Содержание
-
Формирование и построение речевой грамотности детей Учитель-логопед ГБУ ВО ЦППМС Сайфудинова Наталья Николаевна
-
В настоящее время увеличивается число детей с нарушениями развития речи. Общее недоразвитие речи — это системное нарушение, характеризующиеся нарушениями звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического восприятия, грамматического строя речи. При ОНР ограничен словарный запас, как активный (употребление), так и пассивный (понимание). Наблюдается недостаток слов-признаков, слов-обобщений. Бедность словаря приводит к частым заменам одних слов другими. Это заметно при выполнении заданий, связанных со словообразованием и словоизменением. Дети не могут повторить фразу из 5-6 слов, в речи они пользуются простыми нераспространенными предложениями, наблюдаются аграмматизмы.
-
Во многом успешность речевого развития ребенка зависит от зрелости высших психических функций. У детей с ОНР эти функции нарушены. Целенаправленное развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития. Это свидетельствует о необходимости проведения с детьми комплексных занятий, в которых работа по развитию речи успешно сочеталась бы с развитием памяти, внимания и мышления. Для ребенка речь – залог успешного обучения и развития.
-
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
-
Тема: «Осень» РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Использование логопедических приемов на разных этапах урока, при наличии в классе детей с проблемами в речевом развитии.
-
С осенними словами ты в игры поиграй, а игры по картинкам смотри и вспоминай. Тема: «Осень»
-
Знакомим с названиями осенних месяцев. Развитие навыка звуко-буквенного анализа и синтеза слов С О Н
-
Развитие навыка звуко-буквенного анализа и синтеза слов Отгадывание слов по первым буквам (слогам)
-
Развитие навыка звуко-буквенного анализа и синтеза слов
-
Развитие навыка звуко-буквенного анализа и синтеза слов
-
Развитие навыка звуко-буквенного анализа и синтеза слов
-
Игра «Хлопушки»
-
Развитие зрительного внимания
-
Понимание и удерживание инструкции в памяти
-
Развитие слуховой памяти Предлагается послушать стихотворение об осени, быть очень внимательными, стараться запомнить все перечисленные признаки осени Что такое осень? У кого мы спросим? Осень это тучи, лужи и дожди, Слякоть, непогода, Ждет зимы природа, И тепла от солнца Ты уже не жди. Осень — это листьев Чудо-разноцветье Нити паутинок, Хризантем цветенье. Осень — это птицы К югу полетели, Это листопада Плавное круженье. Осень с урожаем Овощей и фруктов, С теплою одеждой, Крышей из зонтов, С вянущей травою, Спячкою медведя, С множеством запасов Средь густых лесов. Осень — это шубка Теплая у зайца, Нет уж насекомых, Спрятались они. Первый снег и стужа, Первый лед на лужах, Ночи всё длиннее И короче дни.
-
Развитие слухового внимания «Найдиошибки»: определи, чегонебываетосенью. Детизагорают, купаются, носятлегкуюодежду. Подногамишуршатсухиеразноцветныелистья. Набухаютпочки, распускаютсянадеревьяхлистья. Людисобираютурожайовощей, фруктов. Дикиеживотныенеделаютзапасыкорма.
-
Развитие мышления Игра «Лишнее слово»
-
Развитие мышления Игра «Что будет, если...» Что будет, если деревья не сбросят осенью листья? Что будет, если медведь не нагуляет осенью жир? Что будет, если насекомоядные и водоплавающие птицы не улетят на юг? Что будет, если белки, мыши и другие звери не заготовят на зиму запасы? Что будет, если насекомые не успеют заснуть или забиться в щели и оцепенеть? Что будет, если в лесу каждый год собирать всю опавшую листву? Что будет, если осенью молодые деревья, кустарники, многолетние цветы не укрыть? Что будет, если люди не утеплят свои дома и квартиры осенью? Что будет, если осенью рано придут морозы, выпадет снег? Что будет, если лесные звери осенью не заменят мех на зимний?
-
Развитие мышления Отгадывание загадок Плащ золотистый она надевает, Теплое лето она провожает, Птиц отправляет в дальние страны, Нам оставляет дожди и туманы. (Осень.) Озорной повеса пролетел над лесом, крыльями взмахнул лист с дерева стряхнул.(Ветер.) По небу оравою бредут мешки дырявые. И бывает иногда: из мешков течет вода. Спрячемся получше от дырявой... (тучи.) Объяснение пословиц об осени. © Лето — со снопами, осень — с пирогами. © В ноябре зима с осенью борется. © Холоден сентябрь, да сыт.
-
Накопление словаря. Синонимы.
