Содержание
-
Анализ результатов логопедического обследования за три года
МАОУ «СОШ №13 имени М.К.Янгеля»
-
Функции неречевого характера, влияющие на успешность обучения
Нарушения письменной речи имеют место при значительном своеобразии как в речевом развитии детей, так и в формировании ряда функций неречевого характера (процесса латерализации, пространственных и временных ориентировок, двигательных функций руки, слухо-моторных координации). Названные функции либо задержаны в своем развитии, либо имеют искаженное развитие. Таким образом, и дислексия, идисграфия суть проявления системного нарушения, затрагивающего в одних случаях речевое развитие ребенка, в других — формирование ряда важных неречевых процессов и функций в ходе онтогенетического развития либо включающего сочетание тех и других факторов.
-
Для большинства детей с нарушениями чтения и письма характерен нормальный уровень умственного развития. При гармоничном общем развитии такой показатель оказывается достаточным для успешной учебы. Но компенсация нескольких нарушенных функций и при таком уровне проблематична.
-
Связь обоих полушарий мозга
У детей 7-8 лет не полностью сформирован необходимый для учебной деятельности тип совместной работы обоих полушарий головного мозга (Б.Г. Ананьев). Связанные с этим трудности пространственной ориентировки усугубляются тем, что обилие вводимых учителем словесных обозначений пространственных признаков обычно не подкреплено достаточной практикой измерения пространства детьми.
-
Пространнственно-временные ориентировки
Трудности формирования пространственно-временных ориентировок являются общими для многих учебных предметов: чтения, письма, ручного труда, физкультуры, рисования. Эти трудности, не нашедшие разрешения в начальном обучении, переходят на следующую ступень и проявляются при изучении геометрии, географии, истории, иностранного языка (Б.Г. Ананьев, И. Белицка). Так, на уроках чтения развитые дети стараются запомнить текст на слух; иногда им удается читать его наизусть, скрывая трудности чтения. Но во всей полноте эти трудности выявляются в 3-4-х кл., когда возрастает объем текстов по всем учебным предметам.
-
Математика
Следствием нарушения чтения являются трудности решения текстовых задач по математике. В геометрии отмечается вербализм в усвоении понятий (площадь, объем и др.), трудности запоминания и различения конфигураций, слабое восприятие вспомогательных линий (высота, диагональ). Это не дефекты мышления, а пробелы в сфере восприятия, представления, пространственного воображения, которые должны быть базой для мышления.
-
География
Недифференцированное восприятие ребенком схемы тела ведет к трудностям как в бытовой пространственной ориентировке, так и в ориентировании по сторонам света: север — юг, восток — запад, ведет к неумению ориентироваться по географической карте, по компасу и т.п.
-
История
При изучении истории — те же трудности при обращении к карте или плану-схеме исторических сражений (например, полки «правой и левой руки» в Куликовской битве и т.п.). Затруднено также понимание тонких временных дифференцировок, передаваемых конструкциями с предлогом, типа: к XVII веку; в XVII веке; с XVII века; до XVII века и т.д.
-
Иностранный язык
При изучении иностранного языка возникают сложности, связанные с усвоением букв латинского алфавита. С таким трудом усвоенные связи в родном языке подвергаются ломке: дети путают одинаковые по написанию буквы двух алфавитов, связывая их со звуками обоих языков.
-
-
Гистограмма
Все дети с речевой патологией, выявленные при обследовании, имеют парциальные (сопутствующие) нарушения. Как видно из гистограммы, количество детей с индивидуальными потребностями в обучении с каждым годом растёт. Если в 2010-2011 уч.г. на 6 классов (первых-вторых) детей с речевой патологией было выявлено 63 человека, то в 2011-2012 уч.г. на 6 классов (первых-вторых) – выявлено 87 человек, а в 2012-2013 уч.г. на 5 классов (первых-вторых) – выявлено 86 человек.
-
ВЫВОД
Своевременно не вскрытые механизмы затруднений в учебной деятельности, недостаток понимания и помощи со стороны родителей и учителей обычно влекут за собой изменения в характере ребенка — возникают вторичные аффективные наслоения: ребенок обнаруживает агрессивность, нередко отказывается от выполнения учебных заданий либо работает только под страхом наказания. Эти аффективные реакции маскируют чувство глубокой внутренней тревоги ребенка, ощущение собственной неполноценности. Он боится допустить ошибки в работе и тем самым обнаружить свою несостоятельность. Такие вторичные наслоения могут принять необратимый характер. В школьном возрасте парциальные нарушения усиливаются и из-за чрезмерной нагрузки на нервную систему, что ведет к неврозам, нарушениям поведения, защитной агрессивности. Отставание может усилиться из-за прогулов занятий, что, в свою очередь, может усугубить затруднения и привести к нарушению структуры личности ребенка.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.