Презентация на тему "Фразеологизмы" 6 класс

Презентация: Фразеологизмы
Включить эффекты
1 из 18
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.4
4 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по русскому языку, которая познакомит учащихся с таким лексическим явлением, как фразеологизмы. Ребята научатся работать с такими оборотами речи и узнают их роль в русском языке. Также ученикам будет предложено выполнить творческое задание.

Краткое содержание

  • Знакомство с фразеологизмами
  • Пояснительные схемы
  • Практические задания
  • Толкование фразеологизмов
  • Работа со словосочетаниями
  • Творческое задание

Содержание

  • Презентация: Фразеологизмы
    Слайд 1

    Есть сила благодатная В созвучье слов живых,И дышит непонятная,Святая прелесть в них.

    М. Лермонтов «Фразеологизмы урок русского языка в 6 классе Разработала: Трипольская Е. В. учитель русского языка и литературы Ивановская СОШ № 2

    2007

  • Слайд 2

    Задание № 1

    Отгадайте, что проиллюстрировал художник?

    • рта не закрывать
    • Сесть в калошу.
    • Мчаться во весь опор.
    • Курица лапой
    • Крокодиловы слезы.
    • Кот наплакал.
  • Слайд 3
    • Отдать сердце
    • Темная лошадка
    • Собаке пятая нога
    • Водой не разлить.
  • Слайд 4
    • Как с гуся вода.
    • Во все глаза
    • Плакаться
    • в жилетку
    • А ларчик просто открывался
  • Слайд 5

    Фразеология =фразис (греч) выражение + логос (греч) учение – это раздел науки о языке,

    изучающий устойчивые сочетания слов.

  • Слайд 6

    Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, используемые для называния отдельных предметов,

    признаков, действий. Лексическое значение имеет фразеологизм в целом. В предложении является одним членом предложения.

  • Слайд 7

    Словосочетания

    Свободные

    Ребенку намылили голову, но мыло попало в глаза.

    • (намылить голову, т.е. натереть мылом, возможна замена слов на другие)

    Несвободные

    За двойку по литературе папа мне намылил голову.

    • (намылить голову, т.е отругать, замена слов невозможна, является одним членом предложения
  • Слайд 8

    Фразеологический оборот = фразеологизм = идиома.Крылатые выражения = афоризмы.Пословицы и поговорки.

    Для более точного, образного и красочного выражения мыслей.

    • Зачем применяются в речи?
  • Слайд 9

    Задание №2

    Подберите фразеологизм к его прямому значению, попробуй определить с помощью какого художественного приема или тропа образован фразеологизм.

    Образец: Безрезультатно что – то делать – биться как рыба об лед (сравнение)

    1. Маленький –

    2. Исчез мгновенно -

    3. Неаккуратно, грязно писать –

    4. Притворно плакать –

    5. Скрывать истину-

    • с гулькин нос, от горшка два вершка, (литода, ирон)
    • концы в воду, (метафора, прост)
    • как курица лапой (сравнение, прост)
    • крокодиловы слезы (эпитет, ирон)
    • след простыл (метаф), в мгновение ока, (гиперб. книж)
  • Слайд 10

    Задание № 3

    Подберите к данным фразеологизмам синонимы

    1.Вагон и маленькая тележка –

    2. Во все лопатки –

    3. Снять стружку –

    4. Переливать из пустого в порожнее –

    • куры не клюют, пруд пруди, хоть отбавляй, невесть сколько,
    • непочатый край.
    • на всех порах, во всю
    • прыть, во весь дух, во весь опор, сломя голову.
    • дать нагоняй, нагреть шею,
    • разделать под орех, надавать по шее
    • точить лясы, чесать язык, толочь воду в ступе
  • Слайд 11

    Задание №4

    Подберите к данным фразеологизмам антонимы.

    Жить душа в душу –

    2. Пруд пруди –

    3. За тридевять земель –

    4. Засучив рукава –

    • как кошка с собакой.
    • с гулькин нос, раз – два и обчелся.
    • рукой подать.
    • спустя рукава.
  • Слайд 12

    Задание №5

    Расположите фразеологизмы по степени нарастания признака:

    1. Приводить в ярость

    2. Действовать на нервы.

    3. Выводить из равновесия

    4. Доводить до белого каления.

    • Действовать на нервы
    • Выводить из равновесия
    • Приводить в ярость.
    • Доводить до белого каления.
  • Слайд 13

    Задание № 6

    Прочитайте предложения. Выпишите из них фразеологизмы. Определите их значение.

    Лиров стоял у косяка дверей, на занимательную картину…

    Лиров и не решался даже поднять шляпу, которую в испуге выронил.

    Есть род людей, известных под именем:

    4. Я посмотрел на неё, и у меня

    5. Сначала все шло и наш француз вошел в город

    • глядел во все глаза
    • встал как вкопанный
    • люди
    • так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в
    • селе Селифан.
    • отлегло от сердца.
    • как по маслу,
    • с поднятой головой.
  • Слайд 14

    Темы самостоятельных исследований.

    1. Значение, происхождение и употребление фразеологизмов.

    2. Образование новых фразеологизмов в современном языке.

    3. Синонимия фразеологизмов.