-
Игра «Скажи наоборот» Антонимы.
-
Игра «Один – много» Развитие грамматического строя речи. Словоизменение. - Ветер дует, а ветры … (дуют). - Птица улетает, а птицы … - Лист желтеет, а листья … - Дождь моросит, а дожди … - Холод наступает, а холода …
-
Игра «Назови ласково» Словообразование
-
Образование качественных прилагательных Игра «Назови, какая погода». Какая погода бывает осенью, если идет дождь? – дождливая. Если дует ветер – ветреная. Если на улице холодно, какая погода? – холодная. Если пасмурно – пасмурная. Если сыро – сырая. Если хмуро – хмурая. Если солнечно – солнечная. Если ясно – ясная.
-
Образование относительных прилагательных Игра «Назови, какие».
-
Словообразование Игра «С какого дерева детки?» Рассмотри внимательно осенний букет, который собрала белочка. Назови эти деревья. Как называется явление, когда с деревьев опадают листья?
-
Ребёнок считает кленовые, липовые, берёзовые и другие листочки до пяти: один кленовый листочек, два кленовых листочка, три кленовых листочка и т.д. До 5 можно посчитать: Один осенний день – Одна чёрная туча – Одна маленькая лужа – Один красивый зонт - Согласование слов (числительных с прилагательными и существительными) Для выполнения задания необходимо собрать разные осенние листья.
-
Согласование существительного с прилагательным «Кто больше назовет признаков осени».
-
Согласование существительного с глаголом
-
Отработка падежных окончаний Игра «К нам пришла осень». Мы ждали... (осень). Долго не было…(осени). Мы рады... (осени). Мы одеваемся тепло...(осенью). Мы поем песни об...(осени). Мы любим...(осень).
-
Употребление притяжательных местоимений (мой,моя,моё) Игра «Жадина» Какая одежда, обувь и головные уборы не подходят для осени? Почему?
-
Составление предложений Накопление словаря + умение составлять предложения Составление предложений по разным моделям.
-
Игра «Где прячется солнышко» Работа с предложениями. Уточнение значения предлогов. Составление схемы предложения. Запись предложений в тетрадь.
-
Развитие связной речи. Пересказывание текстов цепной структуры. Это ход мысли от предложения к предложению, линейно, по цепочке. Каждая рамка – одно предложение, а следующее предложение начинается с последнего слова предыдущего предложения.
-
Пересказывание рассказов по схеме квадратики - это слова-предметы стрелочки - слова-действия треугольники - слова-признаки кружочек - предлог Какое время года наступило? Как греет солнце? Чем затянуто небо? Какой моросит дождь? Что происходит с листьями? Какой дует ветер? Что делают люди? Что становится короче, а что длиннее? Куда улетают перелетные птицы? Рассмотри картинку, дай полные ответы на вопросы.
-
Пересказывание рассказов по схеме Небо стало хмурым, серым, пасмурным. Сухие осенние листья опали с деревьев. Березы и клены стоят грустные, голые. А сосны и ели остались зелеными, нарядными, красивыми. На рябинах краснеют алые спелые ягоды. Трава пожелтела, поникла и пожухла. Вода в реке замерзает и превращается в лед. Перелетные птицы улетели на юг. Дикие животные готовятся к холодной зиме. Это пришла поздняя осень, предзимье.
-
Составление описательного рассказа по мнемотаблице
-
Составление описательного рассказа Образец рассказа:
-
Развитие мелкой моторики
-
Упражнение «Букет для мамы» Развитие мелкой моторики Обвести листья и плоды по точкам. Раскрасить их и рассказать, из каких листьев и плодов Таня составила букет.
-
Литература
-
Художественная литература для чтения Осень. А.Майков. Осенние листья по ветру кружат. И.Бунин . Листопад. И.Мазнин . Миновало лето. Е.Благинина. Осень. Г.Скребицкий. Осенние дожди. П.Плещеев. Осень наступила. Н.Сладков. Осень на пороге. И.Соколов-Микитов. Листопадничек. М.Пришвин. Осинкам холодно. М.Пришвин. Рябина краснеет. М.Пришвин. Разговор деревьев. А.Толстой. Осень! Обсыпается весь наш бедный сад. И.Токмакова. Ива. Осинка. Дуб. К.Ушинский. Спор деревьев. М.Волошин. Осенью. И.Соколов-Микитов. Осень в лесу. Е.Трутнева. Улетает лето. М.Ивенсен. Падают листья. В.Катаев. Пень. А.Твардовский. Лес осенью. К.Бальмонт . Веселая осень. В.Берестов. Урок листопада. Листопад.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.