Содержание
-
ДИСЛЕКСИЯ – МУЛЬТИФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ Учитель – логопед Перекрестова Е.В.
-
СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ЧТЕНИЯ
Технический навык чтения, метод декодирования Модель как вид деятельности (А.Н.Леонтьев – читательская деятельность) в основе смысл прочитанного.
-
Виды текстов
-
Теория оперативных единиц чтения (А.Н.Корнев)
это максимальное количество знаков, которое одномоментно опознаётся при чтении, при смене оперативных единиц возникает оперативная память. Смена оперативных единиц чтения СГ-СГ, ГС-СГС- слово – ССГ, ГСС-слово-ССГС- СГСС-слово-слово- словосочетание.
-
Чтение как вид деятельности(Леоньев)
1. Мотив- цель 2. Ориентировочная фаза – (предварительная ориентировка в структуре и содержании текста) 3. Фаза программирования (образа текста) начинается с заголовка. 4. Фаза контроля (самоконтроль понимания текста)
-
Мотивация читательской деятельности
Внутренние Мотивированное чтение (выбор текста , автора) Внешние Задание учителя, поощрение, реклама (явная, скрытая)
-
Рабочая типология форм чтения как деятельность
Техническое чтение- «говорение по буквам» Дидактическое Сплошное пассивное чтение Сплошное активное (с выделением значимых блоков и их обдумыванием, внутренним комментированием) Выборочное чтение (поиск нужной информации, пропуск не нужной) Чтение – диалог(с воображаемым автором художественного произведения) Медленное чтение(намеренное замедленное чтение с глубоким эмоциональным резонансом)
-
Стратегия распознавания текстов
Тип 1 глобальный(глобальное узнавание слов) Тип 2 аналитический (соотнесение буквы – звука, переход графема – фонема) Тип 3 силлабический - распознавание графемы слова как целостной единицы - Переход графемы слога в фонетический слог Синтез фонетического слова из фонетических слогов Соотнесение фонетического слова с лексиконом.
-
Аспекты чтения
Когнитивный Снизу вверх (синтез из частей целого СГ-СГГС- СГС-ССГ-ГСС-СГСС, ГСС Сверху вниз блоками Языковой Снизу вверх реконструкция фонологической структуры с учетом лексического значения и контекста Сверху вниз гипотеза об основной теме текста Опора на ключевые слова и фразы Догадка на основе избыточного языка, вероятность прогнозирования
-
Психологические условия языковые и когнитивные
Когнитивные (уровень сформированности сукцессивных функций- способность воспроизводить все по порядку- месяцы) Языковые(фонематический слух, состояние контекстной речи, синтаксические способности, оперативная актуализация словаря,фонематический анализ) Метаязыковые (знания закономерностей грамматических согласований, логико – грамматических конструкций)
-
Коррекционная работа
Формирование предпосылок Собственно навык чтения
-
-
Виды нарушений
Первичное (специфическое) дислексия- состояние, основным проявлением, которого является стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения несмотря на достаточный для этого уровень интеллекта и речевого( языкового развития) ,отсутствием нарушений слуха, и зрения и оптимальные условия обучения(А.Н. Корнев) Вторичное (неспецифическое) -обусловленное ЗПР(смешанного генеза) -Обусловленное УО -обусловленное недоразвитием устной речи -обусловленное зрительными, сенсорными, психическими нарушениями и заболеваниями
-
Критерии диагностики дислексииВиды обучаемости
Общая Способность использовать новый опыт для формирования новых знаний, навыков и адаптаций к новым условиям, тесно связана с общим генеральным фактором интеллекта Частная способность усваивать определенные навыки или группу однотипных навыков, связана с определенными предпосылками интеллекта и природными частными задатками
-
Критерии специфического нарушения чтения
Низкий уровень общей обученности при вторичном, неспецифическом нарушении чтения Низкий уровень только частичной обученности при дислексии
-
Что такое дислексия?
