Содержание
-
Система педагогической работы по речевому развитию детей раннего возраста
Салимгареева Рита Равилевна
-
Важнейшее средство человеческого общения — это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи, речевого общения. Эта общая задача состоит из ряда отдельных задач: ♦ расширение, обогащение и активизация словаря; ♦ воспитание звуковой культуры речи; ♦ формирование правильной разговорной речи.
-
Важным и основным компонентом речевой среды является живая речь взрослого. С ребенком необходимо постоянно разговаривать: в ходе режимных моментов (одевание, раздевание, умывание, принятие пищи, прогулка, подготовка ко сну), различных бытовых ситуациях (раскладывание игрушек по местам), во время игры, чтения книг. Надо разговаривать с детьми в течение дня о том, что они видят и делают.
-
обучение на организованной образовательной деятельности(ООД) развитие речи детей в повседневной жизни. Выделяют две основные формы работы над речью детей:
-
Приемы развития речи Наглядные Показ иллюстраций, картин, мнемотехника Словесные Чтение сказок Речевые упражнения Речевой образец Вопрос Подсказка Повторное проговаривание Оценка детской речи Напоминание Объяснение Указание Словесные поручения Игровые Сюрпризный момент Игровой персонаж Речевые игры Эмоциональность педагога
-
«Слово воспитателя, не согретое теплотой его убеждения, не будет иметь никакой силы». К.Д. Ушинский.
Работа по развитию связной речи трудоемка и всегда почти полностью ложится на плечи педагогов. Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. Педагог должен воспитывать своей речью. В связи с этим существуют требования к речи педагогов речью. В связи с этим существуют требования к речи педагогов
-
Речь педагога должна быть -необходимо следить за тем, чтобы речь взрослых, окружающих ребенка была простой, с четкой артикуляцией, без речевых нарушений. - по возможности чаще адресована каждому ребенку. Этим обеспечивается привлечение внимания малышка к речи взрослого и готовность ответить на нее; - эмоционально окрашенной. Эмоциональное содержание, выраженное определенным тоном, маленькому ребенку часто более понятно, чем смысл слов; - правильной, отчетливой, неспешной; - понятной ребенку по содержанию, касаться интересных для него тем, что обеспечивает вовлеченность ребенка в речевой контакт со взрослым и его активность в этом процессе; - более сложной, чем речь ребенка по структуре и форме фраз, так и по лексической новизне; взрослый должен давать ребенку более сложные образы, чем те, которыми он уже владеет.
-
К. Д. Ушинский«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»
-
Музыкальные занятия помогают заучивать песенки и потешки, выполнять музыкально – ритмические движения, слушать музыку.
Игры с музыкальными инструментами Цель: развивать слуховое внимание неречевых звуков, умение ориентироваться в пространстве, действовать по звуковому сигналу
-
На занятиях по физическому развитию дети выполняют артикуляционную гимнастику, проговаривают слова подвижных игр, запоминают их.
-
На занятиях по изобразительной деятельности, изучая новые материалы, новые инструменты для рисования, различные техники рисования, дети расширяют свой словарный запас и кругозор.
-
Развитие речи детей на досугах и развлечениях
-
Развиваем пальчикиОсобое место в играх, направленных на развитие речи, занимают игры на развитие мелкой моторики. Они включают движения кистей рук и пальцев, сопровождаемые ритмической, несложной речью. Упражнение кистей и пальцев рук способствует развитию физиологической основы овладения ребенком речью, развитию двигательного центра мозга, ведающего в том числе, и развитием мелкой моторики. Мелкая моторика - залог дальнейшего речевого развития (ладонь - рот, пальчики - язык). Две самые подвижные области (язык и пальцы).
-
Звукоподражание, проговаривание чистоговорок.В звукоподражательных играх развиваются грамматический слух, интонационная сторона речи, отрабатывается четкость произношения. Этому же способствуют и речевые игры, побуждающие малышей к словотворчеству, рифмованию. Они также очень полезны для развития чувствительности к родному языку, овладению его фонематическим и грамматическим строем.
-
Произнесение гласных звуков
Цель: упражнять детей в отчётливом произнесении изолированных гласных звуков. -А-а ( плач ребёнка, поёт певица, уколол пальчик, девочка укачивает куклу) -О-о (у девочки разболелся зуб, удивление!) -У-у ( гудит поезд) -И-и( жеребёнок ржёт) Звуки произносим на выдохе.
-
Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика
-
Развитие речи детей в повседневной жизни
Развитие речи детей происходит не только на организованных занятиях, но и в повседневной жизни, в самостоятельной игре. В режимные моменты у детей закрепляются навыки, приобретенные ранее, и систематически формируются новые. Навыки связаны с процессами еды, раздевания, одевания и т. д. В ходе выполнения режимных процессов от ребенка требуется точность знания, как нужно выполнять то или иное действие (чисто вымыть руки, не облившись при этом водой), в какой последовательности выполнять действия (например, при одевании на прогулку). Разные процессы совершаются в разных условиях, поэтому дети овладевают самыми разнообразными словами: учатся называть предметы домашнего обихода (одежду, мебель, посуду), игрушки, уточнять детали знакомых предметов (у туфелек есть каблук, носок, туфли застегивают либо специальной застежкой, либо пуговкой, ботинки зашнуровывают шнурками). Наряду с называнием предметов учат обозначать словами различные действия: одни и те же действия с разными предметами — налить (суп, компот, кофе), снять (пальто, - шапку, шарф), надеть (платье, рубашку, колготки); разные действия с одним предметом — застегнуть, расстегнуть (пуговицу), снять, повесить (пальто на вешалку); называть признаки предметов (шапочка красная, мягкая, теплая, суп горячий, теплый, вкусный).
-
Развитие речи через формирование сюжетно – ролевой игры.
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. В работе по развитию речи детей раннего возраста использую следующие формы совместной деятельности: игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения; игры на развитие мелкой моторики рук; дидактические игры и упражнения; бытовые и игровые ситуации;
-
Цель: развивать речевую активность детей в связи с принятой ролью. помочь детям усвоить формы речевого этикета, совершенствовать умение высказывать свои мысли. учить детей, играющих вдвоем и выполняющих разные, но взаимосвязанные роли, разворачивать диалог между собой.
-
Использование фольклора в режимных моментах
Совершая ежедневные процедуры, воспитатель комментирует свои действия, использует в речи подходящие присказки, стишки, напевает песенки. Следовательно, воспитатель просто обязан знать наизусть великое множество различных потешек, прибауток, присказок. Он сопровождает речью все повседневные дела в группе: уход за растениями, накрывание на стол и пр. Постоянный комментарий происходящего вокруг со временем даст свои плоды. Помогая воспитателю, наблюдая за его действиями, дети узнают новые слова, учатся воспринимать речь, действовать по инструкции взрослого.
-
Развитие речи детей на прогулке
Во время прогулки рассматривая деревья, травку и цветочки, мы нетолько учим ребёнкавнимательно относиться к окружающему миру, но и развиваем его связную речь.
-
Таким образом проводится планомерная работа по развитию речи детей раннего возраста не только на организованных занятиях, но и в повседневной жизни, в самостоятельной игре.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.