Презентация на тему "Говорим правильно"

Презентация: Говорим правильно
Включить эффекты
1 из 14
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.5
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (2.05 Мб). Тема: "Говорим правильно". Предмет: педагогика. 14 слайдов. Для студентов. Добавлена в 2017 году. Средняя оценка: 3.5 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Говорим правильно
    Слайд 1

    Тема презентации:«Развитие фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» Автор: учитель-логопед Гракович Анжелика Сергеевна 

  • Слайд 2

    Содержание презентации1.Характеристика фонетико-фонематического недоразвития речи.2.Этапы работы по формированию фонематического восприятия.3.Обзор игр, способствующих развитию фонематического восприятия у детей с ФФНР.4.Список литературы.

  • Слайд 3

    Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

    Характер нарушенного звукопроизношения у детей данной группы с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Они испытывают трудности, когда им предлагают, внимательно слушая, поднимать руку в момент произнесения того или иного звука или слога. Такие же трудности возникают при повторении за логопедом слогов с парными звуками, при самостоятельном подборе слов, начинающихся на определённый звук, при выделении начального звука в слове. Наблюдаются трудности в анализе нарушенных в произношении звуков - при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;- невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции изолированно ребёнок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда ребёнок одно и тоже слово в разном контексте или при повторении произносит различно. Бывает, что у ребёнка звуки одной фонетической группы заменяются, звуки другой - искажаются.Такие нарушения называются фонетико-фонематическими. Искажённое произноше- ние одного или нескольких звуков. Ребёнок может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из разных групп. Относи- тельное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов.Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблю- даются: общая смазанность речи, нечеткая дикция, некотораязадержка в формировании словаря и грамма- тического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, употребление предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными). Проявления речевого недоразвития у данной группы детей выражены в большинстве случаев не резко. И только при специальном обследовании речи выявляются разнообразные ошибки.

  • Слайд 4

    Этапы работы по формированию фонематического восприятия

    В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы: I этап - узнавание неречевых звуков; На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность  узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно эти же занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей  дифференцировать фонемы). II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз; На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. III этап - различение слов, близких по своему звуковому составу; На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу. IV этап - дифференциация слогов; На данном этапе детей учат различать слоги. V этап - дифференциация фонем; На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа. Задачей последнего этапа является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.

  • Слайд 5

    Обзор игр, способствующих развитию фонематического восприятия у детей с ФФНР.

    1 этап работы На самых первых занятиях можно предложить детям послушать звуки за окном: что шумит? (деревья), что гудит? (машина), кто кричит? (мальчик), кто разговаривает? (люди). Затем предлагается внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы и т.д. На данном этапе можно использовать следующие игры: 1.Игра «Что ты слышишь?» Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздаются в комнате: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их. 2.Игра«Угадай по звуку» - определение предмета по характеру звука. На столе предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы. Детям демонстрируют для каждого предмета звучания, шумы: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т.п., затем, то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой или называя его. 3.Игра:«Угадай что звучит» Наглядный материал: барабан, бубен, колокольчик, гитара, ширма. Ход игры: взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, бубен, гитару, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, гитаре, звенит колокольчиком, стучит в бубен; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» - спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит в бубен. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название

  • Слайд 6
  • Слайд 7

    2 этап работыНа протяжении 2 этапа нужно учить детей различению одинаковых слов, звукокомплексов и звуков, ориентируясь на различную высоту, силу и тембр голоса. 1. Игра « Узнай по голосу»Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок , к которому прикоснётся водящий должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим.2. Игра «Три медведя» Ход игры: взрослый выставляет перед детьми картинки трех медведей – большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях, произносит соответствующие реплики и звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.

  • Слайд 8

    3. Игра «Животные и их детёныши» Ход игры: Детям раздаются картинки домашних животных и их детенышей – коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка. Взрослый произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.

