Содержание
-
Использование пальчиковой гимнастики и упражнений на развитие мелкой моторики в формировании речи у детей с речевыми нарушениями. Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 «Земляничка» Из опыта работы речевой группы МКДОУ № 17 «Земляничка» Составитель: Колегова Г.М. Воспитатель первой квалификационной категории. Коменки-2013
-
Законодательная база Конституция Российской Федерации. Семейный кодекс. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»(под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой) М.: Мозаика-Синтез,2010. Федеральные Государственные Требования о структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приказ от 23 ноября 2009г. №659. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 12 сентября 2008г.№666. Устав МКДОУ №17 «Земляничка». Программа
-
История вопроса. Немецкий психотерапевт-Фр.Фребель, Русский просветитель-Н.И.Новиков, Английский психолог-Д.Селли, Физиологи-Т.П.Хризман и М.Н.Звонарёва, академик Бехтерев- доказали, что ритмичные движения пальцами усиливают согласованную деятельность лобных и височных отделов мозга. Научные данные электрофизических исследований говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
-
Правильная речь — один из показателей готовности детей к школьному обучению: успешному освоению грамоты и чтения. Правильная речь — является одной из важных предпосылок дальнейшего полноценного развития ребёнка, процесса социальной адаптации. ПРОБЛЕМА— на современном этапе, по данным медицинских исследований, всё больше детей страдают недостатками речевого развития. А исправление речи у детей с ОНР происходит очень медленно, с трудом вводятся звуки и развивается связная речь ГИПОТЕЗА — если предположить, что речевой центр находится рядом с моторным центром и взаимосвязаны , то опосредованное воздействие на функции мелкой моторики приведёт к развитию речи и сумеем ли мы в условиях речевой группы сформировать у детей тонкие движения рук. АКТУАЛЬНОСТЬ- определяется социальной ролью языка и речи и их значением в психологическом развитии ребёнка .
-
Развитие мелкой моторики через использование пальчиковых игр, упражнений. Дети с ОНР не могут спонтанно выйти на онтогенический путь развития моторных функций, свойственный нормально развивающимся детям, т. к. их развитие протекает на фоне нарушений деятельности ЦНС. Но опыт обучения и воспитания детей с данной паталогией показывает, что они обладают довольно большим потенциалом и в результате правильного организованного воздействия могут достигнуть больших успехов. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, особый упор мы сделали на:
-
Цель:создание условий для развития мелкой моторики руки в группе детского сада. Задачи: Создание методического комплекта (календарно-тематический план по видам деятельности, различные виды раздаточного материала по развитию мелкой моторики, консультативный материал для родителей). Систематизировать работу по применению пальчиковых игр в течении всего дня. Взаимодействие всех субъектов образовательного пространства: педагогов ДОУ( воспитателей, логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физо и медицинского работника) и родителей.
-
Условия реализации задач Создание речевой среды. В группе создан уголок по развитию мелкой моторики (оборудование: -пальчиковый театр; игры- шнуровки; сухой бассейн; наборы круп для бассейна, ;мелкие мячи, массажные мячи, Су-Джок, массажные варежки, эспандеры;счётные палочки; наборы для рисования, лепки, ручного труда; , листы в клетку, графические диктанты и т. д.) Применение различных методов и приёмов: традиционных и нетрадиционных. Традиционные:* развитие общей и мелкой моторики через сочетание речи и движения: , логоритмика, музыкальные и физкультурные занятия Нетрадиционные: * «разные волчки», «рисуем на крупе, на пене», «палочки», «солёная вода», «песок», «холод», «палочки», «самомассаж -релаксация», «Су-Джок», «Массажёры». Основное направление — пальчиковые игры: составлена картотека пальчиковых игр по возрастам , по видам деятельности Координация работы педагогического коллектива ДОУ и родителей. Работа с родителями: анкетирование, тестирование, консультации, мастер-классы, праздники, круглые столы, беседы, наглядность.
-
Участники педагогического процесса
-
Принципы работы по развитию мелкой моторики Принцип наглядности, систематичности, последовательности, доступности принцип индивидуального и дифференцированного подхода принцип социализации и безопасности принцип преемственности, взаимодействия с родителями
-
Нетрадиционные формы и методы работы Разные волчки «Чей волчок дольше не упадёт» «Кто быстрее раскрутит волчок» «Весёлые гонки» Тренировка мелких мышц пальцев.
-
Рисование на манке-зрительно-моторнаякоординация,-творческое мышление
-
Крупа (гречка, рис, горох, фасоль,горох) «Сухой бассейн» «Спрячем ручки» «Спрячь (найди )игрушку» «Какая крупа?» «Определи на ощупь» Развитие чувства стереогноза.
-
Песок «Найди зайчика» «Спрячь шарик» «Расскажи, что чувствуешь?»