Условно патологическое состояние, которое имеет биологическую основу благоприятные факторы могут ее смягчить(семья, педагогическая и коррекционная помощь) Признаки - Стойкость - Избирательность Механизм Генетические факторы Экзогенно – органические факторы
-
Дислексия –мультифакторная модель
Причиной является неполноценность нескольких качественно разных компонентов когнитивной функции базы чтения: Лексический дефицит Дефицит категоризации осознания Дефицит символизации, незрелый рисунок Неполноценность метаязыковых способностей Дефицит кратковременной и оперативной, слухоречевой памяти Неполноценность сукцессивных функций
-
Стандартная методика исследования навыка чтения (СМИЧ)
Цель: определение уровня сформированности навыка чтения. Структура : состоит из текстов различного уровня сложности. Параметры оценки: скорость чтения, способ чтения, понимание прочитанного. Диагностический материал – стандартные тексты:№1А «Как я ловил раков»(1 Б параллельный «Зайчик») №2А «Неблагодарная ель»(2Б «О кроте»)
-
Этапы диагностики
Определение числа прочитанных слов за 1 минуту. Число верно прочитанных слов за 1 минуту Число ошибочно прочитанных слов за 1 минуту. Оценка понимания текста по вопросам. Из верно прочитанных слов вычитаем ошибочные слова и по таблице определяем результат.
-
Тест оперативных единиц чтения
Цель: определение предельных оперативных единиц чтения, которые автоматизированы у ребенка. Структура: состоит из 6 списков (цифры, буквы, слоги СГ,ГС,СГС,ССГ, псевдослова, слова) Каждый список включает 100 единиц. Обследование ТОПЕЧ проводится только в случае недостаточности сформированности навыка чтения или нарушения чтения.
-
Коррекция основные компоненты:
Психологическая работа с семьей(формирование поддержки и адекватного отношения к ребенку) Консультация учителя Медикаментозная поддержка Формирование функциональной базы Формирование навыка чтения
-
Принципы организации коррекционной помощи
Адресность(конкретная проблема) Разделение трудностей (коррекция одной трудности) Опора на сохранное звено Контроль автоматизации Индивидуализация типа помощи
-
Формирование функциональной базы чтения
Устноязычные компоненты (фонология, лексика, грамматика, синтаксис, контекстная речь, понимание текстов на слух) Метаязыковые компоненты(осознание звуковой стороны речи, осознание единиц анализа слово,звук ) Когнитивные компоненты (формирование сукцессивных функций, расширение оперативной памяти, расширение поля зрения, построение умозаключений с опорой на текст)
-
Альтернативные способы формирования навыка чтения
Исключаем синтез слога из букв Осуществляем синтез на уровне слова Непроизвольное зрительное запоминание слогов глобально , Акцент на чтение «про себя» на узнавание, а не на воспроизведение
-
Основные направления формирования навыка чтения
Формирование и укрупнение ОПЕЧ Торможение аналитического чтения Расширение графического лексикона Формирование установки на осмысленное чтение Формирование навыка самоконтроля
-
Принцип формирования техники чтения полуглобальным способом
Уровневый подход в формировании ОПЕЧ(определение ОПЕЧ,формирование ОПЕЧ1 очереди, контроль автоматизации, формирование ОПЕЧ 2 очереди) Контроль автоматизации ОПЕЧ Переход на следующий уровень только после достижения автоматизации предыдущего
-
Достижение автоматизации промежуточного этапа Поэтапное расширение усвоенного набора слогов данного уровня (Л,В,К,М,Н,С,Т,Д) Тексты должны соответствовать слоговой сложности этапу формирования ОПЕЧ Обязательное включение родителей Чередование индивидуальных и групповых занятий
-
Таблица начального уровня
-
Таблица 2 уровня
-
Таблица 3 уровня
-
Расширение словаря графических слов
Чтение слов имеющих одно ударение Весы гуси Нора лоси Лиса ноги Кора Нога Зубы Далее слова посложнее
-
Чтение деформированных текстов
Формирование антиципаций при чтении с опорой на контекст: Деформированный текст без окончаний Чтение текста без пробела(отделение слов от «квазислов») Поисковое чтение – чтение с подготовленными заранее вопросами не после чтения, а до(можно показать и убрать, можно оставить) Построение умозаключений(ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ?)
-
Возможно ли это?(кот испугался мышонка и залез в свою норку) Выбери слово (кот Васька поймал :а)мышь б)щенка) Выбери подходящее предложение. На какой вопрос отвечает текст. Я живу в большом доме. а) В каком городе я живу? б)В каком доме я живу?
-
Упражнения для осмысления текста
Задание «Корректор» у ребенка только словосочетания, найти и зачеркнуть неправильные , проверяющий сверяет количество ошибок
-
Игры и упражнения направленные на развитие слогового синтеза.
Отхлопывание слогов, подбор картинок на заданный слог, Синтез с пустыми паузами(говорить слова с паузами), с зашумленными паузами(после слога за, затем слог со и тд.) Смотря в центр назвать все числа, добавить буквы, слоги Формирование временного ряда слогов, чисел, картинок Использование анограмм , удаление и добавление звуков в словах Из данных слогов составь слова.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.