Содержание
-
Фразеологиянаука об устойчивых словосочетаниях
Свободное Устойчивое а + б а + б (о,у,э) (г,д,ж) (о,у,э) (г,д,ж) белое платье белый гриб Типы фразеологических единиц Сращение:бить баклуши, точить лясы . Единства:гнуть спину, намылить шею. Сочетания: потупить взор (нос), берет страх (отчаяние)
-
Источники русской фразеологии
Из древнегреческой мифологии: Устное народное творчество: Из библии: Из речи профессионалов: Из жаргонов: Из произведений писателей: яблоко раздора. пословицы и поговорки. козел отпущения. играть первую скрипку. навести шмон. служить бы рад …
-
Укажите, какие из данных сочетаний являются свободными и какие – фразеологическими; разъясните смысл последних и составьте с каждым сочетанием предложение.
1) Берёт деньги; 2) берёт в штыки; 6) берет отпуск;7) берёт карандаш; 8) берёт начало; 9) берёт на прицел; 10) берёт на поруки.
-
Выписать фразеологизмы
Мама, скажи Антону, он подрался на улице с мальчиком. Он отбивается от рук и бабушку перестал слушаться. У меня мурашки пошли по телу: одному в тыл к белым! Я готов был целую ночь сидеть в секрете, ходить с бойцами в атаку, охотиться за языком, но только не в тыл, да еще одному! Идти с фальшивым билетом – куда же! – в банкирскую контору, где на этом деле собаку съели, - нет, я бы сконфузился. Поздоровавшись, папа сказал, что будет нам в деревне баклуши бить, что мы перестали быть маленькими и что пора нам серьезно учиться.
-
Разъясните смысл данных фразеологических единиц и составьте с ними предложения.
1) Дамоклов меч; 2) в ус не дует; 3) пожинать лавры; 4) на короткой ноге; 5) собаку съел; 6) из огня да в полымя; 7) плясать под чужую дудку; 8) осыпать ласками; 9) обагрить кровью; 10) остаться с носом.
-
Укажите фразеологические единицы, их значение и, где сможете, источники их образования. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
1)Стоило бы только ув…личить состав прокурорского надзора, чтобы очистить авгиевы конюшни. (С.-Щ.) 2)Жил-был п…скарь. И отец, и мать у него были умные; помаленьку да потихоньку аредовы веки в реке прожили. (С.-Щ.) 3) Но увы! У него была ахилессова пята, и он имел слабости. Кто же из адамовых детей н … имеет их? Его слабость н…кому н…вредила, а была только смешна. Подсохин любил писать. (Лажечников). 4)Деревья были словно из золота на темно-синем небе, - так бывает в хрустальные дни баб…его лета. (А.Н.Т.).
-
5) Попада…тся на пути молч…ливый старик курган или Каме..ая баба, поставле…ая бог ведает кем и когда. (Ч.) 6) То число, в котором он (Обломов) выслушал последнюю лекцию, было геркулесовыми столпами его учё…ости. (Гонч.) 7) Я буду тебе табак т…реть, - продолжал писать Ванька, - богу моли…ся, а если что, то секи меня как сидорову козу. (Ч.) 8) Нечего Лазаря-то петь! Как есть настоящий казанский сирота! Нет, друг любезный, меня н… разжалоб…шь! (Мельников).
-
9) Охотник Владимир, живя теперь, как многие живут на Руси, без гроша наличного, без постоянного занятия, питался только что не манной небесной. (Т.) 10) Не должно ставить всякое лыко в строку, ибо всё это только раздува…т н…согласие. (Леск.) 11) Заводские начальники по всей Сибири слав…тся –собаку съели драть. (Н.) 12) Литература сороковых годов н… знала никаких свобод, ежечасно изн…могала на прокрустовом ложе всевозможных укорачиваний. (С.-Щ.)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.