Содержание
-
Формирование универсальных учебных действий на основе фонематического развития.
Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, основой легкости овладения грамматическим строем, освоения письма и чтения Учитель-логопед Юнькова Е.С. 2017 г.
-
Из ФГОС дошкольного образования Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
-
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО):
речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (ФГОС, с.5)
-
Речевая готовность предполагает
сформированностьфонематической, лексической, грамматической, синтаксической, семантической сторон речи; развитие номинативной, обобщающей, планирующей и регулирующей функций речи, диалогической и начальных форм контекстной речи, формирование особой теоретической позиции ребёнка в отношении речевой действительности и выделение слова как её единицы.
-
Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих.
Ребёнок, имеющий отклонения в речевом развитии, чтобы научиться понимать и говорить на родном языке, должен постепенно усваивать артикулярные движения, способы сочетаемости звуков, ритмико-интонационное оформление слов, фраз; различать реально произносимые в данном языке звуки от всех прочих и научиться определять признаки звуков, существенные для понимания слов, для общения. В этом и заключается усвоение системы фонем данного языка. В процессе овладения системой фонем родного языка, важное значение имеют речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Таким образом, в процессе формирования звукопроизношения очень важное значение имеют: слух и фонематическое восприятие.
-
Фонематические процессы
Фонематический слух - это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Фонема (греч. “звук”) - минимальная единица звукового строя языка; фонемы служат для построения и различения значимых единиц языка: морфем, слов, предложений. Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?»
-
Фонематический слух включает следующие операции
1. Способность слышать данный звук в слове 2. Способность различать слова, в которые входят одни и теже фонемы, расположенные в разной последовательности. 3. Способность различать близко звучащие, но разные по звучанию слова.
-
При формировании фонематического восприятия у детей можно выделить 5 ступеней (на начальном этапе):
1.узнавание неречевых звуков; 2. различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру; 3. различение слов близких по звуковому составу; 4. дифференциация слогов; 5. дифференциация фонем. И более высокая ступень - развитие фонематического анализа и синтеза; она включает в себя: 6. определение наличия заданного звука в слове; 7. выделение первого и последнего звука в слове; 8. нахождение места заданного звука; 9. определение последовательности и количества звуков в слове.
-
1.Узнавание неречевых звуков.
Различие на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха. -Например, игра «Угадай, что звучало» Вам поможет. Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон колокольчика (ложек), скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите закрыть глаза и отгадать, что это звучало. -Отстукивание ладонями по столу. -Отхлопывание в ладоши. Отрабатываем ритмические структуры. Вы задаете ритм, отстукивая его рукой, например такой – 2 удара-пауза-3 удара. Ребенок его повторяет. Сначала ребенок видит Ваши руки, потом выполняет это упражнение с закрытыми глазами. Варианты игры: - ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно, поочередно (хлопки или удары по столу); - ребенок воспроизводит тот же ритмический рисунок ногами; - ребенок придумывает свои ритмические рисунки и контролирует их выполнение. Возможные пути усложнения задачи: удлинение и усложнение ритма, воспроизведение звуков разной громкости внутри ритмического рисунка. Ритмические структуры можно записывать: слабый удар – короткая вертикальная черта, сильный – длинная вертикальная черта.
-
2.Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру;
Игра «Громко- тихо». Договариваетесь с ребенком, что он будет выполнять определенные действия, когда Вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры «Далеко - близко».
-
3.Различение слов близких по звуковому составу
Игра «Светофор»
-
4. Называем парные картинки
-
4.Различение слогов.
Игра «Похлопаем». Вы объясняете ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносить слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове. Игра «Что лишнее». Вы произносите ряды слогов «па-па-ба-па», «фа- фа-ва-фа». Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
-
Игра «ГУСЕНИЦА»
Ребенок выкладывает из деталей гусеницу. Количество деталей берет столько, сколько звуков в заданном слове. Затем он вытаскивает из двух карточек (на одной изображена голова гусеницы, на другой хвост) одну и называет первый звук в слове или последний в зависимости от картинки. Сосчитать сколько слогов произнес логопед. Пример: ма-ка-то (Выложить столько кружков, сколько услышал звуков)
-
«Домик»
«Слово шпион»
-
5. Фифференциация фонем(различение звуков)
Звукоподражание. Комар звенит: « З-З-З» Жук жужжит: « Ж-Ж-Ж» Игра « Поймай звук» Попросите ребенка, чтобы он хлопнул в ладоши, если услышит звук «…»: -Звуковой ряд; -Слоги -Слова
-
6. Определение наличия заданного звука в слове.
