Презентация на тему "Дискалькулия"

Включить эффекты
1 из 163
Смотреть похожие
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
2 оценки

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме "Дискалькулия". pptCloud.ru — каталог презентаций для детей, школьников (уроков) и студентов.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    163
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Дискалькулия
    Слайд 1

    Дискалькулия

    Канд. пед. наук, доц. О.В. Елецкая

  • Слайд 2

    Психологические и психолингвистические предпосылки овладения счётными операциями

  • Слайд 3

    1. Психологическая структура процесса усвоения элементарных математических понятий и действий

  • Слайд 4

    Процесс овладения элементарными счётными операциями рассматриваются в различных аспектах:

    методический (М.А. Бантова, Г.В. Бельтюков, З.И. Слепкань, М.И. Моро, А.М. Пышкало и др.); психологический (Д.Н. Богоявленский, П.Я. Гальперин, Л.Е. Георгиев, В.В. Давыдов, Н.А. Менчинская, Ж. Пиаже, Л.М. Фридман, и др.); нейропсихологический (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова и др.).

  • Слайд 5

    2. Когнитивные и речевые предпосылки успешного овладения счётными операциями

  • Слайд 6

    К числу психических функций, лежащих в основе формирования навыка счета, относят

    пространственные представления, зрительно-моторную координацию, слухоречевую и зрительную память, оптико-пространственный гнозис и праксис, пальцевыйгнозопраксис, моторику, временные и количественные представления, логические операции, восприятие и воспроизведение ритма, лексико-грамматический строй речи

  • Слайд 7

    Нарушение счета и счётных операций (акалькулии) у больных с локальными поражениями головного мозга

  • Слайд 8

    Дискалькулия (лат. dis — отделение, calculia — счёт) —

    недоразвитие способностей к вычислительным операциям, патологическая затрудненность при выполнении вычислительных операций.

  • Слайд 9

    Акалькулия

    трудности, приобретенные во взрослом возрасте человеком, который ранее не испытывал никаких трудностей при выполнении вычислительных операций и который сохраняет общие умственные способности. Акалькулия часто сопутствует сложным неврологическим заболеваниям (например, болезни Альцгеймера).

  • Слайд 10

    При этом расстройства счёта у больных с локальными поражениями мозга чаще определяются термином «акалькулия», а нарушения в овладении счётными операциями у детей – «дискалькулия».

  • Слайд 11

    Приобретенная или посттравматическая акалькулия

    является приобретенной неспособностью к вычислениям, развивающейся в результате травмы головного мозга, произошедшей на фоне нормальных общих математических способностей.

  • Слайд 12

    Первое упоминание о нарушениях счёта при локальных поражениях мозга относится к началу XX века: случаи подобного рода были описаны LewandowskyиStadelman(1908).

  • Слайд 13

    Дифференциальную диагностику между различными формами нарушений счёта при локальных поражениях мозга осуществил K. Kleist (1934)

  • Слайд 14

    Три формы нарушения счёта (по K. Kleist):

    1) алексия цифр; 2) аграфия цифр; 3) акалькулия.

  • Слайд 15

    Анализ литературы начала XX века показывает, что в этот период выделились два типа нарушения счёта.

  • Слайд 16

    При первом типе нарушений счёта

    Основная трудность заключается в неумении определять позицию цифры при восприятии и написании числа. При этом больные неспособны реализовывать план счёта. Они делают ошибки в сложении и вычитании чисел, потому что столбцы цифр размещаются ими неправильно. В то же время умственный счёт у них сохранен. Большинство авторов связывают этот тип акалькулии с дефектом пространственного восприятия.

  • Слайд 17

    При втором типе акалькулии

    Трудности связываются с распадом количественной системы, с нарушениями представлений о числе.

  • Слайд 18

    Центральная проблема акалькулии у взрослых заключается в выяснении, следствием каких расстройств является это нарушение – языковых или гностических.

  • Слайд 19

    По мнению А.Р. Лурия

    Акалькулия сочетается с речевыми расстройствами, прежде всего с семантической афазией, центральным симптомом которой является нарушение понимания и употребления сложных логико-грамматических конструкций. Оба эти расстройства представляют собой следствие распада симультанных, в основном пространственных, синтезов и включается в синдром, который А.Р. Лурия назвал «пространственной апрактоагнозией».

  • Слайд 20

    Л.С. Цветкова выделяет

    первичные и вторичные акалькулии. В основе такого разделения лежит синдромальный подход к анализу нарушений высших психических функций при локальных поражениях головного мозга.

  • Слайд 21

    Первичная акалькулия

    Обнаруживается при поражении теменно-затылочного отдела коры доминантного полушария. Следствием поражения этих зон коры головного мозга является нарушение восприятия пространственных отношений и ориентировки в пространстве.

