Содержание
-
Фонетическая и сопряжённо-контактная ритмика в работе логопеда
МКДОУ № «Незабудка» Учитель-логопед И.Б.Мусова
-
Из истории создания
Фонетическая ритмика является частью верботонального метода реабилитации лиц с серьёзными проблемами в коммуникации. Этот метод в 1950 году разработал лингвист Петер Губерина в Загребе. По верботональному методу в настоящее время работают более 600 центров в 70-ти странах мира.
-
Фонетическая ритмика в СССР
Как метод работы над произношением слабослышащих детей фонетическая ритмика была заимствована группой советских педагогов под руководством Э.И.Леонгард в Реабилитационном центре «Суваг» в Загребе. Антонина Николаевна Пфафенродт и Татьяна Михайловна Власова в 1983 году впервые представили фонетическую ритмику в СССР. В 1989 году было издано пособие «Фонетическая ритмика».
-
Определение фонетической ритмики
Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз). Этот метод способствует установлению связи между работой кистей рук, артикуляционного аппарата. При выполнении движений у детей появляется непринуждённость и благоприятный эмоциональный фон, что положительно сказывается на речевой моторике.
-
Направления фонетической ритмики
- нормализация речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи; - формирование умений изменять силу и высоту голоса; - правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах; - правильное воспроизведение речевого материала в заданном темпе; - восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов; - умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.
-
Сопряжённо-контактная фонетическая ритмика
Не все дети могут после показа педагога правильно воспроизвести движения фонетической ритмики. Чтобы дать возможность почувствовать направление и «характер» движений логопед использует сопряжённо-контактную ритмику, в ходе которой педагог «водит» руками детей, держа за запястья. Другой вариант. Логопед и ребёнок как бы «склеивают» руки, плотно приложив их ладонями, а чтобы ребёнок не убирал руки, на кисти рук педагога и ребёнка надевается круглая эластичная повязка или тонкий носок.
-
Практическое применение Работа над произношением
Фонетическая и сопряженно-контактная ритмика могут быть наиболее полезными и эффективными именно в работе над произношением, так как помогают «характер» звуков, их последовательность Также использование фонетической и сопряженно-контактной ритмики способствуют лучшей отработке стечений согласных. Применение этих видов ритмики дает положительный эффект в работе с заикающимися детьми. Упражнения с сопровождением фонетической и сопряженно-контактной ритмики можно использовать и в качестве организационного момента и физминутки.
-
Работа со школьниками
В ходе коррекционной работы с обучающимися, у которых выявлено нарушение языкового анализа и синтеза фонетическая и сопряженно-контактная ритмика может быть использована как прием, помогающий сформировать умение определять особенности и последовательность звуков, так как одно движение соответствует одному звуку.
-
Сопутствующий эффект
При проговаривании речевого материала с сопровождением фонетической и сопряженно-контактной ритмики у детей появляется непринужденность и благоприятный эмоциональный фон.
-
Тренинг по фонетической ритмике.
Фонетическая ритмика выполняется стоя. При использовании сопряженно-контактной ритмики с дошкольниками педагог обычно сидя управляет руками детей. Движения характеризуются тремя основными элементами: - напряжённостью; - интенсивностью; - временем.
-
Гласные А, О, У.
А – развести руки вверх в стороны при одновременном длительном произнесении А_____. Движение ненапряжённое, слабое, длительное. О – описываем руками круг в воздухе и соединяем руки ладонями вниз над головой. Движение слегка напряжённое, слабое, длительное. У – давящим движением вытянуть руки вперёд при одновременном произнесении У_____. Движение напряжённое, слабое, длительное.
-
Смычные звонкие звуки Б, Д, Г.
1 вариант Б - Как будто стряхиваем воду с правой, левой или с обеих рук одновременно. Движение ненапряжённое, слабое, краткое. Д – Руки согнуты в локтях, ладони направлены к груди. Резкие движения то правой, то левой рукой, то двумя руками одновременно. Движение ненапряженное, слабое, краткое. Г – запрокинув голову назад с одновременным произнесением слога ГА. Движение слегка напряжённое, слабое, краткое.
-
Сонорные звуки Л, Р.
Л – вращать руками перед грудью с одновременным проговариванием слогов ла, ла, ла… Движение слегка напряжённое, слабое, краткое. Р- мелкими, краткими, быстрыми движениями рук и ног имитировать вибрацию при одновременном воспроизведении Р_____. Движение напряжённое, сильное, длительное.
-
Угадайте слово
Первый звук и движение – руки согнуты в локтях, ладони направлены к груди. Резкое движение вперёд и обратно двумя руками одновременно.
-
Второй звук и движение – описываем руками круг в воздухе и соединяем руки ладонями вниз над головой.
-
Третий звук и движение – как будто стряхиваем воду с рук.
-
Четвертый звук и движение – мелкими, быстрыми, краткими движениями рук имитировать дрожание.
-
Пятый звук и движение – описываем руками круг в воздухе и соединяем руки ладонями вниз над головой.
-
Мы произнесли слово «ДОБРО». Желаю Вам добра и успехов во всех начинаниях!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.