Содержание
-
Функции речи
- Значение языка для совместной деятельности людей
- Планирующая.
- Экспрессивная.
- Коммуникативная, или функция общения
- Знаковая
- Устная речь
- Письменная речь
- Организация речевой деятельности
-
Значение языка для совместной деятельности людей
Функции языка (прежде всего речи):
- коммуникативная, или функция общения
- передача и усвоение общественно-исторического опыта
- знаковая
- планирующая.
- экспрессивная.
-
Планирующая и экспрессивная функции
Планирующая:
- Человеческая деятельность отличается тем, что изначально планируется
- Используется для того, чтобы другие смогли понять, оценить и принять его решения.
- Всегда предвосхищает исполнительные действия.
Экспрессивная:
- Выражает отношение человека к сообщению
- В основе ее непосредственные врожденные реакции, выражающие расположение или агрессию
- Придает выразительность человеческой речи, делает ее более доступной для понимания.
- Выражает состояние человека и его отношение к той информации, которую он сообщает.
-
Коммуникативная и знаковая функции
Коммуникативная, или функция общения:
- Обмен информацией в человеческом общении:
- обмен представлениями,
- обмен идеями
- обмен ценностными ориентациями
- обмен настроениями
- обмен чувствами
Вторая функция языка - знаковая:
- Язык человека представляет собой систему знаков.
- Знаки замещают собой реальные предметы и явления для обозначения и хранения информации об этих предметах и явлениях.
- Благодаря знакам речь становится средством и формой выражения мысли:
- Обозначает предметы, явления, действия, качества и т. д.
- Усваивая язык как фиксированную знаковую систему, человек научается мыслить не только образами, но и знаками.
- Усвоение общественно-исторического опыта.
- Общественно-исторический опыт человек получает прежде всего при помощи языка.
- Обмен информацией в человеческом общении:
-
Устная речь
Устная речь представляет собой общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух.
Монологическая:
- Развернутая речь человека, обращенная к другим людям.
- Это речь оратора, лектора, докладчика или любого другого человека, который взял на себя задачу рассказать о каком-либо факте, событии, происшествии.
- Монологическая речь требует высокой речевой культуры, она должна быть грамматически оформлена.
Диалогическая:
- Разговорная, речь представляет собой попеременный обмен репликами или развернутыми прениями двух или более людей.
- Возражение, замечание одного собеседника на слова другого.
- Реплика может выражаться возгласом, возражением, замечанием по содержанию речи говорящего, а также действием, жестом, даже молчанием на обращенную к слушающему речь.
Внутренняя речь
- Беззвучная, скрытая речь про себя и для себя, возникающая в процессе мышления.
- Происходит из внешней, специально приспособлена к выполнению мыслительных операций и действий в уме.
- Посредством внутренней речи происходит переработка образов восприятия, их осознание и классификация в определенной системе понятий.
-
Письменная речь
- Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи, но в отличие от монолога строится при помощи письменных знаков.
- Отличается от устной не только тем, что использует письменные знаки, но и тем, что имеет особенности в языковой организации.
- Если в устной речи для смыслового выделения, выражения отношения к тому, о чем говорят, используют интонации, то в письменной речи те же функции выполняют лексика (выбор сочетаний слов), грамматика и знаки препинания.
-
Организация речевой деятельности
Организация речевой деятельности:
- фаза предварительной ориентировки
- фаза планирования,
- фаза осуществления
- фаза контроля.
Речевая деятельность осуществляется под контролем:
- мышления,
- внимания,
- восприятия
- памяти
- воображения
Поэтому за процесс развития речевой деятельности и качество самой речи ответственны обе стороны: тот. кто берет на себя инициативу речевого общения, и тот, на кого направлена эта речь.
-
Язык и речь
- Язык, стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система дискретных (членораздельных) звуковых знаков предназначенная для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире.
- Язык (средство общения) животных, представляющего собой набор сигналов, передающих реакции на ситуации и регулирующих поведение животных в определённых условиях.
- Речь содействовала развитию у человека абстрактного мышления в понятиях, в которых выражен общечеловеческий опыт познания действительности. Это приводило к более правильному, более богатому и полному отражению объективной действительности в мышлении человека.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.