  • Слайд 22

    При вторичной акалькулии

    Понятие числа, разрядная структура числа не распадается. В этом случае акалькулия проявляется в синдроме амнестических, акустических и речедвигательныхрасстройстройств. Среди вторичных акалькулий выделяются оптическая и лобнаяакалькулия.

  • Слайд 23

    Оптическая акалькулия

    Наблюдается у больных с поражением затылочных систем мозга. Основной механизм заключается в расстройстве оптического, а иногда и оптико-пространственного восприятия.

  • Слайд 24

    При лобной акалькулии

    У больных отсутствуют нарушения зрительного восприятия, пространственных схем. Основной механизм нарушений счёта состоит в распаде программ умственных действий , которые утрачивают такие свойства как избирательность и целенаправленность.

  • Слайд 25

    Нарушения в овладении счётными операциями (дискалькулии) у детей

  • Слайд 26

    Дискалькулии (по С.Ю. Кондратьевой) -

    это специфические нарушения счетных навыков, обнаруживаемые на начальной стадии обучения счету.

  • Слайд 27

    Дискалькулия является следствием недостаточной сформированностипознавательных и речевых предпосылок, обеспечивающих становление данного навыка. В исследованиях, посвящённых изучению дискалькулии, подчёркивается большая стойкость этих нарушений, сложность их патогенеза и трудность преодоления.

  • Слайд 28

    Частота встречаемости дискалькулий -

    в школьной популяции составляет примерно 5%. Дискалькулии встречается одинаково часто среди представителей обоих полов.

  • Слайд 29

    1. Краткий исторический обзор развития учения о дискалькулии

  • Слайд 30

    Первые упоминания о некоторых симптомах нарушения счёта имеются у J. Kerr (1897)

  • Слайд 31

    Мнения ученых конца XIX и начала XX века в вопросе о сущности дискалькулии были неоднозначными. Некоторые авторы считали, что трудности в овладении счётными операциями не являются специфическими, а скорее связвны с неправильным обучением. Другие, наоборот, отмечали, что в основе дискалькулии лежат специфические трудности.

  • Слайд 32

    В работах F. Bachmann, посвященных врожденной алексии, отмечается, что алексия слов распространяется иногда и на число.

  • Слайд 33

    Позднее появляется точка зрения, согласно которой дискалькулия у детей не всегда связывается с нарушениями чтения и письма.

  • Слайд 34

    Начиная с 30-х годов XX века изучение дискалькулии у детей становится более интенсивным и многоаспектным.

  • Слайд 35

    Клинические, психологические, нейропсихологические исследования позволили авторам выявить не только симптоматику, но и этиологию, механизмы этого нарушения, позволили рассматривать его с позиции синдромального подхода.

  • Слайд 36

    2. Этиология дискалькулий

  • Слайд 37

    В этиологии дискалькулий важная роль принадлежит нарушению функционирования систем головного мозга (преимущественно левого полушария), результатом которого является недоразвитие вычислительных способностей.

  • Слайд 38

    Согласно современному представлению о дискалькулиях некоторые из ее форм имеют генетическую этиологию.

  • Слайд 39

    При помощи близнецового анализа было показано, что арифметические способности в значительной степени (как минимум на 30%) зависят от генов, а не от условий развития. Кроме того, выяснилось, что они наследуются отдельно от других генетически обусловленных способностей (например, к чтению или усвоению имен и названий).

  • Слайд 40

    Всё это позволяет предположить, что у арифметических способностей должна быть своя собственная нейрологическая основа: возможно, существует некий специализированный отдел мозга, отвечающий именно за арифметику (или за какую-то более базовую ментальную функцию, необходимую для понимания арифметики, но не столь важную для всего остального). http://elementy.ru/news/431589

  • Слайд 41

    То, что ключевую роль в математическом мышлении играют теменные доли, известно уже около 100 лет. Было замечено, что травмы теменных долей могут приводить к избирательной потере арифметических навыков. Новые неинвазивные методы изучения мозга, такие как функциональная магнитно-резонансная томография (ФМРТ), позволили уточнить эти сведения.

  • Слайд 42

    Оказалось, что функцию главного «органа арифметики» у людей выполняет внутритеменная борозда (intraparietalsulcus). Именно этот участок теменной коры отвечает за оценку количества объектов в множествах. Тот факт, что внутритеменная борозда возбуждается при выполнении любых мыслительных операций, связанных с количествами и арифметикой, подтверждает выявленную ранее психологами центральную роль данной функции в математическом мышлении. Внешняя поверхность левого полушария. Красным цветом выделена внутритеменная борозда (Intraparietalsulcus) — участок коры, отвечающий за количественные оценки. Изображение с сайта en.wikipedia.org

  • Слайд 43

    Кроме внутритеменной борозды есть и другие участки мозга, согласованная работа которых необходима для нормального развития математических навыков. При столкновении с новыми типами задач активно работает префронтальная кора, отвечающая за сознательную рассудочную деятельность, внимание и рабочую память.