  • Слайд 9

    3 этап работыНа занятиях третьего этапа дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.1. Игра «Хорошо послушай» Взрослый дает ребенку два круга – красный и зеленый – и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное – красный (баман, паман, банан, банам, баван …).Усложнение подобных игр – упражнений состоит в следующем: сначала подбираются слова, легкие по звуковому составу, затем – более сложные. 2.Игра « Добавим и запомним» Ребёнку предлагают повторить четыре слова со сходным звучанием: Даша, ваша, каша, Паша. Затем первое отбрасывается, но добавляется новое: ваша, каша, Паша, наша / каша, Паша, наша, Гаша / Маша, Таша, чаша, Саша. 3.Игра «Найди пару»Ход игры: взрослый выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, ветка, каток. Каждому выходящему к наборному полотну ребенку предлагается по одной картинке, которую он должен поставить под той картинкой, название которой наиболее близко по звучанию.

  • Слайд 10

    4 этап работыНа 4 этапе дети оказываются подготовленными к тому, чтобы учиться различать слоги. 1.Игра «Цепочка» Слоги произносятся по очереди ПА-ТА-МА-ПА-ТА-МА……..,ТО-ПУ-АХ…..2.Игра «Запомни и повтори» Дети запоминают три-четыре слога с оппозиционными звуками, каждый новый слоговой ряд начинается со слога, в котором есть другие согласный и гласный звуки: СА-ЗА-ЗА-СА, ЗО-ЗО-СО-ЗО, СУ-ЗУ-СУ-СУ.3.«Живые слоги» Троедетей запоминают по одному слогу и уходят за ширму, а выходя оттуда, произносят их; остальные ребята определяют, какой слог был первым, вторым и третьим. Позднее в игры вводятся слоги, составляющие слово, например МА-ШИ-НА, после называния слогового ряда дети отвечают, что получилось, или находят такую картинку среди других.

  • Слайд 11

    5 этап работыНа пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Причем начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков. 1.Игра «Покажи картинку»Ход игры: взрослый раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит: у – у – у», «Девочка плачет: а – а – а » и т.д. Затем воспитатель попеременно произносит эти звуки сначала удлиненно: а – а – а – а, или у – у – у – у или и-и-и. Реагируя на названный звук, дети поднимают соответствующие картинки.

    Затем эта игра должна усложняться следующим образом: 1) Взрослый произносит эти звуки кратко: а, и, у. 2) Детям раздаются вместо картинок кружки трех цветов. Воспитатель объясняет детям, что красный, например, соответствует звуку [а], желтый – звуку [и], зеленый – звуку [у]. 2. Игра « Найди одинаковый звук» Произносится ряд слов, дети определяют повторяющийся звук: сова, косы, нос - С 3. Игра « Выбери правильно» Среди пяти-шести картинок ребёнок находит те, в названии которых есть заданный звук.

  • Слайд 12

    6 этап работыЗадачей последнего шестого этапа занятий является развитие у детей навыков элементарного звукового анализа.Начинается эта работа с обучения детей определять количество слогов в слове, уметь изобразить хлопками двух- и трехсложные слова. Далее дети учатся анализировать гласные звуки, выполняя упражнения.1.Игра «Спой начало» Узнавание и выделение гласного в начале слова: ууулица – У.2.Игра « Назови конец» Выделение согласного звука в конце слова: кот – Т3.Игра « Назови по порядку» Полный звукослоговой анализ слова: РАК – Р, А, К.4. Игра « Синий - красный» Обучающий называет звук, а ребёнок в ответ показывает фишку: Б – синюю, И – красную и др.5.Игра « Найди синий домик» Дети закрывают синими фишками все согласные звуки: дом – Д, М; только заданный согласный, например М в словах : ум, мы, дом, мох.6.Игра « Слово рассыпалось» Произносятся три звука, например К, С, О. Так как к этому времени дети уже обычно знают буквы, они быстро составляют слово – СОК.7.Игра «Составь словоХод игры: 1 вариант: Ребенок называет первый звук каждого слова и рисует под картинкой значок, обозначающий гласный или согласный ( мягкий или твердый ) звук. 2 вариант: Ребенок называет первый звук каждого слова и пишет под картинкой букву, обозначающую данный звук.

  • Слайд 13
  • Слайд 14

    Список литературы

    1.Баренцева Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 1997.  2. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985. 3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление нарушения речи у дошкольников. - М., 1990. 4. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1985. 5. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. - М., 1978. 6. Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН). - М., 1998. 7. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М., 1991. 8. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М., 1994. 9. Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Учись говорить правильно. - М., 1993.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке