Презентация на тему "Роль изобразительно - выразительных средств в тексте"

Презентация: Роль изобразительно - выразительных средств в тексте
1 из 27
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.18 Мб). Тема: "Роль изобразительно - выразительных средств в тексте". Предмет: русский язык. 27 слайдов. Для учеников 4-7 класса. Добавлена в 2017 году. Средняя оценка: 5.0 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Роль изобразительно - выразительных средств в тексте
    Слайд 1

    РОЛЬизобразительно-выразительных средств языка в тексте

    В помощь ученику при анализе текста Автор работы Торяник Я.А учитель русского языка и литературы МОУ СОШ с. Адо-Тымово Сахалинской области

  • Слайд 2

    Для более полной, точной, яркой и образной передачи своих мыслей, чувств и оценок автор текста может использовать различные средства языковой выразительности.

  • Слайд 3

    Выразительные средства языка прослеживаются на всех уровнях:

    фонетика лексика фразеология морфология словообразование синтаксис

  • Слайд 4

    Выразительные средства фонетики

    ассонанс аллитерация Придают речи особую наглядность и изобразительность, способствуют более яркой и образной передаче чувств и настроений автора или лирического героя

  • Слайд 5

    ПРИМЕР ассонанса и аллитерации

    И веют древними поверьями Ее упругие шелка.(А.Блок) (Ассонанс основан на повторении ударного гласного звука /э/. Повторение этого звука усиливает таинственность и загадочность героини стихотворения.) Свищет ветер, серебряный ветер, В шелковом шелесте снежного шума. (С.Есенин) (В данном случае автор использует приемы звукоподражания и аллитерации. Аллитерация основана на скоплении шипящих /щ/, /ж/, /ш/, что помогает передать шум ветра, шелест сухого снега и создает звуковой образ вьюги, которая не пугает, а манит

  • Слайд 6

    Вывод:

    звуки И, Е, Ю – передают изображение нежности, ласки, плачевности, близости; А – изображение великолепия, пространства, глубины, вышины, даль, океан, ширь; Я – приятность, увеселение, нежность; О –звук восторга, огромного, темного, долгого У, Ы – страшные и сильные чувства: гнев, боль, зависть, печаль; Р – громкое, яркое, красное, горячее, быстрое; Л – бледное, голубое, холодное, плавное, легкое; Н – нежное, небо, ночь; Д, Т – душное, тяжкое, туман, тьма М – милое, мягкое, мать, море

  • Слайд 7

    Выразительные средства лексики и фразеологии

    синонимы антонимы омонимы фразеологизмы стилистически окрашенная лексика лексика ограниченного употребления

  • Слайд 8

    синонимы

    Позволяют уточнять мысль и передавать ее различные смысловые оттенки Более глубоко раскрывать тот или иной признак Его хорошо бритые щечки всегда горели румянцем смущения, стыдливости, застенчивости. (Ильф)

  • Слайд 9

    Антонимы

    Уточняют мысль, делают ее образнее и ярче. Богатство и бедность, старость и молодость, красота и безобразие – это и было то, о чем говорится в сказках

  • Слайд 10

    омонимы

    Используются для усиления выразительности и экспрессии речи; Для создания выразительности комического характера 1.Ты белых лебедей кормила, откинув тяжесть черных кос. (Брюсов) 2. «Прислушиваться к начальству? Нет уж, увольте…» И его уволили.

  • Слайд 11

    фразеологизмы

    Использование фразеологизмов позволяет усилить наглядность и образность текста; создать нужную стилистическую тональность; более ярко выразить отношение к сообщаемому, передать авторские чувства и оценки Я был везде: у черта на куличках. От Родины за тридевять земель. Как дамоклов меч висит над человечеством угроза уничтожения природных богатств.

  • Слайд 12

    Стилистически окрашенная лексика

    Придает тексту возвышенное или сниженное звучание; Служит средством речевых характеристик героев; Служит средством передачи авторских эмоций и оценок. И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли..» А. Пушкин Внучок мой ненаглядный, соколик, солнышко! Богиня красоты, любви и наслажденья! Тургенев

  • Слайд 13

    Лексика ограниченного употребления

    Для усиления образности текста и колорита эпохи, времени, местности; Для выражения авторских оценок, чувств; Для создания иронического эффекта «Лепота!»-молвил царь. «Удались, бабка! Сей момент удались отседова. Ты меня чудок жизни не лишила» Шолохов Он вытянул насколько возможно бороду и губы – ближе подступить мешало чрево. А.Толстой.