  • Слайд 44

    При решении знакомых задач активизируется угловая извилина (angulargyrus) левой теменной доли, которая отвечает, в частности, за извлечение фактов из долговременной памяти. Рис. 1. Борозды и извилины наружной поверхности левого полушария большого мозга: Ang — угловая извилина.

  • Слайд 45

    Осмысление символов — слов и цифр, обозначающих числа, — требует активной работы некоторых участков височной доли, таких как веретеновидная извилина (fusiformgyrus). Помимо чисел и слов веретеновидная извилина занимается также различением лиц. Внутренняя (медиальная) поверхность левого полушария. В нижней части схемы видна веретеновидная извилина височной доли (Fusiformgyrus), отвечающая за распознавание лиц, слов и символов (в том числе цифр). Изображение с сайта en.wikipedia.org

  • Слайд 46

    У детей, только начинающих учить арифметику, математические раздумья сопровождаются более сильным возбуждением префронтальной коры (сознательные, активные размышления); по мере обучения всё больше работы берут на себя теменные доли и веретеновидная извилина (навыки становятся более автоматическими), но без активной работы внутритеменной извилины ни одна арифметическая задача, простая или сложная, ни в каком возрасте не решается. Даже у опытного вычислителя, решающего простейшую задачу типа 2 + 3, мозговой центр, отвечающий за оценку количеств, неизменно возбуждается.

  • Слайд 47

    Похоже на то, что человеческий мозг, даже хорошо обученный, не в состоянии справиться с элементарными арифметическими действиями без активации представлений о количественном смысле (величине) чисел. С этим обстоятельством, по-видимому, связан так называемый «эффект величины проблемы» (problemsizeeffect): парадоксальный факт, состоящий в том, что даже людям с большим опытом вычислений, знающим на зубок не только таблицу умножения, но и многие вещи посложнее, всё равно требуется больше времени для перемножения двух больших однозначных чисел (8 × 9), чем двух маленьких (3 × 4).

  • Слайд 48

    Исходя из этих данных, логично предположить, что дискалькулия, возможно, является результатом каких-то нарушений (врожденных или приобретенных) в работе внутритеменной борозды или других компонентов «арифметической нейронной сети». Исследования подтвердили это предположение.

  • Слайд 49

    Выяснилось, что у детей, страдающих дискалькулией, при решении арифметических задач внутритеменная борозда работает менее активно, а объем серого вещества в этом отделе мозга у них меньше, чем у сверстников, не испытывающих трудностей с арифметикой. Кроме того, оказалось, что при дискалькулии в среднем слабее развиты нейронные связи между веретеновидной извилиной и теменными долями. Это, очевидно, должно создавать трудности при сопоставлении символов, обозначающих числа, с их величинами. http://elementy.ru/news/431589

  • Слайд 50

    Дискалькулия чаще всего наблюдается в синдроме различных нарушений психического развития у детей:

    с органическими поражениями мозга (при эпилепсии, гидроцефалии, ДЦП и пр.); с нарушениями зрения и слуха с тяжелыми нарушениями речи с ММД с ЗПР.

  • Слайд 51

    3. Симптоматика дискалькулий

  • Слайд 52

    Симптоматика дискалькулии включает наиболее характерные ошибки и затруднения в процессе усвоения математических знаний, умений и навыков (С.С. Мнухин, 1948; Ю. Г. Демьянов, 1970; М.В. Ипполитова, 1972; Н.И. Непомнящая, 1972; С.Л. Шапиро, 1976).

  • Слайд 53

    Недостаточное знание состава числа, трудности усвоения правила образования числа; Несформированность количественных отношений чисел; Автоматическое воспроизведение порядка следования чисел; Трудности установления отношения числа к его соседям; Затруднения в определении места числа в ряду натуральных чисел; Недостаточное овладение математическим словарем; неправильное называние чисел; Неточное представление о графической структуре цифр; Элементарный способ выполнения арифметических действий (дети опираются не на правила, а используют опору еа внешнее действие); Незнание таблицы сложения и вычитания, умножения и деления; Преимущественно конкретный характер мыслительных оперераций.

  • Слайд 54

    4. Механизмы дискалькулий

  • Слайд 55

    Вопрос о механизмах дискалькулии представляет собой сложную и недостаточно изученную проблему. Анализ различных точек зрения на механизмы дискалькулии позволяет выделить несколько концепций (с учетом ведущего аспекта рассмотрения механизмов дискалькулии).

  • Слайд 56

    1. Концепции дискалькулий, в которых в качестве механизмов выделяют гностико-практические нарушения

    N. Granjon-Galifret, J. Ajuriaguerra, 1951, и др. соотносят дискалькулию с нарушениями пальцевого гнозиса и праксисатании с несформированностью схемы тела, конструктивной апраксией, т. е. рассматривают дискалькулию у детей как эволюционный синдром Гертсмана.

  • Слайд 57

    Е.Д. Прокопенко, 1953 и др. не выявили у детей с дискалькулией нарушений нозиса и праксиса.