Определение наличия заданного звука в слове. «Мамина сумка» - мама пошла в магазин, купит только те продукты, в названии которых есть данный звук. «Крестики - нолики» - если услышишь звук [с] в слове - рисуй крестик, если нет звука -нолик. «Пирамидка» - перед тобой разобранная пирамидка. Собирая ее, произнеси слова, в которых есть звук [р]; одно кольцо - одно слово. «Пуговицы» Украшаем рубашку. (разноцветные пуговички) (Придумай слова, которые начинаются на звук" [а]. На каждое слово клади пуговицу на рубашку.
-
7.Выделение первого и последнего звука в слове
Игра «Выбирай и называй». Подобрать название цветов, животных птиц, посуды, которые начинаются с заданного звука. Игра «Найди звук» Выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются на звук «…» Игра "Заблудился звук" Ребенок должен выбрать из списка слово, неподходящее по смыслу, подобрав вместо него нужное: Мама с бочками (дочками) пошла По дороге вдоль села. Мишка плачет и ревет: Просит пчел, чтоб дали лед (мед).
-
8. Нахождение места заданного звука;
Игра: Магазин. Аквариум(по такому же принципу) Открывается новый магазин. Разложи товар по полкам: верхняя полка- нужный нам звук в начале слова; средняя полка - в середине слова, нижняя - в конце слова. Игра: «Посади бабочку на цветок» - на полоске 3 цветка - 1й цветок - звук вначале слова, 2-й цветок - в середине слова, последний – в конце.
-
Игра «Аквариум» Цель: закреплять умение определять место звука в слове. Материал: три аквариума, 10-12 рыбок, вырезанных из цветного картона. Ход игры (на примере звука Ш) -Я произнесу 10 слов. Если звук Ш в начале слова, пускаете рыбку в первый аквариум, в конце – в последний… -Так вы узнаете, в каком аквариуме плавает больше рыбок. Слова: шест, сушка, солнышко, камыш, шахматист, душ, шелест, спешить, стишок, малыш.
-
«Цветные диванчики»
Цель: автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки, закреплять элементарные навыки звукового и слогового анализа, упражнять в употреблении предлогов. Игра «Посади на диван» Посади на диван такую игрушку, в названии которой есть звук (Р, Л, К или другой). Игра «Где звук?» Ребенок кладет предмет на один из трех диванов, в зависимости от того, где находится звук в слове (в начале, середине или конце).
-
Определение последовательности и количества звуков в слове.
1. «Что это?» Посмотри на игрушки. Я загадала название одной игрушки. Повторяй за мной эти звуки: [м], [ы], [ш]. Кто это? Повторяя за мной звук откладывай жетон. Жетонов должно быть столько, сколько звуков в слове. 2. «Переставь» Детям предлагаются слова - анаграммы, т.е. такие, из которых путем перестановки звуков (или букв) можно получить новое слово (кот - ток, шпала - лапша) Предлагается картинка, на которой нарисован мак, под ней - схема, состоящая из трех клеточек, по количеству звуков. Логопед задает следующие вопросы: "Какой первый звук в слове мак?" (звук м.) Закрывается первая клеточка. "Какой последний звук в слове мак"? (звук к.) Фишкой закрывается последняя клеточка. Логопед обращает внимание детей на то, что определены только первый и последний звук в слове и остается не названным еще один звук. "После какого звука в слове слышится не выделенный еще звук?" С помощью схемы и повторного произнесения слова определяется, что этот звук произносится после звука м. Формирование функции фонематического анализа проводится по следующим этапам: Первый этап - формирование фонематического анализа и синтеза с опорой на вспомогательные средства и действия.
-
Второй этап - формирование действия звукового анализа в речевом плане.
Здесь опора на материализацию действия исключается, и формирование функции фонематического анализа переводится в речевой план, сначала с использованием картинки, затем без предъявления ее. Слово называется, определяется первый, второй, третий звук, уточняется количество звуков.
-
Третий этап - формирование действия фонематического анализа в умственном плане.
На этом этапе ученики определяют количество и последовательность звуков, не называя слова и непосредственно не воспринимая их. Даются следующие упражнения: 1. Придумать слова с 3 - 5 звуками. 2. Отобрать картинки, в названии которых четыре или пять звуков. 3. Поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки (картинка не называется). 4. Разложить картинки в два ряда: в один - картинки, в названии которых четыре звука, в другой - картинки, в названии которых пять звуков.
-
Книги
Алтухова Н.Г. «Научитесь слушать звуки». Ткаченко Т.А. «Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа» Наталия Нищева: Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. ФГОС Колесникова Е.В. «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.