  • Слайд 14

    Выразительные средства морфологии и словообразования

    Формы глаголов настоящего времени Форма повелительного наклонения Формы множественного числа глаголов прошедшего времени вместо форм единственного числа при отсутствии подлежащего Глаголы повелительного наклонения Использование в тексте преимущественно слов какой-то части речи Использование суффиксов и приставок (уменьшительно-ласкательных, увеличительных, пренебрежительных, уничижительных) Использование окказионализмов

  • Слайд 15

    Формы глаголов настоящего времени

    Актуализируют прошедшие события и делают их более наглядными Только выхожу от мирового, глядь – лошадки мои смирнехонько стоят.

  • Слайд 16

    Форма повелительного наклонения

    Придают высказыванию оттенок разговорной непринужденности …И как судьба меня не хлопай, Я устремлен душою всей К тебе, о синий Енисей! (И.Северянин)

  • Слайд 17

    Формы множественного числа глаголов прошедшего времени вместо форм единственного числа при отсутствии подлежащего

    Актуализируют действие и придают особую значимость лицу, представленному как неопределенное. Меня выслушали внимательно, что-то пометили в журнале и не спросили.

  • Слайд 18

    Глаголы повелительного наклонения

    Усиливается эмоциональность и экспрессивность текста Молчи, скрывайся и таи И чувства, и мечты свои… Тютчев

  • Слайд 19

    Использование в тексте преимущественно слов какой-то части речи

    Передается напряженное состояние героя Шепот, робкое дыханье, Трели соловья… А. Фет

  • Слайд 20

    Использование суффиксов и приставок

    для усиления образности и изобразительности текста и актуализации каких-либо действий, событий в прошлом или настоящем, подчеркивания значимости действия или его субъекта - для выражения авторских оценок и чувств (положительных или отрицательных) Приезжаю лет семь назад в один городишко, были там делишки, а я кой с какими купчишками завязал было компаньишку. Ф.Достоевский

  • Слайд 21

    Использование окказионализмов

    - для создания речевых характеристик героя в той или иной стилистической тональности текста - для индивидуализации или, наоборот, обобщения, типизации сообщаемого Я думал – ты всесильный Божище, А ты недоучка, крохотный божик. В.Маяковский

  • Слайд 22

    Выразительные средства синтаксиса

    Вопросительные, побудительные и восклицательные предложения - Знаки препинания - Авторские знаки препинания

  • Слайд 23

    Вопросительные, побудительные и восклицательные предложения

    - Используются для усиления авторской мысли, выражения авторской позиции, создания образности -подчеркивают и усиливают авторские мысли, оценки и эмоции Зачем притворяешься ты То ветром, то камнем, то птицей? А.Ахматова

  • Слайд 24

    знаки препинания

    - способны передавать самые разные оттенки мыслей и чувств автора: удивление (знак вопроса), сомнение или особую напряженность (многоточие), радость, гнев, восхищение (восклицательный знак). Точка может подчеркивать нейтральность позиции автора; тире придавать фразе динамизм или, наоборот, приостанавливать повествование. По холмам – круглым и смуглым, Под лучом – сильным и пыльным, Сапожком – робким и кротким – За плащом – рдяным и рваным. М. Цветаева

  • Слайд 25

    ВЫВОД:

    арсенал изобразительно-выразительных средств языка исключительно богат и разнообразен. Здесь и тропы, и стилистические фигуры, призванные украшать речь, делать ее точной, ясной, выразительной. Здесь и весь русский лексикон, заключающий, таящий в себе несметные сокровища, ценности. Но он раскрывает свои богатства лишь перед теми, кто питает истинную любовь к языку, к слову.

  • Слайд 26

    Рефлексия

    Я вспомнил, что… Я понял… Было интересно… Особенно понравилось… Вызвало затруднение… Было сложно… Нужно выучить…

  • Слайд 27

    Спасибо за внимание

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке