Содержание
-
Художественный стиль речи
Особенности: Образность Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных средств) Использование средств других стилей (особенно разговорного)
-
Главная функция художественного стиля -
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ (создание образов, вызывающих эмоциональный отклик, эстетическое наслаждение, сопереживание) Художественный стиль – ключ к душе человека
-
Тропы и стилистические фигуры
Эпитет Метафора Метонимия Синекдоха Сравнение Гипербола Литота Ирония Олицетворение Аллегория Перифраз Риторическое обращение Риторический вопрос Анафора Эпифора Антитеза Оксюморон Градация Эллипсис Умолчание Парцелляция
-
ЭПИТЕТ -
слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества, признаки. Твоих задумчивых ночей прозрачный сумрак (А.Пушкин)
-
МЕТАФОРА -
троп, в котором употребляются слова и выражения в переносном значении на основе аналогии сходства, сравнения (скрытое сравнение) И тьмой, и холодом объята душа усталая моя (М.Лермонтов)
-
МЕТОНИМИЯ -
троп, в основе которого замена одного слова другим, смежным по значению. В метонимии явление или предмет обозначается с помощью других слов или понятий, при этом сохраняются их признаки или связи. Шипеньепенистыхбокалови пунша пламень голубой (А.Пушкин)
-
СИНЕКДОХА -
один из видов метонимии, в основе которого – перенесение значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними соотношения И слышно было до рассвета, как ликовалфранцуз. (М.Лермонтов)
-
Сравнение -
троп, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Обычно при этом используются сравнительные союзы( как, будто, точно, словно, как будто) Анчар, как грозный часовой, стоит – один во всей вселенной (А.Пушкин)
-
ГИПЕРБОЛА -
троп, основанный на чрезмерном преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления По неделе ни слова ни с кем не скажу, все на камне у моря сижу (А.Ахматова)
-
ЛИТОТА -
троп, противоположный гиперболе, художественное преуменьшение Ваш шпиц, прелестный шпиц, - не болеенаперстка (А.Грибоедов)
-
ИРОНИЯ -
Прием осмеяния, содержащий в себе оценку того, что осмеивается. В иронии всегда есть двойной смысл, где истинным является не прямо высказанное, а подразумеваемое. Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И.Крылов)
-
АЛЛЕГОРИЯ -
троп, основанный на замене абстрактного понятия или мысли конкретным изображением предмета или явления действительности. Например, в начале «Божественной комедии» Данте встречает в лесу трех зверей – пантеру, льва и волчицу, которые являются аллегорией человеческих страстей – сладострастия, гордыни и алчности.
-
ПЕРИФРАЗ -
троп, в котором прямое название предмета, человека, явления заменяется описательным выражением, в котором указаны признаки не названного прямо предмета, лица, явления. Солнце русской поэзии – Пушкин Царь зверей - лев
-
Стилистические фигуры – это особые стилистические обороты. Суть их состоит в особом синтаксическом построении речи.
Риторическое обращение –придание авторской интонации торжественности, патетичности, иронии. О вы, надменные потомки… (А.Пушкин)
-
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС -
такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря? (А.Пушкин)
-
АНАФОРА -
единоначатие Словно клянете вы дни без просвета, Словно пугают вас ноченьки хмурые… (А.Апухтин)
-
ЭПИФОРА -
повтор в конце фразы, предложения, строки, строфы Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня. (А.Блок)
-
АНТИТЕЗА -
противопоставление И день и час, и письменно и устно, За правду да и нет… (М.Цветаева)
-
ОКСЮМОРОН -
соединение логически несовместимых понятий Ты – меня любивший фальшью истины и правдой лжи… (М.Цветаева)
-
ГРАДАЦИЯ -
группировка однородных членов предложения в определенном порядке: по принципу нарастания или ослабления эмоционально-смысловой значимости Не жалею, не зову, не плачу… (С.Есенин)
-
ЭЛЛИПСИС -
Пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения, чаще всего сказуемого: Богаты мы, едва ли с колыбели … (М.Лермонтов)
-
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ -
расчленение конструкции Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело.
-
ЭТАПЫ АНАЛИЗА художественного текста
Выразительное чтение текста Идейно-содержательный анализ (тема, идея текста) Анализ изобразительно-выразительных средств на различных уровнях языка Выражение своего отношения к тексту
-
Назовите изобразительно-выразительное средство Ледовая дорожка ждет будущих чемпионов. Чайник кипит. Готов задушить в объятьях. Не то на серебре – на золоте едал. При свете тьмы. Мужичок с ноготок. Лес точно терем расписной. Политический пасьянс. Самый взыскательный покупатель найдет здесь товар по душе. Горячее сердце. Флеров - все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже. Красноречивое молчание . Певец Гяура и Жуана. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. Там стонет человек от рабства и цепей.
-
Соотнесите тропы и их определения
-
Соотнесите стилистические фигуры и их определения
-
-
Соотнесите стилистические фигуры и их определения
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.