Содержание
-
Имя числительное
Знакомство с частью речи Юрьева Е. С., Москва, школа № 758.
-
Мини-анкета.
1. Сколько тебе лет? 2. В каком классе ты учишься? 3. Сколько у тебя сегодня уроков? 4. На каком этаже ты живёшь?
-
Делаем шаг первый.
-
Количественные числительные
Отвечают на вопрос сколько? Обозначают количество предметов Примеры: шесть, пятнадцать, пять десятых, трое
-
Порядковые числительные
Отвечают на вопрос какой? который? Обозначают порядок предметов при счёте Примеры: первый, четвёртый, тридцатый
-
Делаем шаг второй:синтаксическая роль
Три девицы под окном Пряли поздно вечерком… Первый луч солнца разбудил девочку.
-
Делаем шаг третий:
ИЗ ИСТОРИИ ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
-
Имена числительные в древнерусском языке.
Один на десяте, Два на десяте, … → Один + на + дцать → одиннадцать Два + на + дцать → двенадцать Три + на + дцать → тринадцать
-
Сорок
Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорокъ (то есть мешок) вкладывали 4 десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорокъ – сначала мешок, затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок. (Из «Краткого этимологического словаря» Н.М. Шанского)
-
Миллион.
Слово миллион имеет собственного «создателя». Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в 13 веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, и придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова милли, означающего «тысяча», и оне, соответствующего русскому увеличительному суффиксу –ищ- (например, домище). Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову тысячища.
-
Делаем шаг четвертый:
Семеро … Заблудиться … Знать … Идти … Семь раз отмерь … Один ум хорошо … в трёх соснах как свои пять пальцев а два лучше один раз отрежь одного не ждут на все четыре стороны
-
Пять или пятёрка – какая разница?Сравните:
Пять, пятёрка и пятак Пять монет Пять тетрадей Медный пятак Пятёрка Сколько? Сколько? Что? Что?
-
ЗВОНКИ.
Я Володины отметки Узнаю без дневника. Если брат приходит с тройкой - Раздаются три звонка. Если вдруг у нас в квартире Начинается трезвон – Значит, пять или четыре Получил сегодня он. Если он приходит с двойкой, Слышу я издалека: Раздаются два коротких, Нерешительных звонка! Ну, а если единица – Он тихонько в дверь стучится. (А. Барто.)
-
Делаем шаг пятый:найдите числительные
Два, двое, двоюродный, двойка, двойник. Пятак, пятый, пятиклассник, пять. Три, три пятых, утроить, тройной.
-
Делаем шаг шестой:
Я каждый день и каждый час Сказать готово, сколько вас, И я могу, имей в виду, Сказать, который ты в ряду.
-
Делаем шаг седьмой, почти последний:
Подведем итоги. Что сегодня узнали на уроке? Как будем отличать эту часть речи от других? Понравилось ли вам на уроке?
-
Домашнее задание.
Вспомните и запишите как можно больше названий литературных произведений, в которых есть имена числительные.
-
Спасибо за внимание!
до скорой встречи!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.