Содержание
-
Имя существительное
Повторение изученного в 5 классе. МБОУ СОШ №6 г. Торжка Тверской обл. Урок русского языка в 6 классе. Учитель: Свирская Наталья Александровна
-
Цель урока: расширить представления о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных в речи
-
«Имя существительное — хлеб языка». (Л. Успенский.) Доказать справедливость утверждения Льва Васильевича Успенского, что «имя существительное — хлеб языка».
-
К. Г. Паустовский утверждал:
«Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия».
-
Какие же названия предметам дает имя существительное?
живые существа: девочка, ... явления природы: гроза, ... явления общественной жизни: митинг, ... признак как предмет: синь, ... действие как предмет: бег, ..
-
Афанасий Афанасьевич Фет
Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья. Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной. Ночные тени, Тени без конца. Ряд волшебных изменений Милого лица. Из 22 слов стихотворения — 14 существительных, 6 прилагательных и 2 служебных слова, а получается удивительная, чудесная картина ночи, ночного пейзажа.
-
Какие картины могут «нарисовать» существительные?
Вечер. Поле. Огоньки. Дальняя дорога. (В. Маяковский.) Опять дожди, опять туманы, И листопад, и голый лес, И потемневшие поляны, И низкий серый свод небес. (С. Аксаков.) Вывод: с помощью существительных можно «нарисовать» картину природы, портрет и т. д.
-
Существительные несут в себе и эмоциональную оценку.
Бездельник, труженик, лодырь, лентяй, прогульщик . В чем особенности этих слов? Какой оттенок они несут? В любой ли речевой ситуации могут быть использованы эти слова? Приведите примеры. Что, кроме самого значения слова, может придавать существительному эмоциональную окраску? Суффиксы
-
Какую эмоциональную окраску придают суффиксы выделенным существительным?
1) Снег, снежатина, снежище — белое чудо России. (Р. Рождественский.) 2) И стоят себе липы, липушки. 3) Молодой поэтик написал про цветик, написал про цветик сто один куплетик. (М. Исаковский.) атин ищ ушк ик ик ик ик
-
Прочитайте текст, перескажите его, придумайте заголовок.
Серебрянка — мелкая речонка. Мы долго сидим на ее берегу в зарослях тростника и смотрим в воду. Ленивое течение колышет мягкие растения, в них собираются подводные жители. Головастый налим вывернулся из норы и стрельнул в заросли. Появляется усатый рак, и сразу исчезают мелкие рыбешки. (По Э. Шиму.)
-
Варианты домашних заданий
1) написать сочинение на тему «Имя существительное — хлеб языка»; 2) подготовить сообщение «Роль существительных-антонимов в речи»; 3) используя книги для чтения по русскому языку, подготовить сообщение о происхождении какого-то имени существительного; 4) используя таблицу (см. раздел словаря «Таблицы справочного характера»), подготовить сообщение «Роль имени существительного в предложении». упр. 192
-
Имя существительное
Повторение изученного в 5 классе. (2 урок)
-
Синтаксическая пятиминутка.
1) Рыбалка — моя страсть. 2) Выдумывание названий — особый талант. (К. Паустовский.)
-
Запись под диктовку
Графически выделить окончания существительных. Ехать по площади, ходить по галерее, возле землянки, подплыть к пристани, идти по дороге к деревне, отдыхать в санатории, направляться к станции.
-
Задание: образовать существительные от глаголов объяснять, соединять, удивлять, раздражатьс помощью суффикса -ени-, поставив их в предложном падеже, разобрать по составу. объяснение, соединение, удивление, раздражение
-
Выборочный диктант.
3-е склонение Мышь, тишь, дрожь не 3-е склонение возле дач, карандаш, задач, камыш, сокровищ.
-
Существительное поставить в форму предложного падежа единственного числа.
В (бег) на пятьсот метров победила наша команда. Юлия задыхалась на (бег) и не могла говорить. За участие в том кровопролитном (бой) он был награжден медалью. Наверное, и ты немало видал на своем (век). Жизнь в маленьком поселке имеет свои особенности: ты всегда на (вид) у всех.
-
Работа с пословицами.
1) без, грамматик.., и, учатся, математик.., не, букв, и Подсказка: предлог, мн. ч. род. п., союз, ед. ч. род. п., не, глагол, и, ед. ч. род. п. 2) работ.., не, в желез, ржавеет Подсказка: предлог, ед. ч. пр. п., ед. ч. им. п., не, глагол. 3) и, поедет, тигр, на, богатырь Подсказка: ед. ч. им. п., и, предлог, ед. ч. пр. п., глагол. 4) и, щенок, тот, к, слепой, полезет, матер.. Подсказка: прилагательное, им. п. ед. ч., – и, тот, предлог, дат. п. ед. ч., глагол.
-
Самостоятельная работа.
Упражнение 200. Упражнение 201.
-
Проверка.
-
-
Домашнее задание:
Упражнение 204.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.