Содержание
-
Фразеология
Урок русского языка в 6 классе
Выполнила: учитель МОУ «Ванновская СОШ №4»
Никифорова Светлана Викторовна
pptcloud.ru
-
Цели урока:
- познакомить учащихся с фразеологизмами;
- учить употреблять в речи фразеологизмы с целью ее обогащения;
- учить находить фразеологизмы в тексте;
-
Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов , которое можно заменить синонимом, одним словом.
Phrasis – «выражение»
Logos – «учение»
-
Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом.
Фразеологизмы – это средства выразительности языка, они делают нашу речь эмоциональной
выразительной и яркой.
-
- «Море по колено» — ничто не страшно.
- «Мухи не обидит»— кроткий человек.
- «Как две капли воды»— очень похожи друг на друга.
-
- «Тянуть кота за хвост»— надолго затягивать какое-либо решение или дело.
- «Не разлей вода»— дружные ребята.
- «Витать в облаках»— мечтать.
-
«Плясать под чужую дудку»— беспрекословно выполнять волю другого человека.
«Сесть на шею»— быть обузой для другого человека.
«Водить за нос»— обманывать.
-
Художник-иностранец продолжает изучать русский язык. Но во фразеологизмах он никак не может разобраться. Назовите фразеологизмы, которые здесь им изображены. Когда они употребляются? Составьте с ними предложения.
-
-
Вспомните фразеологические обороты, начало которых дано в тексте.
Надо самому отвечать за свои поступки, а не прятаться ...
2.На садовом участке ребята работали дружно, старались не ударить …
3.Бросились искать приезжего. а его и след ...
4. У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой ...
5.Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи ...
6. Мы его расспрашиваем, а он словно воды ...
7. Обиделся Петя на замечания товарищей, надулся как ...
-
Определите, есть ли фразеологизмы в предложениях
Врач назначил больному прием лекарства через час по чайной ложке.
Девочка болела, и мама носила ее на руках.
-
Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите исправленные предложения.
Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.Мы дружно работали сложа руки.Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.У лягушки дух захватило от страшной высоты.Яшка сломя голову остановился.
-
Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.
Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.Кирилл целый день бездельничал.Мы догадывались, что он нас обманывает.Первого сентября Уля проснулась очень рано.
-
Сфера употребления фразеологизмов
Стили речи
- книжный
- разговорный
- публицистический
-
Распределить фразеологизмы по сфере употребления: разговорный,книжный,
публицистический
- Водить за нос, ломать голову, сложить
- оружие, сдержать слово, карточный домик,
- из года в год, краеугольный камень, ломать
- голову, кривить душой, гадать на кофейной
- гуще, дамоклов меч, под открытым небом.
-
Проверь себя!
Книжный: сложить оружие, карточный домик, дамоклов меч, краеугольный камень.
Публицистический: сдержать слово, под открытым небом, из года в год.
Разговорный: водить за нос, ломать голову, кривить душой, гадать на кофейной гуще,
-
Откуда берутся фразеологизмы
Исконно русские сматывать удочки, расправлять крылья
Старославянские как зеницу око, не от мира сего
Из разных профессий сгущать краски, ход конем, привести к общему знаменателю
Крылатые слова из мифологии ахиллесова пята, нить Ариадны, дамоклов меч
Крылатые слова и выражения, созданные писателем Голый король Счастливые часов не наблюдают
-
Прочитайте. На сколько групп можно распределить фразеологизмы? Какие это группы?
Сломя голову, и дело с концом, во всю прыть, и след простыл, дело в шляпе, поминай как звали.
(I – сломя голову, во всю прыть; II – и дело с концом, дело в шляпе; III – и след простыл, поминай как звали.)
-
Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.
1. Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал. 2. Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила. 3. Кирилл целый день бездельничал. 4. Мы догадывались, что он нас обманывает. 5. Первого сентября Уля проснулась очень рано.
Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей.
-
Прочитайте текст. Кто больше найдет фразеологизмов в тексте?
Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют...
(По Э.А. Вартаньяну)
Найдите в тексте фразеологизмы, которые имеют одинаковое значение? Назовите их. Каково их значение?
-
Спасибо за урок!!!!
Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу. И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников сквозь пальцы.
Молодцы!
-
Литература
Дубровин М.И. Словарь «Русские фразеологизмы в картинках» – М.: Русский язык, 1981 г.;
Даль В.Словарь «Пословицы и поговорки» – М.: Просвещение, 1957 г.
pptcloud.ru
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.