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков. Фонематическая дислексия
-
-
проявляется в нарушении понимания читаемого при технически правильном чтении (послоговом, целыми словами) особенно, при чтении предложений и текста. Семантическая дислексия(механическое чтение)
-
Семантическая дислексия(механическое чтение)
-
обусловлена недоразвитием грамматического строя речи, несформированностью морфологических и систаксических обобщений. Проявляется: в аграмматизмах при чтении, преимущественно морфологических и морфосинтаксических, в нарушении согласования, управления. Аграмматическая дислексия чаще всего наблюдается у детей с системным недоразвитием речи разного патогенеза на аналитико-синтетическом и синтетическом этапе формирования навыка чтения. Аграмматическая дислексия
-
проявляется в нарушении усвоения букв, в трудностях установления ассоциаций между звуком и буквой. Ребенок не запоминает, какая буква соответствует тому или иному звуку. Нарушение ассоциации между зрительным образом буквы и слухо -произносительным образом звука проявляется на этапе овладения звуко - буквенными обозначениями. Мнестическая дислексия
-
проявляется в заменах и смешениях графически сходных букв при чтении. Смешиваются и взаимозаменяются буквы, как отличающиеся дополнительными элементами (Л-Д, З-В, Ь-Ъ), так и состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (Т-Г, Ь-Р, Х-К, П-И-Н и др.). Оптическая дислексия
-
связана с несформированностью зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Оптическая дислексия
-
-
у слепых детей – трудности дифференциации тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля. Нарушение определения схемы тела, временной и пространственной организации, доминантности, задержки в развитии речи. Этой категории детей свойственно не глобальное чтение, а аналогическое восприятие букв. Тактильная дислексия
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.