  • Слайд 58

    Таким образом, гностико-практические нарушения можно рассматривать не как обязательный, а как возможный патогенетический фактор.

  • Слайд 59

    2. Психологические концепции дискалькулии

    являются наиболее многочисленными. Их сторонники связывают дискалькулию, как и другие проявления школьной неуспеваемости, с несформированностьюмыслителных операций памяти, внимания, мышления (С.С. Мнухин, 1948; А.И. Кацитадзе, 1973; Г.М. Капустина, 1989; Л.С. Лебединская, 1983 и др.)

  • Слайд 60

    3. Нейропсихологические концепции

    В них подчёркивается связь дискалькулии с несформированностью целого ряда речевых и неречевых психических функций (Ю.Г. Демьянов, В.А. Ковшиков, А. Гермаковска, Р.И. Лалаева).

  • Слайд 61

    По данным А. Гермаковской у детей с дискалькулией наблюдается недостаточный уровень развития многих психических функций:

    симультанного анализа и синтеза, обеспечивающего овладение понятием числа, структурой письма; сукцессивного анализа и синтеза, являющегося предпосылкой в овладении порядковым (прямым и обратным) счётом и т. д.; логических операций сериации и классификации; зрительно-пространственных функций; временных представлений; мнестических процессов; лексико-грамматического строя речи и фонематических процессов; процессов чтения и письма.

  • Слайд 62

    5. Классификация дискалькулий

  • Слайд 63

    Исходя из анализа симптоматики и концептуальных подходов, выделяются различные классификациидискалькулии.

  • Слайд 64

    По данным Е.Л. Григоренко выделяются следующие виды дискалькулий:

    арифмерия цифровая алексия олигокалькулия (генерализованная) вербальная практогностическая (апраксическая) лексическая (цифровая) графическая идеогностическая операциональная псевдодискалькулия

  • Слайд 65

    Арифмерия

    (неспособность оперировать числами) представляют собой расстройства, развивающиеся при отсутствии нарушений восприятия. Этот подтип описывает узких круг расстройств, связанных с нарушением процессуальных вычислительных способностей.

  • Слайд 66

    Цифровая алексия

    (неспособность распознавать цифры) диагностируется у людей, не имеющих возможности правильно опознавать или записывать цифры. В большинстве случаев, цифровая алексия сопровождается словесной алексией (неспособностью распознавать буквы). Цифровая алексия также известна под названием афазическаяакалькулия.

  • Слайд 67

    Пространственная акалькулия

    характеризуется затруднениями, возникающими у человека при восприятии или зрительной организации арифметических проблем. Такой больной характеризуется тем, что, выполняя вычислительное действие, он игнорирует часть задания, написанную на правой стороне листа. Однако этот же больной способен с легкостью выполнить счетное действие в уме в случае восприятия задания на слух. Таким образом, оба расстройства (цифровая алексия и пространственная акалькулия) включают аспекты нарушения зрительного восприятия.

  • Слайд 68

    Олигокалькулия (генерализованная)

    представляет собой общую неспособность, вызывающую расстройство широкого спектра математических функций. Олигокалькулия часто сопровождается умственой отсталостью в то время как остальные формы дискалькулии развиваются при сохранном уровне интеллекта.

  • Слайд 69

    Вербальная

    описывает случаи, когда вычислительные операции могут успешно выполняться, но при этом больной неспособен называть числа, символы, количества, понятия или математические операции. Одним из наиболее распространенных симптомов вербальной дискалькулии является неспособность к выполнению простой задачи пересчета.

  • Слайд 70

    Практогностическая (апраксическая)

    характеризуется неспособностью к использованию абстрактных математических символов при выполнении операций с объектами. Такие больные неспособны пересчитать объекты или проранжировать объекты на основе их размеров, форм, пространственных характеристик или количества в группе.

  • Слайд 71

    Лексическая (цифровая)

    Неспособность к концептуализации арифметических функций, основанных на операциях с символами (например, плюсом и минусом), уравнений и математических выражений, является ведущим симптомом лексической или цифровой дискалькулии . Эта форма дискалькулии часто сочетается с другими типами неспособности к обучению Предполагается, что лексическая дискалькулия является результатом нарушения визуально-пространственных процессов.

  • Слайд 72

    Графическая

    характеризуется неспособностью конвертировать вербально предъявленную цифру в ее графический символ, заменить словесное представление чисел их символами или даже просто скопировать написанное число. Часто, однако, подобные люди способны конвертировать символическую репрезентацию числа в его словесную форму.

  • Слайд 73

    Идеогностическая

    представляет собой неспособность к овладению основоположных математических понятий и их связей с другими понятиями. Например, страдающие идеогностическойдискалькулией неспособны овладеть даже простыми операциями сложения.

