Содержание
-
Использование инновационных технологий в коррекционной работе с детьми . Обучение дошкольников с ОНР отгадыванию и составлению загадок.
Учитель-логопед Шеляг Н.М. Санкт-Петербург 2015г.
-
Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи отгадыванию загадок начинаем при помощи загадок в картинках, где картинка является подсказкой ответа Над цветочками порхает, Кто красавицу не знает? Ее крылья расписные, Ее танцы заводные. Только очень беззащитна, Совершенно безобидна. Не спеши ее пугать, Слабых надо защищать. (Бабочка)
-
Обучение отгадыванию загадок в картинках, где картинка является расшифровкой загадки, но не ответом. Бабушка седа, бела, Зимой всем мила. А как лето наступает, Про бабушку все забывают (печка)
-
Работа по обучению детей составлению загадок
Подготовительный этап: цель - обучение детей сравнению. Дети выбирают объект, определяют его свойства, подбирают сравнение. Действуют по алгоритму.
-
Значительное внимание уделяется вариативности свойств объекта. Учу детей сравнивать по цвету, по форме, по величине, по материалу. В заключение подготовительного этапа, учу сравнивать по действию.
-
Доказали свою продуктивность в работе так называемые «молчаливые загадки». Они способствуют развитию зрительного восприятия и логического мышления детей. Как нарисовать кота, не рисуя кота? Можно изобразить хвост, торчащий из-под дивана, или уши, или тень за занавеской; или следы на снегу. Становится понятным название загадок – их можно загадывать молча, они не требуют слов. КТО ЭТО?
-
Способствуют развитию воображения «загадки ленивого художника», который любит начинать рисунки, но никогда их не заканчивает. Эти загадки тоже очень полезны, т.к. помогают сравнивать очень схожие предметы, имеющие одинаковые детали.
-
Дети с удовольствием отгадывают и придумывают сами загадки, которые указывают на окружение предмета, например, мы хотим составить загадку про иголку; выясним где, у кого, в каких предметах есть иголки? Получаем загадку: «Что есть у ежика, у елки, у шприца, у швейной машины?». Аналогично составляем загадки про колесо, пружину, шляпку, бантик. В схеме такой загадки задается только один вопрос: «Где живет?» или «Куда входит?», или «У кого есть?», или «Где встречается?». ЧТО ЕСТЬ У ЁЖИКА, У ЁЛКИ, У ШПРИЦА, У ШВЕЙНОЙ МАШИНЫ?
-
Более сложными являются загадки, в которых предметы окружения называются не прямо, а по признакам. Если я ставлю своей целью познакомить детей с функциями предметов: главными и второстепенными, явными и скрытыми, можно предложить им сначала отгадать загадки, в которых предметы сообщают о своих делах, а потом попробовать самим составить такие загадки. Нам ведьму без неё, представить трудно. На ней колдунья чрез окно, летит на шабаш в полнолунье. Ей как веслом рулит Яга, меж облаков летая в ступе. В руках у дворника, с ней всюду чистота. И Гарри Поттер, ей владеет запросто. То самолёт, иль аппарат какой? Нет. Она является простой - (метлой).
-
Очень трудными для детей с речевым недоразвитием оказались загадки, основанные на выделении противоречий. Познакомили с понятием – оксюморон (сочетание слов, противоположных по смыслу в одном образе). У нас получились загадочные фразы, которые дети объясняли друг другу Чёрно-белая сорока, оставляющая след на бумаге клювом (маркер) Холодная тёплость, покрывающая землю зимой (снег) Твёрдая мягкость пола (ковёр) Множество в одной (матрёшка)
-
За годы работы у меня накопилось определенное количество загадок, составленных детьми на занятиях, и разные варианты детских ответов для одной и той же загадки, которые я использую при работе по обучению отгадыванию загадок с новыми детьми. Одна загадка – четыре отгадки:
-
Составление загадок позволяет заменить репродуктивный способ обучения обучением через творчество, через решение творческих задач. А для ребенка загадать загадку – задача действительно творческая, он думает о том отгадчике, который сейчас стоит рядом. Дети не занимаются скучным обобщением давно известных истин, они создают нечто новое!
-
Занятия по составлению загадок позволяют решить многие задачи: - расширяется словарный запас детей; - совершенствуется грамматический строй речи; - развивается мыслительная активность и творческое воображение детей; - дети овладевают инструментарием, необходимым для самостоятельного движения вперед; - они учатся не боятся даже самых трудных задач, подходить к их решению нетрадиционно, творчески. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.