Содержание
-
Тема: «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ»
/Заключительный урок по теме «Имя существительное»/
-
«Имя существительное — хлеб языка». (Л.Успенский.)
-
Р. Фархади «Земные слова».
На всех языках есть такие слова: Мать. Родина. Счастье. Река. Синева. Кто б ни был, любому понятны они. Слова — путеводные наши огни. Живые. Земные... И суть их проста: Хлеб. Утро. Работа. Мечта. Красота. Но есть и такие слова в словарях, Они вызывают тревогу и страх. Слова, что исчезнуть должны навсегда: Война. Разоренье. Жестокость. Вражда. Останутся с нами другие слова. В них гордая сила людского родства: Мир. Дружба. И радость высокой волной — Мы — люди. Мы — дети планеты одной.
-
Л.Толстой : «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение — картина».
Шепот, робкое дыханье, Трели соловья. Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной. Ночные тени, Тени без конца. Ряд волшебных изменений Милого лица. А.Фет. Из 22 слов стихотворения — 14 существительных, 6 прилагательных, 2 служебных слова
-
Отрывки из поэмы А.С.Пушкина "Евгений Онегин".
1. Все было просто: пол дубовый, Два шкафа, стол, диван пуховый, Нигде ни пятнышка чернил... Онегин шкафы отворил. 2. Везде высокие покои, В гостиной шелковы обои, Царей портреты на стенах И печи в пестрых изразцах.
-
Словарная работа.
Найдите значение слов "покои" и "изразцы" в толковых словарях В.И.Даля и С.И.Ожегова. Покой – внутренние помещения, комнаты. Изразец – плитка из обожженной глины для облицовки стен и печей, покрытая с лицевой стороны глазурью, кафель.
-
Самостоятельная работа с текстом.
Прочитайте отрывок. Подумайте, какую картину нарисовал автор? Что ему помогло нарисовать ее? ...Уже столпы заставы Белеют; вот уж по Тверской Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах.
-
Вывод: Используя только имена существительные, можно нарисовать и застывшую картину, и создать впечатление движения.
-
Запись под диктовку.
О красном вечере задумалась дорога, Кусты рябин туманней глубины, Изба-старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш_ тишины.
-
Обратите внимание на словосочетания: кусты рябин, мякиш тишины, изба-старуха. Роль какой части речи выполняют слова "рябин", "мякиш" и "старуха"? Перестройте эти словосочетания по схеме: сущ. + прил. Рябиновые кусты, старая изба, мягкая тишина.
-
Сравните: старая изба и изба-старуха Какое из словосочетаний кажется вам более выразительным и почему? Сравните звучание слов "старая" и "старуха".Что дает автору использование звука "х"? Что же такое "челюсть порога"? Какой глагол автор использует для описания избы? Как вы думаете, зачем он это делает? Автор использует глагол "жует", а нужно ему это для того, чтобы изба предстала перед нами как живая. Как называется этот прием? Олицетворение.
-
Обратите внимание на последнюю строчку. Жует пахучий мякиш тишины Какие согласные здесь преобладают? Как вы думаете, почему именно к помощи глухих согласных прибегает автор? Он создает картину тихого вечера. Какое слово помогает нам это понять? Слово "тишина". Почему именно глухие согласные использует поэт, а не звонкие? Звонкие согласные звучат слишком громко, они не могут передать тишину. А глухие согласные произносятся как бы шепотом. Они сами по себе тихие. Как произносятся глухие согласные, в чем их главное отличие? При их произнесении не участвует голос, как при произнесении звонких согласных.
-
Категория рода.
Сколько родов в русском языке. Три: мужской, женский и средний. Может ли имя существительное изменяться по родам? Нет, это постоянный признак. Какого рода существительное "облако"? Среднего рода. Какого рода слово "мышь"? Женского.
-
Облак, как мышь, подбежал и взмахнул В небо огромным хвостом. Определите род существительного "облак". Это существительное мужского рода. Докажите, что это мужской род. Нулевое окончание не бывает у слов среднего рода. Глаголы прошедшего времени "подбежал" и "взмахнул" употреблены в форме мужского рода. Объясните, как вы написали приставки в этих глаголах. С каким приемом мы здесь вновь встречаемся: "Облак подбежал..."? С олицетворением. Как здесь работает этот прием, какую вы себе представляете картину?
-
Проверка домашнего задания
Чтение отрывков из художественных произведений, в которых имена существительные встречались бы чаще других частей речи, подобранных учащимися. Чего автору удалось добиться благодаря столь частому употреблению существительных в этих текстах?
-
Итог урока
-Что может имя существительное, попав в руки умелого художника? Вывод: 1.Имя существительное может быть использовано и для описания застывшей картины и для передачи движения. 2.Неодушевленные существительные могут "оживать" (олицетворение). 3.Существительные могут заменять прилагательные при описании. 4.Используя звуковую оболочку слов, поэт может передать настроение и создать наиболее выразительные образы. 5.Изменяя род существительных, поэт "оживляет" их, придавая им шутливую окрашенность.
-
Домашнее задание
Подготовиться к контрольному диктанту, упражнение 562.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.