Содержание
-
Занятие № 4
«Функциональные стили языка. Почему их важно различать?»
-
В зависимости от целей и задач, которые ставятся и решаются в процессе общения, происходит отбор различных языковых средств.
-
Разновидности единого литературного языка, называются функциональными стилями. разновидности = стили функция = роль
-
Стили языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорно-обиходный, т.е. книжный и разговорный.
-
Задания. Сопоставьте слова: брат, братец, братан, братик. В каких речевых ситуациях уместны данные слов?
-
2.Сопоставьте синонимичные слова на предмет их не только смыслового, но и стилистического различия: книжные/разговорные Нехватка-дефицит, обличье-облик, напасть-злоключение, потеха-развлечение, переделка-преобразование.
-
3.Подберите стилистические синонимы по образцу: вояка - …, глазник - …, врун - …, большущий - …, … - расточить, … - сетовать.
-
Помимо смысла и стилистической окраски слово способно выражать чувства, а также оценку различных явлений реальной действительности.
-
Слова Человек Выделяются две группы эмоционально-экспрессивной лексики:
-
Разговорные слова.
В обиходно-бытовом общении, характерном для устной речи, употребляется преимущественно разговорная лексика. Она не нарушает общепринятых норм литературного язык, однако ей свойственна известная свобода.
-
Книжные слова.
Разговорные слова противопоставлены книжной лексике. К ней относятся слова научного, технического, газетно-публицистического и официально-делового стилей, представленных обычно в письменной речи.
-
Просторечие.
Находится за пределами стилей литературного языка. Просторечие употребляется обычно в целях сниженной, грубоватой характеристики явлений и предметов реальной действительности.
-
Нейтральные слова.
Не все слова языка распространены между различными стилями речи. В русском языке есть большая группа слов, употребляемых во всех без исключения стилях и характерных как для устного, так и для письменного общения. Это нейтральные слова.
-
Задание.
Сопоставьте приведенные в таблице нейтральные слова с их стилистическими книжными и разговорными. Продолжите таблицу 2-3 примерами.
-
Рефлексия.
- Зачем нужно ориентироваться в стилях речи человеку, болеющему за культуру речи?