Содержание
-
ГБОУ СОШ «ОЦ» им С.Ф. Зинченко пос. Глушицкий СП ДС «Золотое зернышко»
Тема: Использование современных технологий познавательно-речевого развития у детей ясельной группы Подготовила воспитатель Богачёва Елена Николаевна 2015 год
-
Актуальность работы
Познавательно-речевое развитие – это один из важнейших разделов педагогики раннего детства, направленный на умственное развитие ребёнка, которому предстоит жить в огромном и увлекательном мире. Это ко многому нас обязывает. Следует помнить, что формирование мышления начинается с первых лет жизни ребёнка. Это непрерывный процесс, в котором первые два года играют стратегически важную роль, как стартовый период, период интенсивного развития мозга ребёнка. На сегодняшний день мы видим, насколько остро стоит проблема задержки речевого развития у детей. Поэтому первой задачей для нас является развитие активной, коммуникативной речи. Мы стараемся постоянно разговаривать с детьми, включать каждого в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях. Оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи детей 1-2 летнего возраста, нам помогают специальные приемы стимуляции речевой активности, игровая деятельность, использование игровых песенок, сказок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми и др. Представленный опыт является актуальным, т.к. отвечает социальному заказу в личностно-ориентированном образовательном процессе воспитания и обучения дошкольника (детей в возрасте 1-2 лет).
-
Цели и задачи:
Формировать активный и пассивный словарь детей; Создавать условия для развития компонентов устной речи в различной деятельности; Развивать память, внимание, мышление детей; Развивать эстетическое восприятие, творческие способности; Воспитывать умение играть совместно с другими детьми.
-
Методологическая база опыта
Приоритетные образовательные области: социализация, коммуникация, труд Используемые современные педагогические технологии: технология развивающего обучения, игровые технологии, педагогика сотрудничества, информационно-коммуникативные технологии (ИКТ – технологии), личностно – ориентированные технологии
-
Программное содержание
Возможность понимать речь и говорить становится для ребенка на втором году жизни важнейшим средством познания окружающего, а познавательная деятельность стимулирует развитие его инициативной речи. Познавательная речевая активность детей третьего года жизни развивается на занятиях по ознакомлению с окружающим. Содержание занятий определяется программным материалом, включающим те знания, которые ребенок не может освоить самостоятельно. В ясельной группе развитие речи начинается с раздевалки, с того момента, когда мама или папа привели своего ребёнка в детский сад. Воспитатель здоровается, с ребёнком. В эти первые минуты нахождения в детском саду и общения с воспитателем уже происходит развитие речи ребёнка. Дети склонны к подражанию. Они чутко реагируют на состояние, настроение окружающих его взрослых.
-
Программное содержание, предлагаемое детям на всех занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, закрепляется в процессе повседневного общения с ними и самостоятельных игр в быту. Важнейшим принципом построения системы занятий является постепенное усложнение их содержания. В группе имеются различные пособия для проведения занятий по развитию речи. Например: кукольный, настольный театр и другие.
-
Уровень развития речи детей в один-два года:
Дети понимают обозначаемые на простых сюжетных картинках действия и предметы; Выполняют просьбы взрослых, состоящих из двух частей; Понимают значение пространственных предлогов (положила на стол, сядь на диван).
-
Практическая реализация опыта работы
Занятие по развитию речи проводятся в три этапа. Первая часть – вводная, игровой момент. Вторая часть – основная, и заключительная, закрепление материала. В группе созданы условия по развитию речи. Подобран иллюстрированный материал по темам: «Транспорт», «Посуда», «Одежда», «Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Цветы», «Животные», а также сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», книжки раскладушки.
-
Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика Цель: формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировка органов артикуляции. Дыхательные упражнения Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ. 1.«Подуем на снежинку». Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони. 2. «Бабочка летает». Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т.д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку. 3.«Плывет, плывет кораблик». Налить в тазик или ванну воду положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.
-
Практическая реализация опыта работы
Артикуляционная гимнастика Цель: развитие артикуляционного аппарата. Упражнение «Заборчик». Зубы ровно мы смыкаем И заборчик получаем, А сейчас раздвинем губы – Посчитаем наши зубы. Упражнение «Хобот слоненка». Подражаю я слону Губы хоботом тяну… Даже если я устану, Их тянуть не перестану. Буду долго так держать, Свои губы укреплять.
-
Практическая реализация опыта работы
Игры по развитию общей моторики Двигательные упражнения, игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи. Чем выше двигательная активность, тем выше развивается его речь. Мы идем по кругу, посмотри, И шагаем дружно: раз, два, три. Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки. Поскакали, поскакали: скок, скок, скок, А потом, как аисты встали – и молчок.
-
Подвижные игры с речевым сопровождением Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи. Например, подвижные игры «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Котик в гости к нам пришел».
-
Практическая реализация опыта работы
Логоритмические игры с самомассажем Во время игр с самомассажем воспитатель читает стихотворение, сопровождая слова движениями. «Лягушата» Лягушата встали, потянулись и друг другу улыбнулись. Выгибают спинки, спинки – тростинки Ножками затопали, ручками захлопали, Постучим ладошкой по ручкам немножко, А потом, а потом грудку мы чуть-чуть побьем. Хлоп-хлоп тут и там и немного по бокам, Хлопают ладошки нас уже по ножкам. Погладили ладошки и ручки и ножки. Лягушата скажут: «Ква! Прыгать весело, друзья».
-
Игры – подражания с речевым сопровождением Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз. «Птичий двор» Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!», Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!», Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!» Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!», А наш Петя-петушок рано-рано поутру Нам споет «Ку-ка-ре-ку!» «Произношение гласных звуков» - А-а-а (плач ребенка, поет певица, уколол пальчик, девочка укачивает куклу). - О-о-о (разболелся зуб,удивление). - У-у-у (гудит поезд). -И-и-и (жеребенок ржет). Звуки произносятся на выдохе.
-
Пальчиковые игры Это уникальное средство для развития речи: стимулируют речевое развитие, улучшают артикуляционную моторику, подготавливают кисть к письму и повышают работоспособность коры головного мозга. «Замок» На двери висит замок. Кто его открыть бы смог? Покрутили, постучали, потянули… и открыли. Игры с различными предметами и материалами Можно использовать различные круглые предметы, которые хорошо катаются между ладонями. «Яичко» (катаем грецкий орех или любой шарик между ладошками). Маленькая птичка принесла яичко, Мы с яичком поиграем, Мы яичко покатаем, Покатаем, не съедим, его птичке отдадим. «Крутись карандаш» (карандаш должен быть ребристым). Катание карандаша по столу вперед- назад, чтобы карандаш не укатился. Сначала одной рукой, потом другой.
-
«Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности». К.Д. Ушинский. Очень важно работать над развитием речи малышей, но так же необходимо большое внимание уделять умению детей раннего возраста контактировать с окружающими людьми, учиться общаться, договариваться.
-
Литература
1.Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой Москва, Мозаика-Синтез, 2007. 2.Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет, Л.Н.Павлова, Москва, Мозаика-Синтез, 2008. 3.Конспекты занятий в ясельной группе детского сада, Н.А.Карпухина, Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ, Воронеж, 2008.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.