-
Гидромассаж- соль, вода, массаж. Самомассаж пальцев рук Самомассаж ладоней Самомассаж тыльной стороны рук Массаж в воде с предметами: Мячик, палочка, бусины. Игры: «Выбери жёлтые бусины» «Выложи узор» Погреем пальчики, ладони Ёжик «Я мячём круги катаю, Взад-вперёд его гоняю. Им поглажу я ладошку, Будто я сметаю крошку»
-
Массажёры «Согреем ручки» «Ёжик-папа, ёжик-мама» -нормализация мышечного тонуса -стимуляция тактильных ощущений
-
Су- Джок Поочерёдное одевание кольца на пальцы одной руки, затем другой. Катание шара, ореха, массажного мяча между ладонями. На каком пальце кольцо? (с закрытыми глазами)
-
Бусы «Сделаем бусы» «Выполни задание: -каждая ниточка своего цвета -самые длинные бусы -на каждой ниточке разные животные Развитие мышц пальцев, координация движений.
-
Массажные кольца-эспандеры «Самый сильный» «Кто больше» -тренировка мышц кисти и пальцев «Я сожму своё кольцо- Буду сильным молодцом. Буду младших защищать, Буду слабым помогать. Пополам его согну. И восьмёркой заверну.»
-
Самомассаж -Активизация биологически активных точек -Укрепление здоровья -Успокаивающее воздействие на нервную систему -Укрепляют пальцы «Утюгом разгладим складки, Будет всё у нас в порядке. Перегладим все штанишки Зайцу, ёжику и мишке.»
-
Прищепки Концентрация внимания на тактильных ощущениях
-
Кинезеологические упражнения -Динамическая координация-способность к переключению с позы на позу, -дифференцированные движения пальцев рук «Кулак-ребро-ладонь «Змейка» Зеркальное рисование
-
Пальчиковые игры- основное направление работы. Самое интересное и доступное во всём многообразии как для детей, так и для взрослых. Именно пальчиковые игры — весёлые упражнения помогут малышу научиться координировать движения рук и глаз. Пальчиковые игры — весёлые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка стихотворения с помощью пальчиков. Они являются частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей и полезны для их развития. Обогащают общение взрослого с ребёнком.
-
Комплексное воздействие пальчиковых игр Участие разных специалистов: логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физвоспитанию, медицинский работник. Использование пальчиковых игр в течении дня в разных режимных моментах. Включение семьи в педпроцесс.
-
Правила проведения пальчиковых игр. Равномерно нагружать пальцы обеих рук. После каждого упражнения использовать расслабление. Пальчиковую гимнастику нужно использовать комплексно, во всех видах деятельности. Пальчиковые игры должны быть правильно дозированы.
-
Методическое обоснование. Не требуют особой подготовки, их можно быстро организовать и провести без использования игрушек и атрибутов. Они непродолжительны во времени, способствуют эмоциональному возбуждению и одновременно-физическому расслаблению. Имеют разнообразную тематику. Могут использоваться во всех видах деятельности. Способствуют развитию чувства ритма.
-
Пальчиковые игры способствуют: предполагаемый результат Развитию речевого аппарата и обогащению словаря. Подготовке руки к письму. Графомоторные навыки. Развитию умения концентрировать внимание на выполняемых действиях. В мозгу формируется проекция человеческого тела. Речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев. Развивается восприятие, фантазия, творческие способности. Освоение пространственной ориентации. Ощущается эмоциональный подъём во время игры и восприятия игрового текста.
-
Работа с родителями Родители, активные участники педагогического процесса
-
Формы работы с родителями: -родительские собрания, -информационные уголки, -праздники, развлечения, -тематические консультации, -практикумы, -анкетирование, -консультации (групповые и индивидуальные) -беседы (групповые и индивидуальные) -круглый стол
-
Задачи работы с родителями Способствовать созданию комфортной социальной среды дома у воспитанников; Познакомить родителей с влиянием пальчиковых игр на речевое развитие; Знакомство родителей с навыками эмоционального раскрепощения и творчества в движениях рук; Способствовать речевому развитию своих детей.
-
-
Проанализировав состояние речи наших детей в начале обучения и в данное время, проверив развитие моторики детей: 1 — умение удерживать позу и выполнение позы двумя руками 2 — умение удерживать статические позы 3 — динамические движения 4 — слухомоторную память 5 — графомоторные навыки 6 — количество предварительных показов или объяснений — пришли к выводу, что состояние моторики детей близко к возрастной норме, дети по первому показу могут выполнить задания, выдерживают статично заданную позу, переключаются с одной позы на другую, запоминают тексты игр и самостоятельно их воспроизводят, координируют движения руки и глаза, легко ориентируются на листе бумаги в клетку, выполняют графические диктанты... Таким образом —
-
ВЫВОДЫ:
Эффективность применения пальчиковых игр и упражнений в сочетании с нетрадиционными методами во многом зависит от систематической работы в течение всего дня. В процессе которой ребёнок исподволь постепенно овладевает необходимыми речевыми навыками и умениями . Участвуя в коррекционно-образовательном процессе , родители становятся его активными участниками , начинают ответственно относиться к взаимодействию с логопедом и воспитателями Систематическая работа в течение всего дня и тесный контакт с родителями способствуют раннему устранению речевых нарушений и, следовательно, дальнейшему успешному школьному обучению. Система этой работы предлагается воспитателям детского сада в качестве здоровьесберегающей технологии.
-
Это мы
-
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.