  • Слайд 74

    Операциональная

    неспособность аккуратно применять математические операции. Найденные решения математических задач либо являются ошибочными в результате неправильного применения математических операций, либо, если решения правильны, являются случайным продуктом применения неадекватных математических операций. Операциональнаядискалькулия считается наиболее труднодиагностируемой, поскольку логика, используемая больным при выполнении математических операций, является труднодоступной.

  • Слайд 75

    Псевдодискалькулия

    представляет собой недоразвитие математических способностей, возникающее в результате необразованности, отсутствия мотивации учиться, академического отставания или неадекватности обучающих программ. На поведенческом уровне псевдодискалькулия может проявляться в формах, сходных с акалькулией и дискалькулией, но при этом этиологически им не соответствовать, то есть не являться следствием травмы головного мозга или нарушений функционирования головного мозга, проявляющимися в процессе развития.

  • Слайд 76

    L. Kosč

    вербальная, практогностическая, дислексическая, графическая, операциональная

  • Слайд 77

    Методика профилактики и коррекции дискалькулии

  • Слайд 78

    Профилактика дискалькулий у дошкольников с ЗПР (по С.Ю. Кондратенко)

  • Слайд 79

    Профилактика, ранняя диагностика и коррекция нарушений счётных операций у детей имеет большое теоретическое и практическое значение, т.к. успешное овладение счётом и счётными операциями является одним из необходимых условий школьной успеваемости.

  • Слайд 80

    Факторы риска для каждого вида дискалькулии (по классификации L. Kosč):

  • Слайд 81

    Вербальная дискалькулия:

    нарушено словесное обозначение математических понятий, восприятие цвета, формы, величины; не сформированы количественные представления, пространственное восприятие, зрительная и слуховая память; имеет место непонимание связи цифр, обозначающих число, с его вербальным обозначением

  • Слайд 82

    Практогностическая:

    имеется расстройство системы счисления конкретных предметов и их символов; нарушены зрительно-пространственное восприятие, зрительная и слуховая память, зрительно-двигательная координация; не сформированы логические операции;

  • Слайд 83

    Дислексическая:

    нарушено чтение математических знаков, словесное обозначение математических понятий, восприятие цвета, формы, величины, количества, пространственное восприятие, зрительная и слуховая память, аналитико-синтетическая деятельность; не сформированы представления об образе математических знаков.

  • Слайд 84

    Графическая:

    нарушены запись математических знаков и воспроизведение геометрических фигур, ручная моторика, зрительно-двигательная координация, аналитико-синтетическая деятельность, пространственное восприятие, зрительная память, представления о форме, величине, математической символике.

  • Слайд 85

    Операциональная:

    имеет место непонимание математической терминологии, текстов задач; не сформированы логические, математические операции; нарушены восприятие количества, аналитико-синтетическая деятельность, зрительная и слуховая память, лексико-грамматический строй речи.

  • Слайд 86

    В основу логопедической работы по профилактике дискалькулий положены следующие принципы:

    связи знаний и умений с жизнью; научности и доступности; системности и последовательности; развивающего и воспитывающего обучения; активности и самостоятельности; всесторонности и гармоничности развития детей и др.

  • Слайд 87

    Методы логопедической работы по профилактике дискалькулий:

    практические, наглядные, словесные.

  • Слайд 88

    Практические методы

    необходимо направить на организацию и активизацию практической деятельности детей со счетным материалом. Это упражнения (речевые, игровые, подражательно-исполнительского и конструктивного характера), целенаправленные действия с различным дидактическим материалом, создание условий для применения счетных навыков в быту, игре, труде и в общении.

  • Слайд 89

    Наглядно-практический метод моделирования

    представляет собой конструирование модели и использование ее для формирования представлений о свойствах объектов и структуре их взаимоотношений. Для этого дошкольникам предлагаются предметные модели (конструкция из реальных предметов), предметно-схематические модели (конструкции из предметов-заместителей и графических знаков), графические модели (схемы, рисунки и т. д.). Таким образом, действия замещения и моделирования являются основой формирования познавательных способностей.

  • Слайд 90

    Словесные методы обучения:

    рассказывание детей, отражающее в связной речи сложившиеся представления, рассказ учителя-логопеда, предварительная, обобщающая беседа, вопросы, пояснение и объяснение, самооценка и т. д.

  • Слайд 91

    Методика логопедической работы по профилактике дискалькулии у дошкольников

    основывается на комплексном подходе, который включает в себя: изучение формирования счетной деятельности у детей специальную организацию пространственно-развивающей среды; знакомство детей с природным и рукотворным материалом и использование его в процессе активной предметно-практической деятельности и игре, проведение обучающих игр с математическим содержанием; общение взрослого с ребенком в процессе формирования счетной деятельности; взаимодействие всех взрослых - участников образовательного процесса (учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатели, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования) с целью координации работы.

  • Слайд 92

    Такой подход предполагает интеграцию счетной деятельности в различные виды занятий: по развитию и коррекция речи, в игровые, ИЗО, конструктивные, трудовые, музыкальные, учебные и др.

  • Слайд 93

    В ходе коррекционной работы

    целесообразно использовать индивидуальные и подгрупповые формы работы: экскурсии и наблюдения, ознакомление с литературными произведениями, игры (с природным материалом, с сенсорными эталонами, конструктивные, на развитие ритмической способности, пальчиковые, с образными игрушками, сюжетно-ролевые, музыкально-дидактические, логические со знаково-символическим материалом - цифрами, кубиками, пиктограммами и т. д.), упражнения с иллюстративным материалом (фотографии, картины) и др.

  • Слайд 94

    Направления и содержание коррекционно-педагогической работы по профилактике дискалькулии у младших школьников с нарушениями речи(по Е.А. Афанасьевой, 2009)

  • Слайд 95

    Диагностика когнитивной и речевой сферы учащихся

    Цель: выявить факторы риска, обусловливающих возникновение определённого вида дискалькулии Пробы включают задания на исследование особенностей: зрительного восприятия (предметный гнозис, цифровой гнозис); речеслуховой и зрительной памяти; ручной моторики и пальцевого гнозопраксиса; восприятия и воспроизведение ритма; пространственного мышления; логического и вербального мышления; усвоения счётных операций; математического словаря.

  • Слайд 96

    Развитие зрительной и слуховой памяти (профилактика всех форм дискалькулии)

    Развивать объём кратковременной памяти Формировать память на линейный ряд Формировать начальные навыки дифференцированной памяти Зрительная память. Запоминать с первого предъявления и находить картинки среди фоновых. Запоминать предметы в показанной последовательности и назывании их в этом порядке/среди фоновых. Линейная память. Восстанавливать заданный ряд «Чего не стало?», «Что изменилось?». Конструктивная зрительная память . «Запомни и выложи» (цифры, буквы, геометрические фигуры) Слуховая память. Воспроизводить различные неречевые ритмические контуры (постукивание, похлопывание и т.д.) «Хлопай так же, как я», «Кто забивает гвозди?», «Копилка» (методика М. Фидлер). Запоминать линейный порядок слов, обусловленных ситуацией и необусловленных. Запоминать в заданном порядке слова и показывать соответствующие им предметы в данной последовательности /среди фоновых/ «Запомни и найди», «Покажи в том порядке, как запомнил». Линейная память. Запоминать ряд слов, цифр, находить изменения в ряду «Что изменилось?», «Повторение слов и цифр» (А. Р. Лурия) Дифференцированная память: «Что запомнил вначале, а что запомнил потом?»

  • Слайд 97

    Развитие зрительно восприятия (профилактика вербальной, практогностической, графической, дислексическойдискалькулии)

    Формировать зрительный гнозис Дифференциация сходных зрительных образов и их различий по цвету, форме, величине Узнавать изображения предметов: в цветном, силуэтном, контурном (непрерывные линии, пунктир, пунктир с точкой), «зашумлённом» (изображение не совпадает с линиями/ линии совпадают с рисунком) изображении. Узнавать изображения наложенные друг на друга (фигуры Попельрейтра). Прослеживать пальцем, взглядом путь от одного предмета к другому: «Дорожки», задания в альбоме «Математическая мозаика». Определять в двух рисунках недостающий/лишний элемент: «Что изменилось». Конструировать и реконструировать фигуры: восстанавливать предметы из «осколков», конструировать буквы, цифры из палочек. Соотносить целое и части (по С.Д. Забрамной). Развитие буквенного гнозиса, развитие цифрового гнозиса.

  • Слайд 98

    Развитие пространственного восприятия (профилактика вербальной, практогностической, графической дискалькулии)

    - Формировать умение ориентироваться в окружающем пространстве - Формировать умение ориентироваться на собственном теле - Формировать Ориентировка на собственном теле: «Покажи, где .» (части тела). Пространственные представления относительно себя: «Где звенит колокольчик?»; относительно другого лица, предмета; местоположения предметов дислексическойдискалькулии) пространственный гнозопраксис относительно друг друга. Ориентировка на листе бумаги (чистом, в клетку). Моделирование пространственных отноггпгений на рисунках, чертежах, планз-^с, схемах.

  • Слайд 99

    Развитие зрительно-двигательных координаций, моторных навыков, чувства ритма (профилактика практогностической, графической дискалькулии)

    - Формирование кинестетической основы движений - Развитие динамической организации и координации движений - Формирование зрительно-пространственной организации движений - Развитие восприятия и во спроизведения ритмических структур Узнавание ритма и соотнесение его с определённое зрительной зт^оделью. Воспроизведение р^гтмических структур с опорой на ^зрительное восприятие/без опоры на ^зрительную модель ритмической струьсгхуры. Различение ритмических последовательностей гзга. слух. Определение количества сильных и слабых ударов. Воспроизведение рих~лма по подражанию. Развитие зрителъ HO—JHomорной координации. Выполнегагие проб Хэда. Упражнение^ на воспроизведение статики движений (праксис позы). Упражнения на развитие динамической оз=>ганизации движений (с испо5-сьзованием предметно-практической деятельности)

