Презентация на тему "Формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей у детей с ОНР старшего дошкольного возраста"

Презентация: Формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей у детей с ОНР старшего дошкольного возраста
Включить эффекты
1 из 13
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей у детей с ОНР старшего дошкольного возраста" по русскому языку, включающую в себя 13 слайдов. Скачать файл презентации 1.48 Мб. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по русскому языку

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    13
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей у детей с ОНР старшего дошкольного возраста
    Слайд 1

    ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИКО- ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Составитель: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 36» Походенько Лариса Борисовна

  • Слайд 2

    Фонетика - (от греческого слова «звук») — это раздел науки о языке, изучающий его звуковой строй. Фонетика изучает звуки, фонемы, слоги, ударение и интонацию.  Фоне́ма -  минимальная единица звукового строя языка. Фонематическое восприятие – это различение на слух звуков речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Фонематический слух- это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию , и элементарный звуковой анализ.

  • Слайд 3

    Речь в жизни человека играет исключительно важную роль – она служит основным средством общения людей. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выражать свои мысли и желания. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми людьми и даже накладывает отпечаток на характер человека в целом. Поэтому, очень важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, выразительно. Но очень часто у детей дошкольного возраста выявляются нарушения фонетико-фонематической стороны речи, что приводит к трудностям в овладении навыками чтения и письма. Своевременное преодоление нарушений поможет предотвратить проблемы, которые могут возникнуть при обучении в школе.

  • Слайд 4

    При несформированности фонематического слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то что ему сказали, а то что он услышал (иногда точно, а порой очень приблизительно).  Ребенок может допускать следующие ошибки: 1.Замены звонких согласных парными  глухими и наоборот(«том» вместо «дом», «удюг» вместо «утюг») 2. Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот («ден» вместо «день», «клюмба» вместо «клумба»). 3.Замены свистящих звуков (С,З, Ц шипящими Ш,Ж,Щ,Ч и наоборот) («сапка» вместо «шапка», «сапля» вместо «цапля» и т.д.) 4. Разнообразные буквенные замены в группе  сонорных гласных ( Р, РЬ, Л,ЛЬ, и Й) («глачи» вместо «грачи», «гойка» вместо «горка» и т.д.)

  • Слайд 5

    Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владение артикуляционным аппаратом, правильно строить предложение - одна из основных задач при подготовке ребенка к школе.   Детям с неразвитым фонематическим слухом ставят диагноз АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ. Какие ошибки допускаются такими детьми при письме:  — замены и пропуски букв («шабака», «скаф», «возращался») ;  — слитное написание предлогов («втрех шагах… », «понебу… ») ;  — написание лишних слогов или их пропуски («слеледы», «потенце») ;  — не дописываются окончания слов;   Правильное восприятие звуков возникает не сразу. Это результат постепенного развития. Итак, развитый фонематический слух позволяет: Правильно произносить звуки; Четко произносить слова; Владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно) ; Овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка; Успешно освоить письмо и чтение. СКАФ

  • Слайд 6

    Как правильно развивать фонематический слух?  1. Первый этап развития фонематического слуха – развитие восприятия неречевых звуков (звуки природы, голоса животных, бытовых предметов и т. д.)  При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма.   Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным, и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки.   Кроме того, полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать шумы только на слух, без опоры на зрение. Обычно работу следует начинать с наиболее элементарных видов различения: «тихо-громко», «быстро-медленно», выбирая контрастные по ритмической структуре музыкальные фрагменты. ИГРА « УГАДАЙ, ЧТО ЗВУЧАЛО?»

  • Слайд 7

    ИГРА « ШУМЯЩИЕ КОРОБОЧКИ» ИГРА «ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА» Взяв карандаш или любую палочку, постучать ею по разным предметам в доме (ваза, стол, тарелка, стена, дверь и т.п.) Можно усложнить задание, завязать ребёнку глаза и попросить угадать, какой предмет звучит.

  • Слайд 8

    ИГРА «ПУТАНИЦА» Ребёнок внимательно слушает рифмовки и заменяет перепутанные слова. От конфет остались…..БАНТИКИ. Завяжу на платье….ФАНТИКИ Съел я овощной …ХАЛАТ А потом надел….. САЛАТ Вслед за взрослым ребенок произносит по 3—4 похожих по звучанию слова. Значение незнакомых слов уточняется до их воспроизведения. Кот-дом-том пакет-макет-букет буква-клюква-тыква «СКАЗОЧНЫЕ ГОЛОСА»  Придумайте или вспомните вместе с ребенком каких–нибудь сказочных персонажей. (н-р, герои сказки «Три медведя») Договоритесь, кто из них как говорит (высоким, умеренным или низким голосом), а потом разыграйте небольшие диалоги. Поменяйтесь ролями и устройте еще одно представление. Такая игра поможет ребенку развить память на звуки.

  • Слайд 9

    ИГРА «ГРОМЧЕ-ТИШЕ» Ребёнку предлагается в соответствии с карточками пропеть любой гласный звук, протопать, прохлопать в соответствии с ритмическим рисунком. «Медвежата топают».

  • Слайд 10

    2 этап – развитие речевых звуков. Здесь предлагается множество интересных и увлекательных игр и упражнений. ИГРА "ПРАВИЛЬНО-НЕПРАВИЛЬНО". Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши. Н-р: Пагон, багон, Вагон, дагон, магон, вагон,лагон, сагон и т.п. ПАГОН ИГРА «ПОЙМАЙ ЗВУК В начале игры ведущий называет звук, который ребенок должен поймать, если услышит в слове. Далее ведущий называет слова, делая акцент на заданном звуке. Ребенок услышав нужный звук должен хлопнуть в ладоши или выполнить другое, заранее условленное действие. Н-р, звук К. (свёкла, кубик, стол, табуретка, машина…..)

  • Слайд 11

    ИГРА «КУБИК» Бросается кубик с точками – сколько точек выпало, из стольких звуков ребёнок  придумывает слово или находит картинку.       ИГРА «ПОПУГАЙЧИКИ» Оборудование. Игрушка (картинка) Попугай Создается игровая ситуация, в соответствии с которой необходимо научить попугая без ошибок повторять слоговой ряд. Роль попугая берет на себя ребенок. Взрослый произносит ряд слогов, ребенок повторяет. Н-р, Па-ба, па-па-ба, та-да, та-та-да, да-да-та, ка-га, ка-ка-га, га-га-ка и т.п. ИГРА «ЦЕПОЧКА СЛОВ»   Взрослый называет слово (например, лес). Ребенок  называет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука.  Например:  лес— сок—кот—тапки ...

  • Слайд 12

    ИГРА «СКОЛЬКО ЗВУКОВ» Оборудование. Пуговицы или пробки Взрослый называет слово, ребенок считает количество звуков и выкладывает на столе соответствующее количество пуговиц или пробочек от бутылок.   ИГРА «ПАУЧОК» На невидимой тропинке  «Ой, смотрите, паутинки.»Это хитрый паучок  свой развесил гамачок.И позвал наш паучок  всех друзей на гамачокПриходили к паучку  мотыльки, кузнечики,Пчёлки и шмели, бабочки-красавицы, мухи и жуки.Наигрались, насмеялись, а потом все разбежались.  1, 2, 3, 4, 5 – приглашаю всех опять. Проверьте, как ребенок может делить слова на слоги. Мотылёк, сколько слогов, какой первый, какой последний?.. Жук, сколько слогов (один), какой слог первый, какой последний? Какой одинаковый слог в словах пчёлки и жуки (КИ)? Назови насекомых, в названии которых 1, 2, 3 слога.

  • Слайд 13

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке