Содержание
-
Элементы анализа текста
Или как нам понять то , что прочитали ….. Автор : Литвин С.
-
Автор в художественном произведении
Автор выступает в 2 значениях: писатель, реальный человек, обладающий биографией; образ автора, авторская позиция. М.Цветаева: « Роману читателя с книгой предшествует роман писателя с книгой…Не читайте сразу: эта книга не писалась, а жилась и жилась два с половиной года. Прочесть ее в вечер то же самое что мне – прожить ее в вечер…» pptcloud.ru
-
Система опосредованных способов передачи авторской оценки:*Имя героя Описание облика и жилища Внимание к вещам , фактам Пейзажная зарисовка Заголовок Действующие лица Ремарки или лирические отступления Герои-резонеры «Говорящие» детали Введение рассказчика Образ повествователя от третьего лица…
-
Сюжет художественного произведения
Сюжет- порядок и способ сообщения событий автором Сюжет- важнейшее средство воплощения содержания. Задачи: Выявление характера героя; Скрепление изображенных событий; Удержание внимания читателя… Сюжеты складываются из действий: проявление эмоций, мыслей, намерений человека в поступках, движениях, словах. Мимике, жестах. 2 типа действия: внешнее (изменение судьбы героя, отношений между персонажами), внутреннее ( динамика жизни души).
-
Фабула - события в их хронологической последовательности.При анализе произведения нужно сравнивать сюжет и фабулу, чтобы понять замысел автора.
События сюжета проходят основные стадии действия: пролог предыстория экспозиция завязка кульминация развязка лирические отступления эпилог послесловие
-
Экспозиция: знакомит с фоном действия, с обстоятельствами героев до начала основных действий. По размеру невелика, но может занимать и значительную часть. Завязка:Событие, знаменующее начало развития действия, возникновение конфликта или его обострение. Обычно дается в начале произведения, но может быть и в другом месте . Кульминация: Момент наивысшего напряжения действия, после которого сюжет стремится к развязке. Кульминаций может быть несколько. Кульминацию не следует путать с перипетиями ( ( внезапными поворотами событий).
-
Композиция художественного произведения
Литература выделяет три уровня художественной формы: Речевой строй произведения (ритм, темп, особенности синтаксиса, средства выразительности); Предметная изобразительность (персонажи и события, портрет, пейзаж, интерьер); Композиция. При анализе композиции обращается внимание на: - стадии развития действия,- соотнесенность частей и глав,-взаимодействие сюжетных и внесюжетных эпизодов ( лирических отступлений, вставных рассказов, снов, песен, писем…),- систему персонажей (группировка, двойники, антагонисты…),- пейзажные и портретные зарисовки, интерьер…
-
Композиционные приемы: обрамление повествования, нарушение хронологии, умолчание, повторы, лейтмотивы, сопоставление и противопоставление, смена точек зрения на повествование…
-
Конфликт (столкновение, жизненные противоречия)
Сюжетообразующий Внесюжетный («Три смерти») Замкнутый («Бедная Лиза») Неразрешимый («Горе от ума») Внутренний («Евгений Онегин») Социальный («Отцы и дети») Нравственный («Преступление и наказание») Семейно-бытовой («Ревизор») Нравственно-психологический («Гроза») Философский («Герой нашего времени»)
-
Характер героя
О характере уместно говорить, если образ человека очерчен полно и индивидуально через портрет, поступки, мысли, речь, т.е. далеко не каждый персонаж обладает характером. Постижение характера предполагает анализ и интерпретацию образа. Через характер дается авторская оценка и нравственно-эстетическая Концепция человеческого существования. Типы характеров: одноплановые многоплановые цельные противоречивые устойчивые динамичные обратная динамика
-
Глубина постижения образа человека в произведении зависит от способности читателя увидеть героя в контексте разных проблем
В чем логика выбора имени героя? Как вводится герой в текст? Каково его место в системе персонажей? О чем говорит портрет и речевая характеристика? Что можно понять их описания интерьера, вещи героя? Какова предыстория? Что известно о воспитании, образовании, окружении? Какова оценка героя другими персонажами? Каково авторское отношение к герою? Какова самооценка героя? Каковы поступки героя и их мотивы? Как прогнозируется судьба героя за пределами финала?
-
План анализа образа человека в произведении:
Место героя в системе персонажей Способ введения в произведение Принадлежность к социальной группе, воспитание Имя, портрет, речь, интерьер, пейзаж Предыстория, герой за рамками произведения Ситуация, раскрывающая характер. Поступок и его мотивы Самооценка героя и ее динамика Описание впечатлений от окружающего мира Психологизм образа. Сны, видения героя Оценка героя другими персонажами Авторское отношение к герою, герой в контексте творчества Герой в читательской оценке. Споры вокруг образа.
-
Художественная деталь. Символ. Подробность текста.
Деталь – самая малая единица предметного мира произведения ( к ней не относятся стилистические фигуры, тропы, размер и ритм, особенности синтаксиса). Тяготеет к единичности, более весома с точки зрения смысла. Деталь вводится в текст не ради украшения, а для убедительности, выпуклости образа. Но это невозможно без особой работы читательского воображения. Подробности предстают во множестве, фиксируют реальность. Типы деталей: быта, интерьера пейзажные портретные психологические повторяющиеся и единичные динамические и статические сюжетные описательные
-
В символ деталь вырастает тогда, когда, сохраняя и прямое значение, она порождает ряд ассоциаций, т.е несет иносказательный смысл.
Художественный образ обобщает действительность, является способом ее оценки. Творя образ, художник воссоздает цвет и освещение, звуковой фон и зрительные впечатления, запахи и ощущения, воспроизводит образные ассоциации. Образ обретает жизнь только в сознании читателя, который достраивает его детали и подробности.
-
Стиль отражает эпоху, национальные традиции, литературные направления:
Писатели-классицисты - идеальные формы, соблюдение правил «трех единств» и т.д. Писатели-романтики – исключительный герой, человек мучительных страстей и решительных поступков, конфликт мечты и действительности, прием контраста Писатели-реалисты – жизненная правда, связность повествования, простота формы, отсутствие умолчаний, щепетильное отношение к читателю
-
Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы
Стилистические тропы: Сравнение - «Лес точно терем расписной…» Метафора (скрытое сравнение) – «Ель рукавом мне тропинку завесила..» Олицетворение – «золотые лица купальниц…» Эпитет – «дорога дальняя», « желтеющая нива», «мирный край» Ирония (насмешка) Метонимия (переименование) Перифраза (пересказ, замена слова описательным оборотом) Синекдоха (соотнесение целого через часть его)…
-
Стилистические фигуры
Параллелизм Антитеза (резкое противопоставление) Контраст ( скрытое противопоставление) Оксюморон ( сжатая парадоксальная антитеза) – «грешная молитва» Инверсия (перестановка) Бессоюзие Многосоюзие Повтор Анафора Эпифора Рефрен Обращения, восклицания, риторические вопросы Эллипсис (пропуск слова) Гипербола (преувеличение) Гротеск (причудливость) Литота (преуменьшение)…
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.