    4. Иллюстрирование фразеологизмов.

    5. Зоологические фразеологизмы.

    Творческое задание. Написать сочинение, иллюстрирующее фразеологизм.

  • Слайд 15

    Красноречие есть искусство покорять умы. Платон.Красноречие есть искусство сказать хорошо то, что только следует.Сердце и богатое воображение – вот источник красноречия. Э.Генар.Хорошо говорить – значит просто хорошо думать вслух. Э.РенанСлова – столь невинные и беспомощные в словаре, становятся мощным орудием добра и зла в руках человека, который умеет их сочетать. Н. Готорн.Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. А. Сент - Экзюпери

  • Слайд 16

    Этапы работы

  • Слайд 17

    Проверь себя

    • Тест 1
    • Тест 2
    • Тест 3
    • Кроссворд
    • Карточки
  • Слайд 18

    Ресурсы

    Фразеологический словарь русского литературного языка: В 2 т. \Сост Федорова А. И.- Новосибирск: ВО «Наука», 1995

    Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения. \ Сост Елисеев И. А, Полякова Л.Г. – Ростов на Дону: Феникс, 2002

    Русский язык в школе. Методическая газета для учителей – словесников. 2006 № 2,19, 2007 № 4, 18.

    Нетрадиционные уроки по русскому языку. 5 – 6 классы\ Авт – сост. Н. О. Крамаренко.- Волгоград: Учитель, 2004.

    Лингвистические детективы. Шанский Н. М. –М.: Дрофа 2002

Посмотреть все слайды

Конспект

Тест

ФРАЗЕОЛОГИЯ

1. Укажите неверное утверждение:

а) фразеологизмы — свободные сочетания слов; FORMCHECKBOX �

б) существуют фразеологизмы-синонимы; FORMCHECKBOX �

в) к фразеологизмам можно отнести также и пословицы; FORMCHECKBOX �

г) в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения. FORMCHECKBOX �

2. Найдите предложения, в которых встречаются несвободные словосочетания.

А. Все заботы в семье лежали на плечах Гаврика (В. Катаев). FORMCHECKBOX �

Б. Я перемахнул через забор в какой-то сад (В. Пье-Цух). FORMCHECKBOX �

В. Игрушкой золотой он блещет на стене (М. Лермонтов). FORMCHECKBOX �

Г. Она знала, что старуху ждут со дня на день (Л. Толстой). FORMCHECKBOX �

Д. Отец мой редко бывал в хорошем расположении духа (А. Герцен). FORMCHECKBOX �

Е. Хан, строивший крепость, думал только о собственном благе (П. Лукиницкий) FORMCHECKBOX �.

3. Укажите фразеологизмы — синонимы к словосочетанию очень любить:

а) как свои пять пальцев; FORMCHECKBOX �

б) яблоку негде упасть; FORMCHECKBOX �

в) души не чаять; FORMCHECKBOX �

г) проще пареной репы; FORMCHECKBOX �

д) носить на руках; FORMCHECKBOX �

е) положа руку на сердце. FORMCHECKBOX �

4. Найдите синонимические фразеологизмы:

а) во что бы то ни стало; FORMDROPDOWN �

б) ни слуху ни духу; FORMDROPDOWN �

5. Найдите антонимические фразеологизмы:

а) душа в душу; FORMDROPDOWN �

б) засучив рукава; FORMDROPDOWN �

Тест

ФРАЗЕОЛОГИЯ

1. Укажите неверное утверждение:

а) фразеологизмы — свободные сочетания слов; FORMCHECKBOX �

б) существуют фразеологизмы-синонимы; FORMCHECKBOX �

в) к фразеологизмам можно отнести также и пословицы; FORMCHECKBOX �

г) в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения. FORMCHECKBOX �

2. Найдите предложения, в которых встречаются несвободные словосочетания.

А. Все заботы в семье лежали на плечах Гаврика (В. Катаев). FORMCHECKBOX �

Б. Я перемахнул через забор в какой-то сад (В. Пье-Цух). FORMCHECKBOX �

В. Игрушкой золотой он блещет на стене (М. Лермонтов). FORMCHECKBOX �

Г. Она знала, что старуху ждут со дня на день (Л. Толстой). FORMCHECKBOX �

Д. Отец мой редко бывал в хорошем расположении духа (А. Герцен). FORMCHECKBOX �

Е. Хан, строивший крепость, думал только о собственном благе (П. Лукиницкий) FORMCHECKBOX �.

3. Укажите фразеологизмы — синонимы к словосочетанию очень любить:

а) как свои пять пальцев; FORMCHECKBOX �

б) яблоку негде упасть; FORMCHECKBOX �

в) души не чаять; FORMCHECKBOX �

г) проще пареной репы; FORMCHECKBOX �

д) носить на руках; FORMCHECKBOX �

е) положа руку на сердце. FORMCHECKBOX �

4. Найдите синонимические фразеологизмы:

а) во что бы то ни стало; FORMDROPDOWN �

б) ни слуху ни духу; FORMDROPDOWN �

5. Найдите антонимические фразеологизмы:

а) душа в душу; FORMDROPDOWN �

б) засучив рукава; FORMDROPDOWN �

Скачать конспект

Сообщить об ошибке