Содержание
-
Эффективные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы
Из опыта работы учителя русского языка и литературы Кабычкиной И.Е. МБОУ Краснинская СШ
-
Практическая часть «Выразительно-изобразительные средства языка»
Отрывок из рассказа М. Горького «Красавица». «Очень красивая молодая женщина взошла на палубу парохода. Пассажиры всех классов замерли от восторга и восхищения, глядя на нее. Молодые мужчины ждали её улыбки и момента, когда она заговорит… И она, ……потерев спину о косяк двери, вытерев белоснежным платком прекрасное разгорячённое лицо, заговорила: - Уф, жаришша какая! Да ишо карасином ваняит… Люди, восхищённые и одухотворённые красотой женщины, вдруг поникли и, разочарованные, вернулись к своим делам».
-
Сформулируйте проблему: Проблема: Внешняя красота не всегда является отражением богатого духовного мира личности.
-
В дополнение этой мысли зачитывала слова известных людей:
«Неряшливость в одежде – неуважение к окружающим вас людям и к самому себе. Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его культуре, об отношении к окружающему миру и к самому себе …» Д. С. Лихачёв
-
«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. …звучание музыки,… громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия», – так отозвался о русском языке Константин Георгиевич Паустовский.
-
Сформулируем тему нашего урока: «Выразительно- изобразительные средства языка». И тогда цель нашего занятия? Цель:изучение выразительно - изобразительных средств языка, умение употреблять их в речи
-
Как вы думаете, почему этот вид работы включён в ОГЭ и ЕГЭ? Актуальность темы Очень важно уметь точно, образно, красиво и ярко выражать свои мысли.
-
Теоретическая часть.
Метафора – от греч. Metaphora – перенос; следовательно, это перенос значения, скрытое сравнение. Эпитет – от греч. Epitheon – приложение, однокоренное слова прилагательное, красочное прилагательное. Олицетворение – состоит из двух частей: лицо (живое)= творение (неживое), перенос признака или действия с живого предмета на неживой. Сравнение – сравнить, т.е. сопоставить два понятия. Фразеологизм – фраза = логос (слово) – устойчивое выражение, равное по значению слову. Антоним – анти – против, онима (имя) – противопоставление, контраст Синоним – synony – одинаковый, онима (имя) – слова с одинаковым значением.
-
Предлагаю вам стать «разведчиками» и попробовать расшифровать данные слова.
-
-
Роль средств выразительности. (Работа в парах). У вас на столах лежат таблицы, роли средств выразительности в них перепутаны. Восстановите их по ключевым словам.
-
-
Практическая работа.
Скажите, пожалуйста, где чаще всего мы встречаемся с изобразительно-выразительными средствами? (В произведениях художественной литературы) В данных стихотворениях попробуйте найти изобразительно-выразительные средства, которые мы изучали. ( Ребята работают с текстом, выполняют задания, готовят выразительное чтение)
-
Александр Шибаев В день солнечный июльский, Цветы, цветы вокруг Красив язык мой русский, Как этот летний луг. Иду тропинкой узкой- Деревья до небес! Могуч язык мой русский Как этот русский лес! И в радости и в грусти – Он всякий час со мной. Родной язык мой русский, Как Родина родной!
-
Нина Пикулева Язык наш прекрасный – Богатый и звучный, То мощный и страстный, То нежно-певучий. В нем есть и усмешка, И мягкость, и ласка. Написаны им И рассказы, и сказки. Страницы волшебных, Волнующих книг! Люби и храни Наш великий язык!
-
Вадим Шефнер Много слов на земле. Есть дневные слова — В них весеннего неба сквозит синева. Есть ночные слова, о которых мы днемВспоминаем с улыбкой и сладким стыдом. Есть слова — словно раны, слова — словно суд,-С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти,Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить,Слово можно в разящий свинец перелить. Но слова всем словам в языке нашем есть: Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь. Повторять их не смею на каждом шагу,-Как знамена в чехле, их в душе берегу. Кто их часто твердит — я не верю тому,Позабудет о них он в огне и дыму. Он не вспомнит о них на горящем мосту,Их забудет иной на высоком посту. Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,Оскорбляет героев бесчисленный прах, Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых,Не твердя этих слов, умирали за них. Пусть разменной монетой не служат они,-Золотым эталоном их в сердце храни! И не делай их слугами в мелком быту —Береги изначальную их чистоту. Когда радость — как буря, иль горе — как ночь,Только эти слова тебе могут помочь!
-
Рефлексия.
Подведем итоги, поиграем в игру: «Правильное - неправильное утверждение». Если утверждение правильное – хлопаем в ладоши, если неправильное – молчим.
-
Метафора – перенос значения по ассоциациям. Эпитет – устойчивое выражение слов. Фразеологизм – краткое и ёмкое выражение. Антоним – близкое по значению слово. Синоним – противоположное слово. Сравнение – сопоставление предметов. Олицетворение – красочное прилагательное.
-
Возвращаемся к нашей цели Цель: изучение изобразительно - выразительных средств языка, умение употреблять их в речи. - Скажите, коллеги, какие технологии были использованы на нашем занятии? Технология проблемно-диалогического обучения Технология критического мышления Игровая технология Технология работы с текстом
-
В настоящее время большое значение уделяется повышению качества образовательно-воспитательного процесса. Для достижения положительной динамики учитель, как правило, ставит цель: развитие познавательной активности учащихся. На своих уроках я применяю различные технологии, использую разные приёмы и методы. На мой взгляд, универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования, является системно - деятельностный подход:
-
каждый ребёнок выступает активным участником образовательного процесса; ученик, привыкший самостоятельно добывать знания по одному учебному предмету, так же будет действовать и на других занятиях, показывая сформированность поисковых навыков; использование этого метода даёт возможность развития творческих способностей ребёнка; главной целью школы является развитие личности ребёнка при приоритете сохранения его здоровья. Переутомление, перенапряжение снимается за счет переключения на разнообразные виды деятельности.
-
И хочу пожелать, чтобы в вашей жизни и работе всегда светило солнышко и радуга.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.