  • Слайд 100

    Развитие логических операций (профилактика практогностической, операциональнойдискалькулии)

    - Формировать навыки обобщения, сериации, исключения понятия, сравнения - Формировать понятие сохранения Формирование сериа^гпи на невербальном материг.але; с включением речи, на числовом материале. Упражнев^ия на ранжирование зсгредметов, геометрических фигур по величине, длине, насыщенности ц&ета и др. признакам с участием речи:-Упражнения на числовом ^^хатериале: «Раскрась цифру», «Какой; ло счёту в очереди.?», «На какой жёрдочке птица?», «Найди число»-^, «Назови соседей», «Дополни число:вой ряд». Формирование классифъ-екации с учётом конкретного признака и общих критериев: «"Четвёртый лишний» - на основе внешних признаков, на основе родовых понятий, на основе двух признаков, на основе функциональных признаков, на основе семаинтических признаков, формально—Языковых, грамматического значе^зля, на вербальном уровне. Формирование сравпетс^г-. «Чем отличаются?» на предметах, сюжетных картинках. Сравнение абстрактных объектов (числа, слова). Формирование понятия сохранения: «Бутылки» (Ж. Пиаже)

  • Слайд 101

    Формирование количественных представлений (профилактика вербальной, дислексической, операциональнойдискалькулии )

    - Формировать умение работать с множествами - Формировать навыки счётной деятельности Формирование умения видеть множество и выделять его элементы. Упражнять в составлении множеств: из одинаковых элементов, из разных элементов, из подмножеств. Сравнивать множества по количеству: на глаз (резко контрастные по количеству), путём соотнесения «один к одному» способами наложения, приложения, составлением пар, соединением рисунков по линиям. Уравнивать множества, добавляя или убирая элементы. Счётная деятельность. Счёт с помощью различных анализаторов: по образцу, по названному числу, по цифровому изображению, на слух, на ощупь, счёт движений. Образование соседних чисел, сравнение соседних чисел. Сравнивать множества на основе счёта. Формировать понятие об абстрактности числа: независимость числа от размеров предметов; от расстояния между предметами; от формы расположения предметов; от направления количественного счёта

  • Слайд 102

    1. Принципы коррекции дискалькулий

  • Слайд 103

    Комплексности Системности Деятельностного подхода Учета психологической структуры процесса овладения счётными операциями Учета особенностей высших психических функций, обеспечивающих овладение счётными операциями Взаимосвязи в развитии перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок деятельности по овладению математическими умениями и навыками Единства формирования сукцессивных и симультанных процессов Учета поэтапности формирования умственных действий Програмирования при формировании нарушенных функций Постепенного перехода от наглядно-действенного к вербально-логическому мышлению Максимального включения речи на всех этапах формирования умственных действий

  • Слайд 104

    2. Формирование сенсомоторных (гностико-практических) функций

  • Слайд 105

    2.1 Развитие зрительного гнозиса

  • Слайд 106

    Уточнение и развитие предметного гнозиса

    Предлагаются задания на узнавание перечеркнутых контурных изображений, наложенных друг на друга; узнавание недорисованных контурных изображений и др.

  • Слайд 107
  • Слайд 108
  • Слайд 109
  • Слайд 110
  • Слайд 111

    Дифференциация по цвету

    Материалом для коррекционной работы служат предметы, картинки, геометрические фигуры разного цвета. Предлагаются задания и игры на соотнесение цвета различных предметов, изображений, геометрических фигур.

  • Слайд 112

    Дифференциация по форме и величине

    Предлагаются задания на соотнесение геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, полукруг).

  • Слайд 113

    Классификация геометрических фигур по форме, величине, цвету

    Материалом для коррекционной работы служат геометрические фигуры, различные по цвету (красные, синие, зелёные, желтые и др.), по величине. Игра «Разложи по коробкам»

  • Слайд 114

    Дифференциация предметов по признакам (длинный-короткий, высокий-низкий, широкий-узкий, толстый-тонкий)

    Материалом для коррекционной работы служат предметы, изображения предметов, различающихся по заданным признакам, а также сюжетные картинки.

  • Слайд 115

    Формирование буквенного и цифрового гнозиса

  • Слайд 116

    2.2 Развитие пространственного гнозиса и гнозопраксиса

  • Слайд 117

    Развитие пространственных функций осуществляется в следующей последовательности:

    уточнение схемы тела (правая-левая рука, правая-левая нога, правое-левое ухо и т. д.); ориентировка в окружающем пространстве (что где находится по отношению к ребёнку); дифференциация пространственных отношений на невербальном и вербальном уровнях.

