Содержание
-
Есть сила благодатная В созвучье слов живых,И дышит непонятная,Святая прелесть в них.
М. Лермонтов «Фразеологизмы урок русского языка в 6 классе Разработала: Трипольская Е. В. учитель русского языка и литературы Ивановская СОШ № 2
2007
-
Задание № 1
Отгадайте, что проиллюстрировал художник?
- рта не закрывать
- Сесть в калошу.
- Мчаться во весь опор.
- Курица лапой
- Крокодиловы слезы.
- Кот наплакал.
-
- Отдать сердце
- Темная лошадка
- Собаке пятая нога
- Водой не разлить.
-
- Как с гуся вода.
- Во все глаза
- Плакаться
- в жилетку
- А ларчик просто открывался
-
Фразеология =фразис (греч) выражение + логос (греч) учение – это раздел науки о языке,
изучающий устойчивые сочетания слов.
-
Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, используемые для называния отдельных предметов,
признаков, действий. Лексическое значение имеет фразеологизм в целом. В предложении является одним членом предложения.
-
Словосочетания
Свободные
Ребенку намылили голову, но мыло попало в глаза.
- (намылить голову, т.е. натереть мылом, возможна замена слов на другие)
Несвободные
За двойку по литературе папа мне намылил голову.
- (намылить голову, т.е отругать, замена слов невозможна, является одним членом предложения
-
Фразеологический оборот = фразеологизм = идиома.Крылатые выражения = афоризмы.Пословицы и поговорки.
Для более точного, образного и красочного выражения мыслей.
- Зачем применяются в речи?
-
Задание №2
Подберите фразеологизм к его прямому значению, попробуй определить с помощью какого художественного приема или тропа образован фразеологизм.
Образец: Безрезультатно что – то делать – биться как рыба об лед (сравнение)
1. Маленький –
2. Исчез мгновенно -
3. Неаккуратно, грязно писать –
4. Притворно плакать –
5. Скрывать истину-
- с гулькин нос, от горшка два вершка, (литода, ирон)
- концы в воду, (метафора, прост)
- как курица лапой (сравнение, прост)
- крокодиловы слезы (эпитет, ирон)
- след простыл (метаф), в мгновение ока, (гиперб. книж)
-
Задание № 3
Подберите к данным фразеологизмам синонимы
1.Вагон и маленькая тележка –
2. Во все лопатки –
3. Снять стружку –
4. Переливать из пустого в порожнее –
- куры не клюют, пруд пруди, хоть отбавляй, невесть сколько,
- непочатый край.
- на всех порах, во всю
- прыть, во весь дух, во весь опор, сломя голову.
- дать нагоняй, нагреть шею,
- разделать под орех, надавать по шее
- точить лясы, чесать язык, толочь воду в ступе
-
Задание №4
Подберите к данным фразеологизмам антонимы.
Жить душа в душу –
2. Пруд пруди –
3. За тридевять земель –
4. Засучив рукава –
- как кошка с собакой.
- с гулькин нос, раз – два и обчелся.
- рукой подать.
- спустя рукава.
-
Задание №5
Расположите фразеологизмы по степени нарастания признака:
1. Приводить в ярость
2. Действовать на нервы.
3. Выводить из равновесия
4. Доводить до белого каления.
- Действовать на нервы
- Выводить из равновесия
- Приводить в ярость.
- Доводить до белого каления.
-
Задание № 6
Прочитайте предложения. Выпишите из них фразеологизмы. Определите их значение.
Лиров стоял у косяка дверей, на занимательную картину…
Лиров и не решался даже поднять шляпу, которую в испуге выронил.
Есть род людей, известных под именем:
4. Я посмотрел на неё, и у меня
5. Сначала все шло и наш француз вошел в город
- глядел во все глаза
- встал как вкопанный
- люди
- так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в
- селе Селифан.
- отлегло от сердца.
- как по маслу,
- с поднятой головой.
-
Темы самостоятельных исследований.
1. Значение, происхождение и употребление фразеологизмов.
2. Образование новых фразеологизмов в современном языке.
3. Синонимия фразеологизмов.
4. Иллюстрирование фразеологизмов.
5. Зоологические фразеологизмы.
Творческое задание. Написать сочинение, иллюстрирующее фразеологизм.
-
Красноречие есть искусство покорять умы. Платон.Красноречие есть искусство сказать хорошо то, что только следует.Сердце и богатое воображение – вот источник красноречия. Э.Генар.Хорошо говорить – значит просто хорошо думать вслух. Э.РенанСлова – столь невинные и беспомощные в словаре, становятся мощным орудием добра и зла в руках человека, который умеет их сочетать. Н. Готорн.Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. А. Сент - Экзюпери
-
Этапы работы
-
Проверь себя
- Тест 1
- Тест 2
- Тест 3
- Кроссворд
- Карточки
-
Ресурсы
Фразеологический словарь русского литературного языка: В 2 т. \Сост Федорова А. И.- Новосибирск: ВО «Наука», 1995
Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения. \ Сост Елисеев И. А, Полякова Л.Г. – Ростов на Дону: Феникс, 2002
Русский язык в школе. Методическая газета для учителей – словесников. 2006 № 2,19, 2007 № 4, 18.
Нетрадиционные уроки по русскому языку. 5 – 6 классы\ Авт – сост. Н. О. Крамаренко.- Волгоград: Учитель, 2004.
Лингвистические детективы. Шанский Н. М. –М.: Дрофа 2002
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.