  • Слайд 118

    С целью развития оптико-пространственного гнозиса и праксиса используют следующие виды и упражнения

  • Слайд 119
  • Слайд 120
  • Слайд 121

    2.3 Развитие ручной моторики

  • Слайд 122

    Осуществляется в следующих направлениях:

    развитие кинестетической основы движений; развитие динамической организации и координации движений; формирование зрительно-пространственной организации движений.

  • Слайд 123
  • Слайд 124
  • Слайд 125
  • Слайд 126
  • Слайд 127
  • Слайд 128
  • Слайд 129
  • Слайд 130
  • Слайд 131
  • Слайд 132
  • Слайд 133

    2.4 Развитие временных представлений

  • Слайд 134

    С целью развития временных представлений и уточнения их речевых обозначений предлагаются следующие виды упражнений

    Узнавание и называние времен года …

  • Слайд 135
  • Слайд 136
  • Слайд 137
  • Слайд 138
  • Слайд 139
  • Слайд 140
  • Слайд 141
  • Слайд 142

    2.5 Развитие слухового восприятия, слухомоторной и слухозрительно-моторной координации

  • Слайд 143

    3. Формирование логических операций

  • Слайд 144

    3.1 Формирование сериации

  • Слайд 145

    3.2 Формирование классификации

  • Слайд 146

    3.3 Формирование сравнения

  • Слайд 147

    3.4 Формирование умозаключений

  • Слайд 148

    Формирование умозаключений на основе аналогий

  • Слайд 149
  • Слайд 150
  • Слайд 151

    4. Формирование сукцессивных и симультанных процессов

  • Слайд 152

    4.1 Формирование сукцессивного анализа и синтеза

  • Слайд 153

    4.2 Формирование симультанного анализа и синтеза

  • Слайд 154

    5. Формирование количественных представлений

  • Слайд 155

    6. Формирование речевых предпосылок овладения математическими знаниями, ми и навыками

  • Слайд 156

    7. Интеграция речевых и неречевых функций в процессе математической деятельности

  • Слайд 157

    Обучающие компьютерные программы, позволяющие проводить коррекционную работу, направленную на преодоление дискалькулий, разработанные с учетом нейробиологических данных

  • Слайд 158

    Программы The Number Race и Graphogame-Math

    ребенок должен определить, какое из двух изображенных на экране множеств содержит больше объектов, а программа сообщает, верен ли ответ.

  • Слайд 159

    Эффективность этих программ изучалась в ходе строгих экспериментов со всеми необходимыми контролями.

  • Слайд 160

    Оказалось, что 6–7-летние дети с пониженными математическими способностями, игравшие в эти игры по 10–15 минут ежедневно в течение трех недель, стали намного лучше справляться с заданиями по сравнению чисел. К сожалению, эффект не распространился на другие типы арифметических заданий, такие как счет или сложение. http://www.unicog.org/main/pages.php?page=NumberRace

  • Слайд 161

    Сейчас авторы программы работают над её следующим поколением, которые, возможно, будут более эффективными. Новые программы, такие как TheNumberBonds (http://number-sense.co.uk/numberbonds/numberbonds.htm), тренируют не только способность оценивать количества, но и умение ими манипулировать. Предварительные результаты выглядят обнадеживающе, но для окончательных выводов об эффективности этих программ пока слишком мало данных. Источник: Brian Butterworth, SashankVarma, Diana Laurillard. Dyscalculia: From Brain to Education // Science. 2011. V. 332. P. 1049–1053. http://www.sciencemag.org/content/332/6033/1049.abstract

  • Слайд 162

    Литература:

    Р.И. Лалаева, А. Гермаковска Нарушения в овладении математикой (дискалькулия) у младших школьников. Диагностика, профилактика и коррекция: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Издательство «Союз», 2005.

  • Слайд 163

    Баряева Л.Б. Ин егративная модель математического образования дошкольников с задержкой психического развития. - СПб.: СОЮЗ, 2005. – 199 с. Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Математика для дошкольников в играх и упражнениях. – СПб: КАРО, 2007. – 288 с. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. – М.: Владос, 2004. – 399 с. Гермаковска, А. Коррекция дискалькулии у школьников с тяжёлыми нарушениями речи: Автореф. дис. канд. пед. наук. – СПб., 1992.-16 с. Лалаева, Р. И., Гермаковска, А. Особенности симультанного анализа и синтеза у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи //Дефектология.- 2000.-№4.-С. 17-20 Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1974. – 368 с. Певзнер М.С. Отграничение детей с синдромом акалькулии от детей–олигофренов // Дети с отклонениями в развитии. – М.: Педагогика, 1966. – С. 226-240. Столяр А.А. Педагогика математики. – 3-е изд. – Минск: Высшая школа, 1986. – 414 с. Рихтерман, Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1982. – 47 с. Kosč L. Vyvinovadyskalkuliaakoporuchamatematicnuchschopnostivdetakomveka // Otaskydefektogie. – 1971. – № 4. – Р. 34-48.

Посмотреть все слайды

Предложить улучшение Сообщить об ошибке